Финансовое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс разработки финансового плана и доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 5
1. Роль и задачи финансового планирования 5
2. Процесс финансового планирования 8
3. Перспективное финансовое планирование 10
4. Текущее финансовое планирование 13
5. Оперативное финансовое планирование 17
Практическая часть 21
1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений 21
2. Составление сметы затрат на производство и реализацию
продукции, работ, услуг 25
3. Расчет прибыли планируемого года 26
4. Расчет источников финансирования капитальных вложений 28
5. Расчет налога на прибыль 30
6. Расчет потребности в оборотных средствах 31
7. Распределение прибыли 33
8. Составление финансового плана 35
Заключение 38
Список используемой литературы 39

Работа содержит 1 файл

курсовая Дениса.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период от 1 года до 3 (редко — до 5) лет. Од­нако такой временной интервал носит условный характер, по­скольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой дея­тельности. Разработка финансовой стратегии представляет собой особую область финансового планирования, так как, являясь составной частью общей стратегии экономического развития фирмы, она должна согласовываться с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией. Вместе с тем финансовая стратегия сама оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии экономического развития фирмы. Происходит это в силу того, что изменение ситуации на финансовом рынке влечет за собой корректировку финансовой, а затем, как правило, и общей стратегии развития фирмы. В целом финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии фирмы включает в себя следующие основные этапы:

      определение периода реализации стратегии;

      анализ факторов внешней финансовой среды фирмы;

      формирование стратегических целей финансовой деятельности;

      разработку финансовой политики фирмы;

      разработку системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

      оценку разработанной финансовой стратегии.

 

Важным моментом при разработке финансовой стратегии фирмы является определение периода ее реализации. Продолжитель­ность этого периода зависит в первую очередь от продолжитель­ности периода формирования общей стратегии развития фирмы. Кроме этого, на него воздействуют и другие факторы, такие, как:

      динамика макроэкономических процессов;

      изменения, происходящие на финансовом рынке;

      отраслевая принадлежность и специфика производственной деятельности фирмы.

Достаточно важное внимание в процессе формирования финансовой стратегии отводится анализу факторов внешней среды путем изучения экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, кроме этого, особое внимание отводится учету факторов риска.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности фирмы является следующим этапом стратегического планиро­вания, главной задачей которого является максимизация рыноч­ной стоимости фирмы. Система стратегических целей фирмы должна формироваться четко и кратко, отражая каждую из целей в конкретных показателях — нормативах. Обычно в качестве таких стратегических нормативов используются: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы; соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и др.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой дея­тельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмисси­онной и т.п.

В результате разработки системы мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, на фирме формируются «центры ответственности», определяются права, обязанности и меры ответственности их руководителей за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

Заключительным этапом разработки финансовой стратегии фирмы является оценка эффективности разработанной стратегии, которая осуществляется по нескольким параметрам.

Во-первых, оценивается, насколько разработанная финансовая стратегия согласовывается с общей стратегией фирмы, путем выявления степени согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.

Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии фирмы с прогнозируемыми изменениями во внешней предпринимательской среде.

В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т.е. рассматриваются возможности фирмы в формировании собственных и привлечении внешних финансо­вых ресурсов.

В заключение оценивается результативность финансовой стра­тегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на основе прогноза динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как рост деловой репутации фирмы, повышение уровня управляемости финансовой деятельностью его структурных подразделений и т.п.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предпринима­тельской фирмы на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния фирмы на длительную перспективу. Прогнозирование базируется на обобщении и анализе имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Важный момент при осуществлении прогнозирования — признание факта стабильности изменения показателей деятельности фирмы от одного отчетного периода к другому.


4. Текущее финансовое планирование

Система текущего планирования финансовой деятельности фирмы основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид финансового планирования заключается в разработке конкретных видов текущих финансовых планов, которые дают возможность фирме определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать струк­туру ее доходов и затрат, обеспечить ее постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода.

