Финансовая стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:40, реферат

Описание работы

Формирование стратегии. Подходы к разработке стратегии. Финансовая оценка стратегических альтернатив. Формирование образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии.

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 85.53 Кб (Скачать)

 

Определение стратегических проблем звучит так: Фундаментальные  вопросы политики или чрезвычайно  важные проблемы, оказывающие влияние  на обязанности организации, ее миссию и ценности; на уровень обслуживания или производства и на ассортимент; на клиентов, пользователей или плательщиков; на себестоимость, финансирование, организационную  структуру или управление. Таким  образом, стратегической проблемой  может быть все что угодно, от недостаточного удовлетворения потребности  в офисных площадях для долговременного  пользования до потенциального урезания финансирования и изменений в  демографическом составе ключевых клиентов. Документально фиксируя эти  вопросы, очень важно сформулировать их в качестве проблем, стоящих перед  организацией, а затем описать  конкретные последствия, которые могут  вытекать, если пренебречь данной проблемой. Принимая во внимание количество имеющихся  в вашем распоряжении данных (миссия, обязанности организации, SWOT-анализ, потребности заинтересованных лиц), которые помогут вам формулировать  проблемы, не стоит удивляться, что  многие организации тотчас перечислят десятки стратегических проблем. Удержать размеры этого списка в разумных пределах вам поможет умение отличить действительно стратегические проблемы от сугубо операционных вопросов. Стратегическими являются проблемы, которые:

 

• Стоят на повестке дня  заседаний совета директоров или  выборных должностных лиц и руководителей.

 

• Являются долгосрочными  по своей природе.

 

• Оказывают влияние на организацию в целом.

 

• Имеют значительные финансовые последствия.

 

• Могут требовать введения новых программ или услуг.

 

• Являются животрепещущими  для основных заинтересованных лиц.

 

• Могут потребовать привлечения  дополнительных сотрудников.

 

Выявлять ключевые проблемы, стоящие перед вашей организацией, можно различными способами. Одним  из вариантов является коллективный мозговой штурм. Используя этот прием, ведущий предлагает команде, занимающейся стратегическим планированием, назвать  как можно больше вероятных проблем  в течение ограниченного промежутка времени. Все упомянутые проблемы фиксируют  на плакатах или вносят в память компьютера, а затем проецируют на экран для всеобщего обозрения. После выявления всех проблем  группа приступает к выполнению порой  трудной задачи, заключающейся в  уточнении и классификации проблем, добиваясь полного взаимопонимания  всех участников по каждому вопросу: в чем он состоит, почему представляет собой первоочередную проблему, какими могут быть последствия в случае пренебрежения ее решением.

 

Еще один возможный метод  выявления проблем является производным  от метода оценочного исследования, описанного выше в связи с изучением истории  организации. Как вы помните, данный метод позволяет сосредоточить  внимание на достижениях организации, а не на ее проблемах. Это упражнение можно выполнять в ходе обсуждения стратегических вопросов. Участникам предлагают представить себе организацию, работающую на пике эффективности, а  затем рассмотреть все препятствия, мешающие достижению такого уровня. Препятствиями  и будут стратегические проблемы, влияние которых необходимо смягчить, чтобы организация достигла желаемого  состояния в будущем.

 

4. Предпосылки эффективной реализации  стратегии

Фундамент и сама суть стратегического  менеджмента состоит в особом типе мышления. Стратегический менеджмент характерен высоким значением творчества в нем и маленьким количеством  рутины. Креативность и умение абстрагироваться от текучки, дар видения будущего предприятия ("vision") и его моделирования, умение дать его представление в  количественных и качественных показателях. Это те качества самого стратега, которые  делают возможным или не возможным  стратегическое управление, которое  нельзя заменить использованием отдельных  элементов стратегического подхода.

 

Одна из причин, по которой  бурно процветавший в США стратегический менеджмент вошел в кризис (80, 90-е  годы) — попытка жестко его формализовать  и подменить примитивно алгоритмизированным  подходом, более подходящим для зубчатой передачи, нежели мысли и способу  коммутации нейронов. Частая ошибка в  подходе к пониманию и внедрению  стратегического менеджмента, которая  просматривается даже в используемых в компаниях и прессе определениях, — замещение стратегического  управления стратегическим планированием.

 

Само стратегическое планирование является подсистемой, элементом стратегического  управления. Этот элемент несопоставимо  приземленнее, проще для понимания, является следствием стратегического  подхода, а не его способом. Планы  создают плановики в соответствии со стратегией и внутренними ресурсами, а стратегию — топ-менеджмент, который будет ее разрабатывать  в условиях высокой неопределенности, реализовывать и адаптировать к  изменениям окружающей среды, в следствии  ее динамичного изменения.

 

Важно понять саму концепцию  подхода к созданию стратегии: это  видение будущего и направление  для достижения поставленной цели —  взгляд из будущего на сегодняшние ресурсы компании, а не экстраполяция текущего состояния и внутренних ограничений на следующий период. Мы имеем дело не с логикой, а с интересами.

