Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:19, курсовая работа
Данная тема изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики "Финансовая система страны".
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Финансовая система Японии" определяют несомненную новизну данного исследования.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты финансовой системы Японии………………5
1.1.История развития финансовой системы Японии……………..…..5
1.2.Финансовая система Японии…………………………………….10
1.3.Банк Японии………………………………………………………16
2. Организация бюджета Японии……………………………………….27
2.1.Налоговая бюджетная система Японии………………………….27
2.2.доходы государственного бюджета……………………………...31
2.3.Расходы государственного бюджета………………………… ….35
2.4.Бюджетный дефицит, государственный долг бюджеты местных органов власти Японии………………………………………………..39
3. Прогноз бюджета Японии…………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………47
Список используемой литературы………………………………………48
Трастовые банки возникли в 50-х годах ХХ в. в основном путем «отпочкования» от коммерческих банков.
Первоначально создавались для управления имуществом, но после получили банковские функции.
Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.
3. Прочие кредитные институты
Почтовые сберегательные кассы
Государственные почтово-сберегательные кассы обеспечивают аккумулирование мелких сбережений населения. Они предоставляют частным клиентам — физическим лицам, по сравнению с другими японскими банками, более широкий перечень услуг, кредиты на более выгодных условиях.
Сберкассы
также позволяют разместить на более
выгодных условиях мелкие вклады. Благодаря
этому, государственные почтово-
Кредитные кооперативы
Частные кредитные ассоциации, кредитные кооперативы, срочные, бессрочные сберегательные кассы и кредитные ассоциации рабочих. Всё это — банкоподобные институты, которые выдают локальные кредиты малым предприятиям, а также рабочим и служащим, принимают вклады своих членов и сберегательные вклады не членов.
Неотъемлемая
часть финансово-кредитной
Всего
в Японии действует около 6200 коммерческих
финансово-кредитных
Государство
придаёт очень большое внимание
поддержанию на плаву кредитных
учреждений в период испытания ими
трудностей. Но этому бережному отношению
в то же время сопутствует крайняя
сложность получения
2. Организация бюджета Японии
2.1. Налоговая и бюджетная система Японии
Как
уже отмечалось выше, развитие финансовой
системы Японии было связано с
установлением жесткого бюджета
по расходной части и с
Бюджет Японии, как и все государственные бюджеты состоит из доходов и расходов. Доходы бюджета Японии формируются из налоговых и неналоговых поступлений. Отличительной особенностью бюджета Японии является высокая доля неналоговых поступлений в бюджет (около 15%). К неналоговым доходам относятся:
- доходы от арендной платы;
-
доходы от продажи земельных
участков и другой
- пени, штрафы;
- доходы от лотерей;
- займы;
- другие неналоговые доходы.
В
налоговой системе Японии установлено
множество различных налогов, причём,
каждый орган территориального управления
имеет право их взимать. Все налоги
устанавливаются
1. Прямые налоги:
-
налог на прибыль с
-
подоходный налог с физических
лиц (от 10 до 50% в зависимости от
доходов и семейного положения)
-
налог на имущество (около 1,5%
- налог на наследство;
- налог на доходы от операций с ценными бумагами;
- другие прямые налоги.
2. Косвенные налоги:
- налог на потребление (около 5%);
- акцизы и таможенные пошлины;
- другие косвенные налоги.
Основными являются прямые налоги, но их доля постепенно снижается.
Что касается расходной части бюджета Японии. Учитывая исторический фактор, его расходы по структуре намного ниже, чем расходы бюджетов других развитых стран мира. Но к концу XX – началу XXI века расходы бюджета увеличивались, но их доля в ВВП оставалась практически на одном уровне, то есть, рост расходов не связан с усилением налогового бремени.
Большая часть расходов бюджета приходится на социальные расходы (около 50%), среди которых выделяют:
-
пенсии по старости и
- здравоохранение (около 1,5%);
- образование (около 12%);
- другие социальные расходы.
На военные расходы приходится около 4% от всех расходов бюджета. По сравнению с другими странами – это достаточно низкий показатель.
