Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура………….......5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….……5
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………..6
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………13
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...…………..13
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие…….23
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..39
2.4 Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе…..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..………...49
Заключение……………………………………………………………..………...52
Список используемой литературы……………….…………………….……….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.

     Финансовые  ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

     В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:

  • индивидуальные,  предназначенные для  отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
  • совместный,  для   покупки   товаров   общего   пользования (телевизора, холодильника и т.д.);
  • накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры,  участка  земли,   средств  транспорта,  а  также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

     Потребность в создании фонда накопления возникает  не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.

     В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности.  Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

     Доход семейного бюджета определяет объем  потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рои в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

     Государство оказывает существенное воздействие  на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:

  1. через налоговую систему — домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления
  2. через оплату труда работников в государственном секторе;
  3. через предоставляемые различные общественные блага и 
    услуги;
  4. через государственное ценообразование.

3. Направление изменения финансовой системы страны

     В современной рыночной экономике  существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:

     - Экономика финансовых рынков (система  экзогенного предложения денег) - система американского типа  с преобладанием финансирования через финансовые рынки;

     - Экономика задолженности (система  эндогенного предложения денег)  – система французского (японского)  типа с преобладанием финансирования  через банковский кредит.

     Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно  высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.

     В сегодняшней России, где рынки  только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.

     Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.

     Вместе  с тем, последние события в  финансовом секторе экономики резко  обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.

     Вместе  с тем тотальное самофинансирование – далеко не самый эффективный  способ организации финансовой структуры  экономики. С одной стороны, при этом предложение финансирования не может адекватно реагировать на спрос финансово-недостаточных экономических агентов, т.е. экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительную часть свободных остатков средств финансово-избыточных агентов невозможно задействовать для финансирования экономического роста, и они объективно уходит в спекулятивные операции.

     В этой связи на первый план выходит  задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы она реально могла осуществлять перелив капитала.

     В практическом плане наиболее ответственная  и трудная часть реализации денежно-кредитной  политики - обеспечение потока банковского  кредита в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики ему нужны нормальные рыночные кредиты по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие ставки банковских кредитов явно завышены по отношению к экономическим возможностям реального сектора, что существенно ограничивает масштабы кредитования производства. Ставки по банковским кредитам нельзя считать полностью рыночными, потому что в оценке кредитных рисков заложен слишком высокий вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в данной ситуации – элиминировать системные риски, обеспечивая бесперебойное функционирование всей финансовой сферы.

     Увеличение  потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора  в банковский. В этой связи главной задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.

     Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение  информационного обеспечение финансового  рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.

     Важным  элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.

     В нашей стране с нормативной точки зрения финансовой системы нет, она складывается стихийно, исходя из определенных интересов исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет и официальных расходов на ее функционирование, их структуры и т.д. 

Заключение

       В  курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.  

     Таким образом, оказалось, что страхование  не является отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Но в работе доказано, что страхование является структурным элементом двух других сфер: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).

     В составе сферы финансов субъектов хозяйствования выделено три звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы предприятий без образования юридического лица. Многие авторы выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ИП).

     В структуре сферы государственных  и муниципальных финансов авторы выделяли такие звенья как: финансы  государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов, федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Проведя подробный анализ всех этих звеньев, можно сделать вывод, что в состав муниципальных финансов входит два звена: финансы государственного бюджета и финансы внебюджетных фондов, а остальными элементами являются лишь составляющие этих основных двух звеньев.

     Также были рассмотрены изменения, которые  влияют на финансовую систему. В связи  с вступлением в действие большого количества новых законов в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

                    Список используемой литературы.

1.   Конституция Российской Федерации.  – Ст.71-117,130-133.

2.   Гражданский Кодекс Российской  Федерации. – Гл.4.

3.   Бюджетный Кодекс Российской  Федерации (ред. от 19.07.2009)

4.   Налоговый Кодекс Российской Федерации - Гл.21-26

5. Федеральный  закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 17.07.2009)

6. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

7. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 14.07.2008)

8. Федеральный  закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 23.07.2008)

9. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009)

10.  Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».

11.   М.В. Романовский. Финансы. Учебник. М.: Юрайт.  2001. – 257 с.

12. М.А.Абрамова. Финансы и кредит. Учебное пособие. М.: Юриспруденция. 2003. – 236 с.

Информация о работе Финансовая система страны, ее сферы и звенья