Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 18:40, реферат
Формирование стратегии. Подходы к разработке стратегии. Финансовая оценка стратегических альтернатив. Формирование образа будущего компании. Разработка стратегических целей и задач. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии.
Качественные и количественные
ориентиры корпоративной
Реализация стратегии
обусловливает необходимость
2. Прогнозирование и его роль в разработке стратегии.
Стратегическое прогнозирование
Стратегическое
В условиях рыночной экономики
роль такой процедуры
Во-первых, рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, непосредственно отражающейся на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования -- от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до отраслей народного хозяйства, субъектов федерации и общества в целом.
Во-вторых, в рыночном хозяйстве
важнейшие факторы
Таким образом, прогнозирование
-- это важнейшая процедура
Эта процедура может быть
основана либо на анализе тенденций
развития объекта за соответствующий
период в прошлом (обычно трехкратный
по отношению к периоду прогноза)
и экстраполяции этих тенденций
в будущее (генетический подход), либо
на использовании нормативных
Содержанием же стратегического прогнозирования является разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.
Под стратегическим прогнозом
понимается эмпирически или теоретически
обоснованное суждение о возможном
состоянии объекта
Стратегическое
Предсказательная функция - это описание возможных или желательных перспектив, состояний, проблем объекта прогнозирования в будущем. Предписательная функция стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов по решению различных проблем деятельности объекта управления. Следовательно, прогноз -- не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.
Основные принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.
Процесс и результаты прогностической деятельности могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом.
Теоретико-познавательное назначение
стратегического
Управленческий аспект: использование прогнозов экономического и социального развития общества создает необходимые предпосылки повышения уровня подготавливаемых управленческих решений.
Полиструктурный (множественный)
характер проблем, решаемых современным
государством, его отдельными подсистемами,
а также непосредственно
Составление различных прогнозов имеет свои особенности, поэтому возникает необходимость их классификации по масштабу прогнозирования, времени упреждения, характеру объекта прогноза, функциям прогноза.
По масштабу прогнозирования выделяют:
макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;
прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.);
прогнозы отраслевые и региональные;
прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов, их ассоциаций и отдельных производств.
При составлении прогнозов:
анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;
оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;
формируются представления
о будущем организации и
Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных характеристик объекта, количественных (точечных и интервальных) оценок, показателей вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности той или иной ситуации. Интервальный прогноз представляет собой «вилку», ширина которой прямо пропорциональна вероятности достижения.
Известны шесть методов прогнозирования, которые включают: экспертные оценки, экстраполяцию и интерполяцию временных трендов, анкетно-экспортный регрессивный анализ и математическое моделирование.
Наиболее простой из них -- экстраполяция, или проекция в будущее, суть которой состоит в автоматическом перенесении в него существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности и т. п. Однако этот метод пригоден только для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее, чем за десятилетие.
Если будущие условия деятельности организации ожидаются не очень стабильными, но при этом причинно-следственные связи между событиями все же просматриваются, то для целей прогнозирования могут использоваться более сложные методы, в основе которых лежат математические модели.
Обе эти разновидности прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему, с помощью которого, исходя из знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее изменения, можно нарисовать приблизительную картину будущего.
Однако будущее может
быть настолько неопределенно (в
условиях НТР это считается вполне
нормальным), что использование
Метод экспертных оценок составляет
основу нормативного подхода к прогнозированию,
непосредственно дающего
Прогнозы дополняются
определенными допущениями о
том, что развитие ситуации будет
происходить именно так, а не иначе.
Допущения заполняют
В современных условиях для
прогнозирования часто
Таблица 1 - Прогнозная матрица «Товар -- рынок»
Существующие товары (услуги)
Новые товары
(услуги)
Существующие рынки
Базовый прогноз
Вероятность 2-го порядка
Новые рынки
Вероятность 1-го порядка
Вероятность 3-го порядка
Из содержания матрицы видно, что относительно существующих на данный момент факторов можно делать достаточно точный прогноз, являющийся базовым. С появлением не вполне определенных факторов -- новые товары (услуги), новые рынки -- точность прогноза снижается и вероятность его исполнения становится меньше.
Подробное описание последовательных событий, с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило название сценария. Цель сценария состоит в снижении общего уровня неопределенности стратегии и показе, как из существующей ситуации можно альтернативно шаг за шагом перейти к будущему состоянию объекта управления. Сценарий должен быть внутренне взаимосвязанным, пригодным для практического применения.
Много вариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2-3), каждый из которых, как правило, разрабатывается в трех вариантах: оптимистичном, в надежде на благоприятные условия; реалистичном, исходящем из нормальных, средних условий; пессимистичном, предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо.
Наличие крайних вариантов сценария задает рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, много вариантность создает основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сам сценарий.
Как правило, прогнозирование
предполагает установление параметров
в виде вариантов, интервалов прогнозируемых
параметров и критериев. При необходимости
в каждом конкретном случае выбирается
тот или иной метод прогнозирования.
На основании выполненных
Рассмотрим методику прогнозирования в практике управления.
Сначала необходимо определить вид прогнозирования: поисковое или нормативное.
Следующий важный элемент -- выбор методов прогнозирования. Выделяют экспертное прогнозирование, функционально-логические методы, математические методы параметрического прогнозирования, прогнозирование по аналогии.
К экспертным методам прогнозирования относятся как простейшие -- проведение совещаний по анализу каких-либо возникшим проблем, так и более сложные групповые методы -- «мозговая атака», метод Дельфи, метод номинальной группы и др. Их применение основано на эффекте синергии, когда интеллектуальные возможности объединенных общей целью людей становятся значительно выше. Недостаток экспертных методов заключается в том, что не всегда руководитель может использовать компетентных экспертов по той или иной проблеме.
Методы функционально-
Эффективны математические методы (корреляционный, регрессионный, факторный виды анализа, групповой учет аргументов и др.), которые базируются на законе всеобщей связи и зависимости между явлениями.
Прогнозирование по аналогии является наиболее часто используемым практическим типом прогнозирования. Оно корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия в случае, имевшем место ранее на практике, и конкретном случае прогнозирования. Данный метод нельзя использовать при прогнозировании принципиально новых объектов, процессов, ситуаций.
После выбора метода производится
непосредственно
стратегия управление прогнозирование матрица.
3. Выявление и анализ
Выявление стратегических проблем
В ходе данного процесса мы до сих пор определяли цели разработки стратегии, изучали обязанности организации и ее миссию, выявляли основных заинтересованных лиц и рассматривали сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Некоторым из вас эти действия могут показаться чисто теоретическими по своему характеру, а потому не реальными, то есть не отражающими влияния на действия. Вы измените свое мнение на четвертом этапе, когда тщательно проанализируете весь собранный вами на данный момент материал и опишете ключевые стратегические проблемы, стоящие перед вашей организацией.