Большие социальные расходы связаны с отношением к пожилым людям, которые в Японии традиционно ставятся в почёт. Численность данной категории населения в Японии постоянно растёт, что приводит к увеличению социальных расходов. Кроме этого, в Японии продолжительность жизни одна из самых высоких. Но в тоже время, рост качества жизни ведёт к увеличению срока деловой активности населения, а следовательно, время выхода на пенсию отодвигается на более поздние сроки.
Выплата пенсий по старости только на 1/3 финансируется из бюджета (базовая пенсия). Остальная часть пенсии выплачивается за счёт различных пенсионных фондов.
Для тех, кто не может сам обеспечить своё проживание, государство выплачивает так называемую «общественную помощь» в размере прожиточного минимума. Сюда входят выплаты на образование, повседневные нужды, жильё, медицинское обслуживание, материнство, пособие по безработице, на похороны. Число лиц, получающих данную помощь постоянно снижает и в настоящее время составляет около пособие 0,5% населения страны.
Из бюджета финансируются
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
В
настоящее время бюджетная
Для финансовой политики Японии характерным является дефицит бюджета, который покрывается за счёт государственных займов. Дефицит бюджета составляет около 4% от ВВП.
Япония, как и большинство унитарных государств, имеет двухуровневую бюджетную систему. Первый уровень – это государственный бюджет. Второй уровень – местные бюджеты.
Всего в Японии насчитывается около 45 префектур, которые объединяют около 3000 городов, посёлков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходы местных бюджетов состоят из налоговых и неналоговых поступлений. Структура доходов примерно следующая:
Как видно из структуры, местные налоги занимают меньшую часть доходов местных бюджетов.
К основным местным налогам относятся:
1. Префектурный подоходный налог с юридических лиц (около 12% от государственного);
2. Городской (поселковый, районный) подоходный налог (около 12% от государственного);
3. Налог на предпринимательскую деятельность (около 10% от прибыли);
4. Префектурный подоходный налог для физических лиц (от 5 до 15%);
5. Местный подоходный налог;
6. Налог на жителя (около 3000 иен в год с каждого жителя);
7. Налог на табак;
8.
Налог на потребление
9. Другие местные налоги.
Расходы
местных бюджетов направляются на развитие
производственной инфраструктуры, на
ликвидацию последствий стихийных
бедствий, на подготовку рабочей силы,
на выплату различных пособий, пенсий,
на содержание местных органов власти.
Полиция, суд и прокуратура также
финансируется за счёт средств местных
бюджетов.
2.2.Доходы государственного бюджета
Доходная
часть бюджета Японии состоит
из налоговых и неналоговых
Таблица 1
Доходы государственного бюджета Японии
в 1960-1991 г.г., %
1960/61 | 1970/71 | 1978/79 | 1990/91* | |
Налоги | 90,1 | 91,4 | 64,6 | 83,8 |
Неналоговые поступления | 9,9 | 8,6 | 35,4 | 16,2 |
|
2,0 |
0,2 |
0,1 |
|
|
- | 4,6 | 32,0 | |
|
7,9 | 3,8 | 3,3 | |
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* Рассчитано
по : Черник Д.Г. Налоги Японии // Финансы.-
1992.- №12.- С.56
Налоговая
система Японии характеризуется
множественностью налогов. Их имеет
право взимать каждый орган территориального
управления. Но все налоги страны зафиксированы
в законодательных актах. Всего
государственных налогов в
Таблица 2
Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%
Налоги | 1960/61* | 1970/71* | 1778/79* | 1990/91** | 1997/98** |
Прямые | 54,3 | 66,0 | 69,2 | 73,7 | 63,8 |
в т.ч подоходный налог | 21,7 | 31,2 | 35,6 | ||
юридических лиц |
31,8 |
33,0 |
32,0 |
29,3 |
24,3 |
Косвенные | 45,7 | 34,0 | 30,8 | 26,3 | 36,2 |
в т.ч. налог на потребление | 7,4 | 16,5 | |||
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |