Финансовая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Финансовая система страны".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Финансовая система Японии" определяют несомненную новизну данного исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты финансовой системы Японии………………5
1.1.История развития финансовой системы Японии……………..…..5
1.2.Финансовая система Японии…………………………………….10
1.3.Банк Японии………………………………………………………16
2. Организация бюджета Японии……………………………………….27
2.1.Налоговая бюджетная система Японии………………………….27
2.2.доходы государственного бюджета……………………………...31
2.3.Расходы государственного бюджета………………………… ….35
2.4.Бюджетный дефицит, государственный долг бюджеты местных органов власти Японии………………………………………………..39
3. Прогноз бюджета Японии…………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………47
Список используемой литературы………………………………………48

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 223.34 Кб (Скачать)

     В 1979/80 году доля доходов от госзаймов  достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. [1; с.68] В связи с этим были приняты  меры по уменьшению степени зависимости  бюджетного финансирования из этого  источника. В результате  в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. [1; с.68] Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. [5; с.121]

     Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% [1; с.68]  и 43,6% согласно другому [5; с.121]

     Японские  власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с  нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит  бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП  к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. [1; с.68]  Кроме того, предполагается “за  тот же период  свести  к  нулю  выпуск новых займов на покрытие финансового  дефицита”. [8; с.44]

     В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный  бюджет. [10; с.56]

     Доходная  часть местных бюджетов состоит  из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис.1).

     В 1990 году общие доходы местных органов  управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы. [12; с.58]

     

            Рис. 1  Структура доходов местных  органов власти

              Японии  в 1990 году

     Данная  диаграмма свидетельствует о  том. что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо-американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов.[7; с.296]

     Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном  управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных  налогов.

     В местных налогах решающая роль  принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% [9; с.334]; в 1990 году - 87,5% [7; с.297]

     Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и  городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. [12; с.57] 

     Физические  лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости  от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх  этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог  на жителя в сумме 3200 иен в год. [12; с.57]

       К прямым налогам относятся  и  некоторые местные имущественные  налоги.

     Из  местных косвенных налогов следует  отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление  электричества и газа.

     За  счет средств местных органов  власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий  стихийных бедствий. 
 
 
 
 

     Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств  расходуется на содержание местных  органов власти, в том числе  полиции, органов суда и прокуратуры.

Таблица 6

     Доходы  и расходы местных органов  власти

     Японии  в 1978-1990 г.г., трлн иен [10; с.59]

  1978г 1980г 1983г 1985г 1988г 1990г
Доходы 39,13 46,80 53,46 57,47 68,01 80,41
в т.ч. за счет местных налогов 12,24 15,89 19,84 23,32 30,12 33,45
Расходы 38,35 45,78 52,31 56,29 66,40 78,47
Баланс (доходы минус расходы) 0,78 1,02 1,15 1,18 1,61 1,94
Остаток от предыдущего года 0,35 0,41 0,35 0,32 0,56 0,82
Реальный  баланс данного года 0,43 0,61 0,80 0,86 1,05 1,12
 

     Данные  таблицы 6 свидетельствуют о постоянном росте и доходной, и расходной  части местных бюджетов  Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты  в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем  исключения из общего баланса остатка  финансовых ресурсов предыдущего года. 
 
 
 

Таблица 7

     Удельный  вес государственных расходов Японии

     в ВНП в 1966-1991 г.г, % [10; с.204-205]

  1966г 1971г 1976г 1981г 1986г 1991г
Расходы центрального правительства  
6,2
 
5,9
 
8,2
 
10,5
 
9,9
 
9,3
Расходы местных органов власти  
13,0
 
14,4
 
16,9
 
18,9
 
17,2
 
15,4

       Изучая  расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства (см. табл. 7).

    3. Прогноз бюджета Японии 

       Нижняя  палата парламента Японии во вторник  одобрила проект государственного бюджета  страны на 2010-2011 финансовый год в  рекордном для страны размере - 92,299 трлн иен (около 1 трлн долларов). Теперь проект бюджета отправляется в верхнюю палату, однако его принятие предрешено, поскольку Конституция Японии отдает приоритетное право в бюджетных вопросах нижней палате парламента, сообщает японская телекомпания NHK. 
            Проект бюджета Японии на 2010-2011 финансовый год, который начнется 1 апреля текущего года, предусматривает крупнейшие в истории страны государственные расходы. При этом для покрытия бюджетного дефицита планируется выпустить новые долговые обязательства на сумму в 44,3 трлн иен (490 млрд долларов) - это также рекорд для бюджетных проектов японского правительства. Столь крупный объем госзаимствований необходим для того, чтобы восполнить дефицит налоговых поступлений, которые оцениваются в 37,4 трлн иен (420 млрд долларов), то есть немногим менее, чем в половину бюджета. 
По данным Министерства финансов, впервые со Второй мировой войны налоговые доходы госбюджета планируются в меньшем размере, чем новые госзаимствования. К концу 2010-2011 финансового года совокупный госдолг Японии, по оценкам Минфина, достигнет 862 трлн иен, или 180% ВВП.

