Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура………….......5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….……5
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………..6
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………13
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...…………..13
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие…….23
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..39
2.4 Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе…..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..………...49
Заключение……………………………………………………………..………...52
Список используемой литературы……………….…………………….……….54
В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.
Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.
В
рамках бюджета формируются
Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.
В экономической зарубежной литературе различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества. В России, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.
Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рои в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.
Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:
3. Направление изменения финансовой системы страны
В современной рыночной экономике существуют два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два типа организации финансовой структуры экономики:
- Экономика финансовых рынков (система экзогенного предложения денег) - система американского типа с преобладанием финансирования через финансовые рынки;
-
Экономика задолженности (
Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков к ее усвоению. Для эффективного перераспределения через рынок необходимо, чтобы инвесторы располагали достаточно полной и достоверной информацией по долговым обязательствам, выставляемым на продажу на рынке, и могли должным образом сопоставлять между собой отдельные обязательства по ценам, по ликвидности, по качеству – долги, выставляемые на рынок, должны быть хорошо структурированы. Кроме того, чтобы указанные сопоставления были возможны, необходимы устойчивые ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, на среднесрочную перспективу.
В сегодняшней России, где рынки только начинают складываться, коммерческие долги не структурированы, а их качество слабо поддается оценке. Поэтому ожидать высокую эффективность перераспределительных функций финансового рынка не приходится.
Экономика, базирующаяся на банковском финансировании, дает гораздо больше возможностей регулирования в оперативном плане, менее восприимчива к асимметрии экономической информации и практически не ограничивает возможностей трансформации ресурсов (при адекватном участии кредитора в последней инстанции – Центрального банка). Поэтому в ближайшие годы эффективная организация финансирования в России предполагает доминирование банковских форм финансового перераспределения.
Вместе с тем, последние события в финансовом секторе экономики резко обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она не в состоянии нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а, следовательно, и не может организовать нормальное финансовое обеспечение экономического роста. В то же время и финансовые рынки (за исключением валютного рынка) практически не функционируют и также не способны на перераспределение финансовых ресурсов в значимых масштабах.
Вместе
с тем тотальное
В этой связи на первый план выходит задача реструктуризации и укрепление банковской системы с тем, чтобы она реально могла осуществлять перелив капитала.
В
практическом плане наиболее ответственная
и трудная часть реализации денежно-кредитной
политики - обеспечение потока банковского
кредита в реальный сектор экономики.
Для повышения ликвидности
Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор одновременно означает увеличение потока долга реального сектора в банковский. В этой связи главной задачей монетарных властей является организация оформления и структурирование соответствующих долговых обязательств, обеспечение поддержки их качества. Монетарные власти имеют достаточные возможности, чтобы через создание ряда новых институтов и инструментов повысить качество и структурировать обязательства реального сектора. Путем создания системы гарантий и поручительств вполне возможно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка способно ограничить риск несбалансированной ликвидности.
Главную
роль в развитии российской финансовой
системы, должно сыграть улучшение
информационного обеспечение
Важным элементом является также создание института экспертизы коммерческих проектов, возможно, имеющего иерархическую структуру. При этом речь идет об институте, а не об учреждении, то есть соответствующие функции могут быть распределены, например, между многочисленными банками путем лицензирования деятельности по финансовой экспертизе.
В
нашей стране с нормативной точки зрения
финансовой системы нет, она складывается
стихийно, исходя из определенных интересов
исполнительной и других ветвей власти.
Следовательно, нет и официальных расходов
на ее функционирование, их структуры
и т.д.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы в отдельные звенья.
Таким образом, оказалось, что страхование не является отдельной сферой финансовой системы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельную сферу. Но в работе доказано, что страхование является структурным элементом двух других сфер: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).
В составе сферы финансов субъектов хозяйствования выделено три звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансы предприятий без образования юридического лица. Многие авторы выделяли дополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансы общественных объединений, финансы посредников, финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектов хозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что в действительности они существуют, но являются не отдельными звеньями, а лишь входят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организаций и ИП).
В
структуре сферы
Также
были рассмотрены изменения, которые
влияют на финансовую систему. В связи
с вступлением в действие большого
количества новых законов в налоговой
и бюджетной сферах, меняются финансовые
отношения между различными экономическими
субъектами, меняется сама структура субъектов,
а значит, и финансовая система в целом.
Список используемой литературы.
1.
Конституция Российской
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. – Гл.4.
3. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (ред. от 19.07.2009)
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации - Гл.21-26
5. Федеральный закон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 17.07.2009)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
7. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 14.07.2008)
8. Федеральный закон от 24.07.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 23.07.2008)
9. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009)
10. Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».
11. М.В. Романовский. Финансы. Учебник. М.: Юрайт. 2001. – 257 с.
12. М.А.Абрамова. Финансы и кредит. Учебное пособие. М.: Юриспруденция. 2003. – 236 с.
Информация о работе Финансовая система страны, ее сферы и звенья