Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа
Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура………….......5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….……5
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………..6
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………13
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...…………..13
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие…….23
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..39
2.4 Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе…..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..………...49
Заключение……………………………………………………………..………...52
Список используемой литературы……………….…………………….……….54
Составные
части расходов бюджетов соответствуют
единой бюджетной классификации
расходов по функциям, экономическим
операциям использования
Необходимость сбалансированности регионального бюджета предполагает следующие источники финансирования его дефицита:
-
внутренние: государственные займы
путем выпуска ценных бумаг
от имени субъектов РФ; бюджетные
ссуды от бюджетов других
-
внешние: государственные
Возникающие в связи с этим долговые обязательства представляют собой государственный долг субъектов РФ, который обеспечивается всем, имуществом, составляющим казну субъектов РФ.
Оказание финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть осуществлено в следующих формах:
-
дотации на выравнивание
- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.
Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности при составлении, утверждении и исполнении бюджетов.
Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть оказана в следующих формах:
- на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за обеспечение которых возложена на органы местного самоуправления;
- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;
- другие формы, предусмотренные бюджетным законодательством.
Местному бюджету могут быть представлены бюджетные ссуды из регионального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь. Также предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование расходов по федеральным целевым программам.
Таким образом, наиболее острой проблемой бюджетной системы РФ является ее вертикальная несбалансированность, выражающаяся в значительном превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов РФ над их бюджетной обеспеченностью. На практике реализуется остаточный принцип формирования нижестоящих бюджетов, имеет место низкая степень финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, усиливается концентрация финансовых ресурсов на федеральном уровне.
Регулирование межбюджетных отношений на территории осуществляется путем:
-
нормативов отчислений из
- дотаций и субвенций из областного бюджета;
-
средств, выделяемых из фонда
финансовой поддержки
-
средств, поступающих по
- социальных норм и финансовых нормативов, выступающих основой расходов муниципальных образований.
Итак, регулирование межбюджетных отношений - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Субъектами регулирования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе формирования и исполнения бюджетов разных уровней на территории, которые определяют определенную систему экономических отношений. Нельзя при этом не учитывать опосредование бюджетов функционированием всех звеньев кредитно-финансовой системы.
Межбюджетные отношения, влияющие на доходы местных бюджетов, включают:
-
определение нормативов по
-
расчет средней бюджетной
-
поддержание минимальной
- местные налоги;
-
метод распределения
Отношения, опосредующие формирование расходов бюджетов, включают в себя социальные нормы и нормативы, идущие на содержание (текущие расходы) объектов социальной сферы на территории: культуры; образования; здравоохранения; управления и др. Это нормативы финансовых затрат, обеспечивающие предоставление государственных услуг по социальным стандартам.
Внебюджетные фонды представляют собой особую модель формирования и перераспределения финансовых средств для решения отдельных социально значимых или оперативных задач на основе выделения специальных источников, порядка использования средств и органов управления ими.
С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств целевого назначения для решения конкретной проблемы, обеспечения гарантированных прав граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти. В то же время это обособление имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества - относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость от дефицита бюджета, возможность более оперативного использования.
Недостатки недостаточность контроля за расходованием средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора и расходования, множественностью проблем, требующих целевого финансирования и многократным усложнением системы платежей.
Порядок образования и деятельности внебюджетных фондов определяется законодательными нормативно-правовыми актами. Общие положения, регулирующие вопросы взаимоотношения органов власти с внебюджетными фондами, сформированы в Бюджетном кодексе РФ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 г.), ред. от 19.07.2009). Здесь же определены общие нормативные положения по формированию и расходованию государственных внебюджетных РФ и целевых фондов, консолидированных в бюджеты.
Виды внебюджетных фондов можно классифицировать по признакам:
а) пенсионное обеспечение, б) социальное страхование, в) социальное обеспечение в случае безработицы, г) охрану здоровья и медицинскую помощь.
а) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, находящиеся в Федеральной собственности, в т.ч. (статья 144):
-
Пенсионный фонд Российской
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд
б)
территориальные
Конкретный перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только территориальные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
-
добровольных взносов
-
других доходов,
Сбор и контроль за поступлением доходов осуществляет Министерство по налогам и сборам.
Расходование
средств государственных
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством РФ.
Отчет
об исполнении бюджета государственного
внебюджетного фонда
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы.
Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке (Налоговый кодекс РФ, часть 2, ст. 236-242). Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.
В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.
Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.
В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.
Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют:
-
Министерство науки и
- федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;
-
другие федеральные органы
- организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.
Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд, и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.
Информация о работе Финансовая система страны, ее сферы и звенья