Финансовое планирование на Российских предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение сущности финансового планирования на предприятии, его роли в общей системе планирования и управления и предоставление рекомендаций по совершенствованию системы планирования, исходя из опыта зарубежных стран

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность финансового планирования 5
1.2 Виды финансового планирования 9
1.3 Методы финансового планирования 17
2 РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 20
2.1 Оценка зарубежного опыта финансового планирования на предприятии 20
2.2 Совершенствование финансового планирования на российских предприятиях 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованных источников 40

Работа содержит 1 файл

Курсовая ВСЯ.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     Граница между стратегическим и перспективным планированием очень размыта. Некоторые авторы разделяют эти виды планирования, в то время как другие отождествляют их.

     Результаты  некоторых из принимаемых решений  распространяются, как известно, на достаточно длительную перспективу. Это  относится, например, к реорганизации бизнеса, конкурентной, инвестиционной политике. Такие решения определяют деятельность организации на много лет вперед и отражаются в стратегический планах, степень детализации которых невысока.

     Содержанием стратегического планирования являются общие цели и политика коммерческой организации. Оно содержит в себе решение основных проблем организации, в том числе и финансового обеспечения. Оно создает предпосылки для более детального планирования, придает деятельности организации в разные периоды последовательность и внутреннее единство.

     «Предназначение стратегического планирования –  обоснование того, какие товары (услуги) должны производится и где они  могут быть реализованы»8.

     В целом финансовая стратегия представляет собой детально проработанную концепцию привлечения и использования финансовых ресурсов предприятия, включая конкретный механизм формирования требуемого объема финансирования за счет различных источников и форм, а также механизм эффективного вложения этих ресурсов в активы предприятия9.

     В зависимости от направлений расширения деловой активности выделяют разные стратегии планирования коммерческой организации (таблица 2).

     Таблица 2 – Стратегии планирования коммерческой организации10

Расширение активности «вглубь» Сегментация существующих рынков с целью охвата своими товарами новых групп потребителей
Расширение  активности «вширь» Диверсификация  производства
Расширение  активности «через границы» Интернационализация производства через освоение зарубежных рынков
Количественный  рост Наращивание объема производства неизменной номенклатуры товаров для старого рынка
 

     Практика  показывает, что при формировании стратегических планов отечественных  организаций на сегодняшний день ключевыми показателями являются: качество продукции, увеличение доли рынка, инновации и рост продаж. Прибыльность не является доминирующим фактором. Следовательно, текущее финансовое положение организации не является сегодня определяющей чертой для ее ближайшего будущего.

     Установки, сделанные в стратегическом планировании, получают свое экономическое обоснование и уточнение в перспективном финансовом планировании. Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства.

     Перспективный финансовый план должен давать организации следующую информацию:

  1. о потребностях в инвестиционных средствах;
  2. о способах финансирования этих инвестиций;
  3. о влиянии выбранной инвестиционной политики на стоимость компании.

     Перспективное финансовое планирование базируется на данных финансового прогнозирования, которое состоит в изучении будущего коммерческой организации на длительную перспективу в зависимости от факторов внутренней и внешней среды.

     Объектами финансового прогнозирования являются11:

  • показатели отчета о прибылях и убытках;
  • потоки денежных средств;
  • показатели бухгалтерского баланса.

     Результатом перспективного финансового планирования тем самым является разработка трех основных документов-прогнозов:

  • планового отчета о прибылях и убытках;
  • планового отчета о движении денежных средств;
  • плана бухгалтерского баланса.
  1. Текущее финансовое планирование (бюджетирование)

     В отечественной литературе понятия  «финансовое планирование» и  «бюджетирование» нередко используют как синонимы. В то время как  в англо-язычной экономической литературе четко разграничивают понятия «план» и «бюджет».

     План  – более широкая категория, включающая комплекс действий, направленных на достижение определенных целей.

     Бюджет  – более узкое понятие, являющееся количественным выражением плана, его техническим инструментом. Бюджет обычно представлен в стоимостном выражении.

     В мировой практике бюджетирование –  это элемент менеджмента, ориентированный  на управление организацией в монетарном измерении. Процедура бюджетирования является правилом для западных компаний и в последние годы становится нормой для многих российских предприятий. По Постановлению Правительства РФ для бюджетных организаций бюджетирование является обязательным элементом планирования.

     Текущий (годовой) бюджет коммерческой организации как часть бизнес-плана составляется на основе показателей перспективного плана. Основное направление бюджетирования – максимизация конечных финансовых результатов при заданных ресурсах и заданной организации работ12.

     Бюджеты по сравнению с перспективными финансовыми планами являются наиболее полными, дифференцированными и детальными, в них определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности организации, последовательность и сроки совершения операций на предстоящий год.

