Финансовое планирование на Российских предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности финансового планирования на предприятии, его роли в общей системе планирования и управления и предоставление рекомендаций по совершенствованию системы планирования, исходя из опыта зарубежных стран

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность финансового планирования 5
1.2 Виды финансового планирования 9
1.3 Методы финансового планирования 17
2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 20
2.1 Оценка зарубежного опыта финансового планирования на предприятии 20
2.2 Совершенствование финансового планирования на российских предприятиях 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВСЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Следующим недостатком отечественной системы  планирования является то, что оно представляет собой единый процесс для всей организации. Исходя из зарубежного опыта, где крупные компании разбивают свои финансовые планы на несколько разделов, можно увидеть, что это намного эффективнее, т.к. при формулировке задач и конкретизации целей каждое подразделение имеет свои конкретные задачи и, исходя из них, разрабатывает свои оперативные планы для достижения целей. Затем эти планы сводятся воедино для образования общего плана компании. Таким образом, на мой взгляд российским предприятиям следует разбить систему финансового планирование на две взаимосвязанные подсистемы: систему планирования структурных подразделений и систему сквозного планирования организации в целом.

     Ну  и последний момент в системе  планирования, который, на мой взгляд, заслуживает внимания – это модели финансового планирования, а именно, их отсутствие в отечественной системе планирования. В западной экономической литературе большое внимание уделяется моделям и программам, помогающим осуществлять процедуру финансового планирования на практике и делающим ее более эффективной. В отечественной теории и практике такие модели на сегодняшний день отсутствуют. Наша экономическая школа выделяет определенные методы финансового планирования, которые изначально были разработаны в рамках различных экономических наук28. О них речь уже шла в подразделе 1.3 данной работы. В свою очередь, ключевой момент финансового планирования за рубежом заключается в выявлении влияния альтернативных стратегий поведения на прогнозные варианты финансовой отчетности. Финансовые модели предназначены для оценки результатов этого влияния, чтобы впоследствии иметь возможность выбрать наиболее оптимальный способ достижения цели. Речь о моделях финансового планирования на зарубежных предприятиях уже шла в предыдущем разделе. Сейчас я акцентирую внимание на том, какие из этих моделей можно было бы, по моему мнению, использовать на российских предприятиях для совершенствования отечественной системы планирования. На Западе шире всего используется модель прогнозирования опционов, что небезосновательно, т.к. процесс финансового планирования неизбежно связан с принятием инвестиционных решений для развития компании в будущем. Эта модель незаменима при рассмотрении крупных инвестиционных предложений. Но, к сожалению, в условиях неразвитости отечественного рынка ценных бумаг вряд ли представится возможность ее использования в обозримом будущем. Поэтому нашим предприятиям, на мой взгляд, следует обратить внимание, прежде всего, на построение плана на базе изменения объема продаж и на имитационное моделирование, т.к. оставшиеся модели в определенной степени ими используются. Исходными данными для применения этих моделей являются экономическая, учетная и рыночная информация, которой располагает компания. Результат применения моделей – прогноз финансовых отчетов.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В процессе проведения данной работы я  изучила и проанализировала сущность и методологию финансового планирования на отечественных и зарубежных предприятиях.

     На  основе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Использование финансового планирования на российских предприятиях ограничено в связи со следующими факторами: высокой степенью неопределенности на российском рынке; незначительной долей предприятий, располагающих возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок; отсутствием эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса. В этих условиях финансовое планирование доступно лишь крупным компаниям, обладающим средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановую работу. В большинстве коммерческих организаций в нашей стране отсутствует финансовое планирование, а принимаемые руководством решения по организации финансово-хозяйственной деятельности не обосновываются соответствующими расчетами и носят интуитивный характер.
  2. Стратегические финансовые планы на отечественных предприятиях составляются крайне редко. Понятие финансового планирования в большинстве случаев трактуется очень узко и очень часто отождествляется с понятием бюджетирования, что является концептуально неверным.
  3. Теоретическая база финансового планирования отечественных предприятий практически не коррелирует с его практическим применением. На отечественных предприятиях зачастую отсутствует комплексный финансовый план, в котором собраны все элементы финансовой политики. На российских предприятиях эти элементы носят островной характер, что не дает интегрированного понятия о финансовом планировании. Это предполагает необходимость решения ряда проблем методологического характера: четкое определение объектов и стадий финансового планирования, разработки формы финансового плана предприятия, приближенной к международным стандартам.