Результатом текущего финансового планирования является разработка трех основных документов:

      плана движения денежных средств;

      плана отчета о прибылях и убытках;

      плана бухгалтерского баланса.

Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году, с разбивкой по кварталам, так как такая периодизация соответствует законодательным требованиям к отчетности. Текущие финансовые планы предпринимательской фирмы разрабатываются на основе данных, которые характеризуют:

      финансовую стратегию фирмы;

      результаты финансового анализа за предшествующий период;

      планируемые объемы производства и реализации продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности фирмы;

      систему разработанных на фирме норм и нормативов затрат отдельных ресурсов;

      действующую систему налогообложения;

      действующую систему норм амортизационных отчислений;

      средние ставки кредитного и депозитного процентов на финансовом рынке и т.п.

Для составления финансовых документов в процессе осуще­ствления текущего финансового планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного про­цесса, эффективного распределения средств. Как правило, про­гнозы объемов продаж составляются на три года, годовой прогноз разбивается на кварталы и месяцы, при этом чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объе­ма производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки фирмы. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть представлен в форме таблицы.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие составные затраты на производство. С использованием полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого определяется величина получаемой прибыли в предстоящем (планируемом) периоде.

Особое внимание при составлении плана отчета о прибылях и убытках уделяется определению выручки от продаж. Как правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реа­лизации за предшествующий год. Затем эта величина изменяется в текущем году с учетом изменений:

      себестоимости сравнимой продукции;

      цен на реализуемую фирмой продукцию;

      цен на покупные материалы и комплектующие;

      оценки основных средств и капиталовложений фирмы;

      оплаты труда работников фирмы.

Далее определяется плановая среднегодовая сумма амортизационных отчислений на основе данных о среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений. Правильно определить плановую сумму амортизационных отчислений для фирмы достаточно важно в силу того, что она является частью себестоимости производимой продукции. Важно также правильно запланировать расходы на сырье и материалы, прямые издержки на оплату рабочей силы и накладные расходы. В современных экономических условиях широкое распространение получает метод планирования затрат по центрам ответственности. В данном случае центром ответственности является каждое подразделение предпринимательской фирмы, руководитель которого несет ответственность за издержки своего подразделения.

Планирование затрат по центрам ответственности осуществляется путем разработки матрицы затрат, которая включает в себя:

      размерность центра ответственности, т.е. указание отдела, в котором возникает данная статья затрат;

      размерность производственной программы, т.е. указание цели возникновения данной статьи затрат;

      размерность элемента затрат, т.е. указание вида используемых ресурсов.

В итоге при суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Необходимость его составления определяется тем, что многие из затрат, показываемых при расшифровке плана прибылей и убытков, не отражаются на порядке осуществления платежей. План движения денежных средств учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничения на­правлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяют повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности фирмы.

План движения денежных средств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые фирма предполагает получить в течение года.

В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за пользование банковским кредитом, направления использования чистой прибыли. временно определить возможную величину потребности в заем­ных средствах.

Заключительным документом текущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов предпринимательской фирмы. Целью разработки балансового плана является определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде. План баланса служит хорошей проверкой плана прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его составле­ния учитываются приобретение основных фондов, изменение сто­имости материальных запасов, отмечаются планируемые займы, выпуск акций и других ценных бумаг и т.п.

В целом же процесс текущего финансового планирования осуществляется на предпринимательской фирме в тесной связи с процессом планирования его операционной деятельности.


5. Оперативное финансовое планирование

В целях контроля за поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое до­полняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плано­вых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля за формированием и использованием финансовых ресурсов. Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности фирмы.

Оперативное финансовое планирование включает составление и исполнение платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления платежного календаря решаются сле­дующие задачи:

организация учета временной стыковки денежных поступле­ний и предстоящих расходов предприятия;

формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков;

ежедневный учет изменений в информационной базе;

анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению;

Информация о работе Финансовое планирование на предприятии