Финансовая система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Финансовая система страны".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Финансовая система Японии" определяют несомненную новизну данного исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты финансовой системы Японии………………5
1.1.История развития финансовой системы Японии……………..…..5
1.2.Финансовая система Японии…………………………………….10
1.3.Банк Японии………………………………………………………16
2. Организация бюджета Японии……………………………………….27
2.1.Налоговая бюджетная система Японии………………………….27
2.2.доходы государственного бюджета……………………………...31
2.3.Расходы государственного бюджета………………………… ….35
2.4.Бюджетный дефицит, государственный долг бюджеты местных органов власти Японии………………………………………………..39
3. Прогноз бюджета Японии…………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………47
Список используемой литературы………………………………………48

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 223.34 Кб (Скачать)

* Финансы  капиталистических государств: Учебник / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328

** Динкевич А.И. Экономическое развитие современной Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69 

     Налоги  взимаются прямые  и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов  в общей сумме налоговых поступлений  по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась  с 73,7% до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.

     К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными  бумагами и некоторые другие.

     Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог  на прибыль в размере 40% от суммы  прибыли, с 1990/91 года по настоящее время  ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5%  [9; с.4].

     Мелкие  и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% [2; с.9]. Ставка для государственных  корпораций составляет 27% суммы прибыли.

     Физические  лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей  пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого  минимума учитывается семейное положение  налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные  на лечение.

     У среднестатистического японца может  освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]

     Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости  имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в  момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

     Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%.  В 1997 году налог на потребление повышен  с 3  до  5% “с  целью пополнения  доходов государственного бюджета” [8; с.44].

     Этот  шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).

     К косвенным налогам также относятся  акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание  в ресторанах. К этой же группе относятся  таможенные пошлины.

     В последние годы в Японии была провозглашена  политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных  налогов уменьшилось с 21,9% ВВП  в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году [1; с.69].

     В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего  поколения и разделить его  со всеми членами общества. Правительство  обещает при этом принять необходимые  меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Расходы государственного  бюджета

     “Особенность  Японии заключается в том, что  показатель удельного веса государственных  расходов в ВНП страны является одним  из наименьших среди показателей  развитых стран.”[10; с.87]

     С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились  в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос  с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).

Таблица 3

     Удельный  вес расходов центрального правительства

     Японии  в ВНП в 1966-1991 г.г. [10; с.204-205]

Год ВНП, 1000 млн иен Расходы центрального правительства, 100 млн иен Доля расходов в ВНП, %
1966 384186 23659 6,2
1971 827258 48923 5,9
1976 1711525 139146 8,2
1981 2603343 273723 10,5
1986 3396853 335332 9,9
1991 4596000 428275 9,3
 
 

     Огромную  часть расходов государственного бюджета  составляют социальные расходы. А среди  них - пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).

Таблица 4

     Структура расходов центрального правительства

     Японии  в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели

     по  пятилетним периодам), % [3; с.32]

  1971-1975 1976-1980 1981-1985 1986-1990
Капиталовложения 21,2 20,1 18,1 14,0
Текущие расходы 78,8 79,9 81,9 86,0
    в т.ч.
  • военные
 
2,5
 
2,9
 
3,2
 
3,5
  • госаппарат и полиция
7,1 9,2 10,0 10,8
  • %% и выплаты по госдолгу
6,8 8,1 8,6 9,1
  • социальные расходы
48,4 50,9 51,1 52,6
   из них: образование 14,0 12,8 11,7 11,6
         здравоохранение 1,7 1,3 1,2 1,2
         прочие соц. услуги 4,3 4,6 4,7 4,8
      денежные  выплаты населению
28,4 32,2 33,5 35,0
        в т.ч. пенсии по старости и инвалидности
 
21,5
 
24,9
 
27,5
 
29,0
  • другие текущие расходы
14,0 8,8 9,0 10,0
ИТОГО: 100,0 100,0 100,0 100,0
 

     Японское  правительство обращает большое  внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это  связано с тем, что численность  данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году [6;с.97]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

     Пенсионная  система Японии достаточно сложна и  многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой  пенсии [6; с.96]. Остальное выплачивается  за счет различных пенсионных фондов.

     За  счет бюджета финансируется в  Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая  помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.[6; с.97] К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.[6; с.97]

     Реализуя  программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает  государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке  и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный  структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.[1; с.64]

     В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические.[1; с.64] В ближайшие годы намечено ликвидировать  существующий перекос в финансировании.

     За  счет государственного бюджета финансируются  дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

     Что касается военных расходов, то их уровень  в Японии, по сравнению с другими  развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы  в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)

     В абсолютных цифрах военные расходы  в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда  как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в  Германии на 33%, во Франции на 5%. [1; с.70] 

Таблица 5

     Военные расходы Японии, в % к ВВП [1; с.70]

Год Япония США Англия Германия Франция
1990 1,0 5,5 4,0 2,3 3,5
1996 1,0 3,5 2,8 1,4 3,1

      

     Из  года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%. [1; с.68]

     В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали  расходы предыдущего.

     Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 годом: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы  на поощрение науки и техники - на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере  энергетики, на поддержку малого и  среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам - на 10%, дотации органам местного самоуправления - на 27%. [8; с.44] 

2.4. Бюджетный дефицит, государственный долг и бюджеты местных органов власти Японии 

     Проблема  бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета  составил 5,9% ВВП.[1; с.68]

     Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит  покрывается с помощью государственных  займов.

     В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон  запрещал использовать государственные  займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так  как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных  счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. С 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.

Информация о работе Финансовая система Японии