     Данный  вид финансового планирования заключается  в разработке конкретных финансовых планов (бюджетов) на предстоящий год, которые дают возможность организации  определить все источники финансирования, сформировать структуру доходов  и затрат, определить структуру активов и капитала на предстоящий период, а также обеспечивают ее платежеспособность.

     Бюджет  составляется на год с разбивкой  по кварталам. Текущее планирование рассматривается как составная  часть перспективного планирования с конкретизацией его показателей.

     При рассмотрении процесса бюджетирования выделяют три его элемента13:

  1. Организационное обеспечение – внутрифирменная организация подразделений предприятия, которые несут ответственность за составление бюджетов;
  2. Процесс бюджетирования – планирование, исполнение бюджетов, сбор и анализ фактических данных и т.д.;
  3. Технология бюджетирования – формирование и консолидация бюджетов предприятия.

     Классификация бюджетов:

  1. По широте номенклатуры затрат:
    • функциональный – разрабатывается по одной, реже двум статьям затрат;
    • комплексный – разрабатывается по широкой номенклатуре затрат.
  2. По методам разработки:
    • стабильный – не изменяется в зависимости от изменения масштабов деятельности организации;
    • гибкий – предусматривает установление текущих и капитальных затрат в виде норматива расходов.

     В целях организации бюджетирования на предприятии рекомендуется создавать  сквозную систему функциональных бюджетов – операционных, инвестиционных и  финансовых (рисунок 1).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Система бюджетов предприятия14

    1. Оперативное финансовое планирование

     Оперативное финансовое планирование является своего рода дополнением к текущему. Оно  осуществляется в целях контроля за поступлением выручки на расчетный  счет и расходованием наличных финансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование использует утвержденные стратегические позиции в повседневной деятельности для достижения поставленных целей. Если перспективное финансовое планирование осуществляется «крупными мазками», то оперативный финансовый план должен быть значительно более подробным15. В определенном смысле оперативное финансовое планирование дается легче, чем стратегическое, однако это не означает, что оно является менее важным. Коммерческая организация может утвердить многообещающую инвестиционную, кредитную или дивидендную политику определить оптимальную структуру капитала, но, тем не менее, не достичь успеха, т.к. не позаботилась о наличии достаточного количества денежных средств для оплаты по счетам.

     Оперативное планирование заключается в разработке и доведении до исполнения платежного календаря, кассового плана и кредитного плана.

     Платежный календарь составляется на квартал  с разбивкой по месяцам и более  мелким периодам. В нем определяется последовательность и сроки осуществления  всех расчетов, что позволяет своевременно перечислять платежи в бюджеты и внебюджетные фонды. Правильно составленный платежный календарь дает возможность выявить финансовые ошибки, недостаток средств, выявить причины такого положения и наметить пути решения проблем.

     Во  многих предприятиях наряду с платежным  календарем составляется налоговый  календарь, в котором указывается, когда и какие налоги должно уплатить предприятие, что позволяет избежать просрочек.

     Кроме платежного календаря на предприятии  должен составляться кассовый план – план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу организации. Кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличных денежных средств. Он должен предоставляться организацией за 45 дней до начала планируемого периода в обслуживающий ее коммерческий банк.

     Значительная  часть расходов предприятия финансируется  за счет кредитных ресурсов, поэтому  важным аспектом оперативного планирования является разработка кредитного плана. В нем обосновывается размер кредита, рассчитывается сумма вместе с процентами, которую должна будет выплатить организация за пользование кредитом, обосновывается эффективность использования кредита в производственно-хозяйственной деятельности организации.

    1. Методы  финансового планирования

       В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо одной науки как присущие исключительно ей – наблюдается взаимопроникновение аппарата различных наук. В планировании также могут применяться различные методы, изначально разработанные в рамках различных экономических наук.

     В практике финансового планирования применяются следующие методы16:

  • экономического анализа;
  • нормативный;
  • коэффициентный;
  • балансовый;
  • оптимизации плановых решений;
  • экономико-математического моделирования.

     Метод экономического анализа является исходным в финансовом планировании. Здесь  анализируется использование финансовых ресурсов за истекший период. Этот метод  стоит рассматривать как способ, позволяющий определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.

     Данный  метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  показателями может быть установлена на основе изучения их динамики за ряд периодов. Этот метод применяется для определения основных тенденций развития коммерческой организации на основе анализа данных предшествующих периодов. Опираясь на полученные данные, проводится анализ отклонений отчетных показателей от плановых.

     Реальность  плановых заданий повышается при  проведении плановых расчетов нормативным  методом. Сущность нормативного метода планирования заключается в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность коммерческой организации в финансовых ресурсах и их источниках.

Информация о работе Финансовое планирование на Российских предприятиях