     В ходе сравнения систем финансового  планирования отечественных и зарубежных предприятий были сделаны следующие выводы:

  1. Сущность и принципы, положенные в основу финансового планирования в России и за рубежом, в основном идентичны, но существуют определенные различия в понятии и стадиях финансового планирование, которые делают нашу теорию безоружной по отношению к западной.
  2. В России сложно использовать модели финансового планирования, которые широко применяются на Западе, ввиду затруднительного доступа к статистическим данным, экономической нестабильности а также неразвитости фондового рынка.
  3. По мере стабилизации экономической ситуации необходимость и возможность разработки долгосрочных и оперативных планов отечественными предприятиями становиться очевидной.

     Необходимо  также отметить, что в современных  условиях нельзя просто сравнивать отечественный и зарубежный опыт в части финансового планирования. Отечественный опыт находится на начальной стадии развития, отсутствуют статистические ряды показателей для проведения глубоких разработок в данной области финансовой науки. Однако многие российские ученые-экономисты все же пытаются различными путями подойти к решению проблемы внутрифирменного финансового планирования. Об этом свидетельствует наличие весьма широкой теоретической базы о сущности и методах финансового планирования. Механический перенос зарубежного опыта на практику работы предприятий России неприемлем, в частности, сюда относится модель прогнозирования опционов. Однако существуют определенные приемы и модели финансового планирования, которые  было бы неплохо позаимствовать отечественным предприятиям у Запада. В частности, к таковым относятся:

  1. Разработка комплексного финансового плана. Интегрированный характер финансового планирования;
  2. Обособление процесса бюджетирования от финансового планирования;
  3. Расширение горизонтов стратегического и оперативного финансового планирования;
  4. Изменение приоритета плана производства над планом сбыта;
  5. Разработка оперативного плана, обеспечивающего текущее руководство деятельностью компании исходя из выбранной стратегии;
  6. Разработка отечественных моделей финансового планирования.

     Практическая  значимость работы заключается в  определении слабых сторон финансового  планирования на российских предприятиях и предложении конкретных методов  по их ликвидации на основе опыта зарубежных стран.

     Таким образом, финансовое планирование на российских предприятиях находится на начальной стадии своего развития; имеются все предпосылки и основания к тому, что оно будет стремительно развиваться по мере стабилизации экономической ситуации и внедряться в более широкий круг коммерческих организаций; акцент будет сделан на долгосрочное планирование и определение целевых установок компании.  
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Приказ  Минэкономики РФ от 01.10.1997 №118 «Об утверждении  методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»;
  2. Войко А. Постановка системы бюджетирования на предприятии // Финансовая газета. – 2006. - № 2.
  3. Давыденко Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях // Финансовый менеджмент. – 2005. - №2.
  4. Кандинская О.А. Процесс финансового планирования в компании // Управление корпоративными финансами. – 2006. - №5.
  5. Кычанов Б.И., Храпова Е.В. Финансовое планирование как элемент интегрированного планирования на предприятии // Финансовый менеджмент. – 2008. - №5.
  6. Чхутиашвили Л.В. Основы финансовой деятельности на предприятиях в современных рыночных условиях // Международный бухгалтерский учет. – 2010. - №8.
  7. Бочаров В.В. Коммерческое бюджетирование. – СПб.: Питер, 2005. – 368 с.
  8. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.
  9. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. – М.: Олимп-Бизнес, 2007. – 1008 с.
  10. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах. Том 2. – СПб.: Экономическая школа, 2005. – 669 с.
  11. Джерими Х., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 256 с.
  12. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Финансы организаций: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 575 с.
  13. Ли Ченг Ф., Финнерти Д.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика. – М.: Инфра-М, 2005. – 686 с.
  14. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 264 с.

 

Приложение 1

     Форма стратегического плана корпорации США29

Раздел 1. Ключевая миссия (цель) деятельности компании
Раздел 2. Масштаб и сфера деятельности
Раздел 3. Основные задачи корпорации
Раздел 4. Прогноз экономической обстановки
Раздел 5. Выбор стратегии
Раздел 6. Обобщение итогов прогноза деятельности
Раздел 7. Специальные разделы плана

       7.1 Производство

       7.2 Маркетинг

       7.3 Финансы

7.3.1 Оборотный  капитал:
  • политика управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами;
  • управление денежными средствами и краткосрочными ценными бумагами;
  • управление запасами;
  • управление дебиторской задолженностью и кредитная политика
7.3.2 Эмиссионная  политика
7.3.3 Дивидендная  политика
7.3.4 Финансовое  прогнозирование:
  • инвестиционная политика;
  • бюджет движения денежных средств;
  • прогнозная финансовая отчетность;
  • потребность во внешнем финансировании;
  • общая оценка условий финансирования;
7.3.5 Учетная  политика
7.3.6 Налоговая  политика
7.3.7 Система  внутреннего финансового контроля
Раздел 8. Исследования и разработки
Раздел 9. Новая продукция
Раздел 10. Управление персоналом и мотивация труда

Информация о работе Финансовое планирование на Российских предприятиях