Финансовая стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Формирование стратегии. Подходы к разработке стратегии. Финансовая оценка стратегических альтернатив. Формирование образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 85.53 Кб (Скачать)

 

Объем управления. Вертикальное разделение труда — отделение  работы по координации от непосредственного  выполнения заданий — необходимо для успешной групповой работы.

 

Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации  дает в результате уже описанную  иерархию управленческих уровней. Главной  характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени управления, может  иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители среднего звена  могут, в свою очередь, иметь несколько  подчиненных из числа линейных руководителей. Например, руководитель производства может иметь в своем подчинении до десяти начальников, включая руководителей смен и различных функциональных служб. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень рядовых работников.

 

 Сфера контроля руководителя  — это лица, ему подчиненные.  Сфера контроля — важный аспект  организационной структуры. Если  одному руководителю подчиняется  большое количество людей, то  имеет место широкая сфера  контроля, которая дает в результате  плоскую структуру управления. При  узкой сфере контроля каждому  руководителю подчиняется мало  людей, что приводит к многоуровневой  структуре. Большие организации  с плоской структурой имеют  меньше уровней управления, чем  организации сопоставимого размера  с многоуровневой структурой.

 

Однако универсальных  подходов к определению оптимальной  сферы контроля не существует. На нее  могут влиять многие факторы внутри самой организации и во внешней  среде. Ни сфера контроля, ни число  уровней управленческой иерархии не являются даже функцией размера организации. Огромная корпорация может иметь  меньше уровней иерархии, чем армейский  полк.

 

Необходимость координации  становится насущной, если работа четко  делится и по горизонтали, и по вертикали. Если не создать формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей  формальной координации различные  уровни, функциональные зоны и отдельные  лица легко могут сосредоточиться  на обеспечении своих собственных  интересов. Формулирование и сообщение  целей организации в целом  и каждого ее подразделения представляют собой лишь один из многочисленных механизмов координирования.

 

Задачи — это предписанная работа, серия работ или часть  работы, которые должны быть выполнены  заранее установленным способом в заранее установленные сроки. Задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре, каждая должность предназначается для выполнения ряда задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается, что если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, то организация будет действовать успешно.

 

Характеристики задач. Задачи организации традиционно делятся  на три категории — работа с  людьми и предметами (машинами, сырьем, инструментами), энергией, информацией. Например, на заводском конвейере  работа людей состоит из работы с  предметами. Задача мастера состоит, в основном, в работе с людьми. Задачи бухгалтера связаны с информацией.

 

Две важные характеристики —  частота повторения данной зада чи и время, необходимое для ее выполнения. Машинная операция, например, может  состоять в выполнении задачи по сверлению  отверстий тысячу раз в день. Чтобы  выполнить каждую операцию, требуется  всего несколько секунд. При этом исследователь выполняет разнообразные  и сложные задачи, и они могут  не повторяться ни разу в течение  дня, недели или года, он может затра-

 

27

 

26

 

 

 

чивать на их решение месяцы или годы. Управленческая работа носит  немонотонный, неповторяющийся характер, и время выполнения каждого вида работы увеличивается по мере перехода от низшего уровня к высшему уровню иерархии.

 

Задачи ы специализация. С момента начала индустриализации существует тенденция расширения специализации  и дробления всей работы на более  мелкие операции. Технологические нововведения, системное сочетание техники  и специализация труда сделали  специализацию задач углубленной  и очень сложной.

 

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Значение внешней среды. В 1974 г., в преддверии мирового экономического кризиса американский экономист  Э. Элбинг писал: «Внешнее окружение  организации все больше становится источником проблем для современных  руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций  — деловых, образовательных, государственных  — вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации».

 

Это очень актуально для  российских организаций, действующих  в условиях кризиса. Менеджеры должны выявлять существенные факторы в  окружающей среде, находить способы  реагирования на внешние воздействия. Организации должны приспосабливаться  к среде, чтобы действовать эффективно.

 

Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации  включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации  и источники трудовых ресурсов».

 

33

 

- 6325 Басовский

 

 Среда прямого воздействия  и среда косвенного воздействия1. Следует различать силы прямого  и косвенного воздействия на  организацию извне. Среда прямого  воздействия включает факторы,  которые непосредственно влияют  на операции организации и  испытывают на себе прямое  влияние операций организации.  К этим факторам относят поставщиков,  трудовые ресурсы, законы и  учреждения государственного регулирования,  потребителей и конкурентов.