 

Признак отсутствия стратегического  подхода — концентрация организации  на внутренних ресурсах. Тем самым  игнорируются все возможные угрозы из вне (они воспринимаются только как  свершившийся факт) и упускаются благоприятные  тенденции. Стратегический подход состоит  в превращении любых изменений  в позитивные возможности и их использовании, а план при этом не догма, а система организации  труда, которая адекватно адаптивна  к изменениям внешней среды.

 

Компания получает ресурсы  из вне, выпускает конечный продукт  ориентированный на внешнего потребителя  и ведет конкуренцию на рынке. Компания вынуждена быть внешне ориентированной. Следовательно, самым важным процессом  для деятельности компании, является анализ внешней среды, с которого я бы и начал рассмотрение своей  модели стратегического развития.

 

 

 

После сбора данных для  анализа и получения информации для моделирования будущего, формулируется  стратегия. Здесь важно уяснить, что для каждого предприятия  создается своя уникальная стратегия  не терпящая стереотипов и стандартных  решений (первый признак эффективной  стратегии: "ее полная иррациональность" — С.А. Попов, Модульная программа  для менеджеров).

 

Метафора из кинофильма об отсутствии в России дорог, а наличии  исключительно направлений, как  нельзя лучше подходит для определения  стратегии. Это действительно направление  развития предприятия, а не зажатое  бордюром стереотипов и правил шоссе, которое приводит его к достижению поставленных целей.

 

Цели должны быть привязаны  к срокам. Эффективная стратегия  должна иметь не только количественную и качественную оценку своих целей, но и отображать экономический рост предприятия: иметь как соотношения  увеличения объемов продаж и прибыльности, так и темпы этих изменений.

 

Второй признак эффективной  стратегии по модулю Попова — "ее предельная рациональность", т.е. ее необходимо структурировать и представить  в виде детального плана с периодами, промежуточными показателями достижения задач на период и ответственными за них.

 

Тема 2. Современные предприятия  и общий анализ его положения.

1. Разнообразие (классификация) предприятий.

редприятие - это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью  удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

 

Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в  формах хозяйствования, отношениях между  собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие  предоставляет рабочие места, выплачивает  заработную плату. Путем выплаты  налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений  предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.

 

Из этого следует, что  предприятия - это обособленные экономические  структуры. Их обособленность обусловливается  товарным характером общественного  производства.

 

В силу обособленности предприятия  самостоятельны:

в производственной деятельности (что и сколько производить, как  производить);

в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);

в распределении производственного  продукта (что идет на собственные  нужды, а сколько на обмен и  накопление и т.д.).

 

Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено  экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного  развития экономики страны.

 

Предприятие представляет собой  производственно-технологическое, организационное  и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие  транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько  заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).

 

Предприятие имеет собственное  название, фирменный знак (марку), самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке. Оно  несет имущественную ответственность  по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной  практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или  смешанных предприятий.

 

Каждое предприятие в  условиях рынка стремится производить  те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время  в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все  это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных  желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее  зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции  и т.п. Это требует от каждого  предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих  форм хозяйствования.

 

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными  параметрами выступают численность  работников и годовой оборот капитала.

 

В соответствии с критерием  численности занятых выделяют:

малые предприятия, или малый  бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или  средний бизнес (до 500 человек);

крупные предприятия, или  крупный бизнес (свыше 500 человек).

 

Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое  предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления  об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и  государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности  для широкого развития конкуренции.

 

Значительный процент  банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться  на плаву только тем, кто функционирует  наиболее эффективно. Роль малого бизнеса  в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает  экономику в единое целое и  образует своего рода фундамент, на котором  вырастают более сложные и  высокие ее этажи.

 

Среди качественных параметров классификации предприятий молено назвать следующие:

тип собственности (частные  или государственные);

характер и содержание деятельности;

ассортимент выпускаемой  продукции;

способы и методы ведения  конкурентной борьбы;

способ вхождения в  различные союзы и объединения;

организационно-правовые формы  предпринимательской деятельности.

 

2. Основные подходы к пониманию  среды хозяйственной организации.

Хозяйственные организации - организации, создаваемые для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации  среде. Данные организации могут  производить продукцию в виде товара, услуг, информации или знаний.

 

Рис. 1

 

К хозяйственным организациям относятся:

 

- юридические лица всех  форм (кроме общественных и религиозных  организаций), в том числе общества  с ограниченной ответственностью, акционерные общества, потребительские  кооперативы и т.д.;

 

- неюридические лица всех  форм, в том числе подразделения  организаций, организации на базе  индивидуально-тpyдoвoй деятельности  и т.д.

 

При этом юридическим лицом  признается организация, которая:

 

1) зарегистрирована в установленном  порядке;

 

2) имеет расчетный счет  в банке;

 

3) имеет в собственности,  хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество;

 

4) отвечает по своим  обязательствам этим имуществом;

 

5) может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права;

Информация о работе Финансовая стратегия