       Премьер-министр  Японии Наото Кан получил сегодня от министра финансов Ёсихико Ноды итоговый вариант проекта государственного бюджета на 2011 финансовый год, который начнется 1 апреля. Как сообщили ранее ИТАР-ТАСС правительственные источники, завтра кабинет министров должен утвердить этот проект для последующей его передачи на рассмотрение парламента. 
Общий объем расходных статей бюджета достиг рекордных размеров, превысив 92 трлн иен (1,1 трлн долларов). Для его реализации, прежде всего в части социальных программ, правительство планирует выпустить государственные казначейские обязательства (ГКО) на сумму 44 трлн иен (524 млрд долларов). Таким образом, эмиссия ГКО в Японии второй год подряд будет превышать налоговые поступления в бюджет, предполагаемая сумма которых определена в 41 трлн иен (488 млрд долларов).

       Правительство Японии приняло решение дополнительно  выделить на преодоление экономического кризиса в стране 7,2 трлн иен (примерно 80,9 млрд долларов). Как отмечает ИТАР-ТАСС, этот пакет будет реализован в рамках дополнительного госбюджета в текущем финансовом году, который заканчивается 31 марта. Частично он будет обеспечен за счет выпуска правительственных ценных бумаг. 
          Это еще больше увеличит государственный долг страны, который и без того составляет около 200% ВВП. По этому негативному показателю Япония лидирует в «семерке» ведущих промышленно развитых государств мира, куда также входят США, Великобритания, Германия, Канада, Франция и Италия. 
         Выделенный сегодня пакет предполагается направить на улучшение ситуации с занятостью, финансирование мелкого и среднего бизнеса и стимулирование внутреннего потребления. Это будет достигаться, в частности, субсидиями при покупке новой электротехники с улучшенными экологическими показателями. 
         В мае предыдущее правительство Японии уже приняло дополнительный антикризисный бюджет в размере 13,93 трлн иен (более 150 млрд долларов).
 
 
 

       3аключение 

     Япония  – небольшая страна с высокой  плотностью населения и ограниченными  природными ресурсами. Поэтому у  японцев существует острое чувство  национального единства. Они в  полной мере осознают, что их выживание  зависит от единства и социальной сплоченности.  Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по-сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

     90-е  годы стали годами серьёзных  испытаний национальной банковской  системы. И объяснение этой  непростой ситуации связано с  историей формирования её современного  состояния. После второй мировой  войны финансовая система Японии  преследовала одну основную цель  — обеспечить дешёвое финансирование  возрождающейся промышленности. Послевоенные  достижения промышленности Японии  обусловливались «руководством»  правительства при выделении  банками кредитов, т.е. японские  власти либо напрямую говорили  банкам, кого кредитовать, либо  банкиры следили за действиями  Японского банка развития, прежде  чем принять решение о предоставлении займов. Однако такой подход оказал плохую услугу банковской системе страны, поскольку банки так и не научились оценивать риски фирм-заёмщиков, на основе их бизнес-планов. Всегда подразумевалось, что конечным гарантом займа служит правительство. Следствием бесконтрольного кредитования стал рост просроченных и безвозвратных кредитов, крупные убытки банков и банкротство ряда из них.

     В 1995 году совокупные чистые убытки 20 крупнейших японских банков составили порядка 3,3 трлн иен. Было списано безнадёжных ссуд на 10,8 трлн иен. Между тем именно крупные японские банки, в отличие от, мелких, проводят серьёзную работу по улучшению качества своих активов. Мелкие же кредитные ассоциации, небанковские учреждения и кооперативы относятся к наиболее уязвимым группам: кредитных учреждений. Немного в лучшем положении находятся и региональные банки, которым, видимо, не стоит сильно надеяться на помощь крупных банков, обременённых собственными безнадёжными ссудами. Помощь правительства, также имеет свои пределы, так как сталкивается с протестами общественности.

       Сведения о проблемах банков, ставшие состоянием вкладчиков, подхлестнули массовое изъятие  вкладов из них.

     В конце 1997 года правительство конкретизировало свою концепцию стабилизации банковской системы с использованием государственных  средств. Эта концепция, вопреки  мнению МВФ, предусматривает приобретение у кредитных институтов привилегированных  акций на сумму до 20 трлн иен и предоставление им льготных кредитов. Таким образом, во-первых, должен быть укреплён собственный капитал банков, которые возьмут на себя продолжение операций ликвидированных институтов, и, во-вторых, предотвращён крах банков, банкротство которых может представлять опасность как для всей финансовой системы, так и отдельных отраслей и регионов. Отбор банков — получателей государственной помощи возложен на экспортную комиссию, в состав которой входят, в частности, министр финансов, управляющий ЦБ и глава Ведомства по надзору за финансовой системой.

Информация о работе Финансовая система Японии