 

Под средой косвенного воздействия  понимают факторы, которые могут  не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем  не менее сказываются на них. К  ним относятся состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные  и политические изменения, влияние  групповых интересов и существенные для организации события в  других странах.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ

 

": Взаимосвязанность факторов  внешней среды — это силы, с  которыми одни факторы воздействуют  на другие факторы. Так же  как изменение любой внутренней  переменной может сказываться  на других, изменение одного фактора  окружения может обусловливать  изменение других. Взаимосвязанность  особенно значима для мирового  рынка в связи с его глобализацией.  Следует помнить, что сегодня  из каждого потраченного жителем  Москвы на продукты питания  рубля 60 копеек приходится на  импорт.

 

Руководители больше не могут  рассматривать внешние факторы  изолированно. Они должны понять, что  эти факторы взаимосвязаны и  быстро меняются, причем это приводит к необратимым общим изменениям.

 

Сложность внешней среды  — это многочисленность факторов, на которые организация обязана  реагировать, а также высокий  уровень изменчивости каждого фактора. В числе внешних факторов, на которые  организация вынуждена реагировать, — давление государственных актов, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические  изменения. Организации, использующие много видов исходных материалов, разных специалистов и ведущие дела с многими предприятиями мира, действуют в более сложной  среде, чем организации, у которых  эти параметры иные. В более  сложных условиях действуют быстро развивающиеся организации, использующие разнообразные технологии.

 

Подвижность среды — это  скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Исследования указывают на то,

 

1 Маркетологи для целей  управления маркетингом разделяют  среду организации иначе - на  микросреду, которой можно и нужно  управлять, и макросреду, влияние  которой следует учитывать. См.: Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 32-42.

 

34

 

 что окружение всех  современных организаций изменяется  с нарастающей скоростью. Но  есть организации, внешняя среда  которых особенно подвижна. Например, скорость изменения технологий  и параметров конкурентной борьбы  в авиационной промышленности, производстве  компьютеров, биотехнологии и  сфере телекоммуникаций, фармацевтической, химической и электронной промышленности выше, чем в кондитерской и табачной промышленности. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию для принятия эффективных решений.

 

Неопределенность внешней  среды является функцией количества информации, которой располагает  организация о конкретном факторе, и функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или  есть сомнения в ее точности, среда  становится более неопределенной, чем  в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация. Чем  неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные  решения.

 

4. Общий анализ среды.

1.Понятие «предпринимательская  среда»

 

 

В менеждменте под предпринимательской  средой понимается наличие условий  и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют  принятия управленческих решений, направленных на их устранение, либо на приспособление к ним. Среду любой организации  принято рассматривать, как состоящую  из двух сфер: внутреннюю и внешнюю. Внешняя среда, в свою очередь, подразделяется на микросреду (или рабочую, или непосредственное окружение, или среду косвенного воздействия) и макросреду (или общую, или непосредственное деловое окружение, или среду прямого воздействия).

 

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической  и производственно-сбытовой деятельности фирмы. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду глобальная структура фирмы, охватывающая все  производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и  другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и  сферы деятельности.

 

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на ее функционирование и поэтому  требующие принятия управленческих решений.

 

 Однако набор этих  факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность  различны у каждой фирмы. Обычно  предприятие в процессе управления  само определяет, какие факторы  и в какой степени могут  воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. В этой части анализа рассматриваются политико-правовые, технико-экономические, социокультурные, экологические и подобные факторы.

 

Изучение рабочей среды  предполагает анализ тех составляющих внешнего окружения, с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии, это: покупатели, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры. Анализ внутренней среды направлен на определение  потенциала организации и, как правило, проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

 

Рис. 1 Среда фирмы

 

Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом  рынка -- две ступени в иерархии управления жестко связаны между  собой диалектическим единством  внешней и внутренней среды фирмы. Внешняя среда фирмы выступает  как нечто заданное, внутренняя среда  фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду. Основные цели, которые  ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике -- прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда  фирмы, и внешняя.

 

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация  не может оказывать непосредственное влияние.

 

Проведя анализ внешней среды и  получив данные о факторах, которые  представляют опасность или открывают  новые возможности, руководство  должно оценить: обладает ли фирма внутренними  силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут  осложнить будущие проблемы, связанные  с внешними опасностями.

 

Метод, который используют для диагностики  внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную  для выявления ее стратегически  сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций

 

5. Сводный анализ

 

6. Особнности современных организаций.

1. Особенности современных  предпринимательских организаций.

Предпринимательская организация  вместе с ее главными целями производства и распределения материальных продуктов  или услуг представляет собой  один из самых сложных видов социальных организаций.

 

Рост размеров предпринимательских  организаций нельзя сравнить ни с  чем. Мелкие и средние современные  предприятия во много раз превосходят  по масштабам своей деятельности крупнейшие фирмы.

Информация о работе Финансовая стратегия