Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура………….......5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….……5
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………..6
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………13
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...…………..13
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие…….23
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..39
2.4 Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе…..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..………...49
Заключение……………………………………………………………..………...52
Список используемой литературы……………….…………………….……….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

     Отличительными  чертами акционерного общества по сравнению  с другими организационно-правовыми  формами хозяйствования являются:

     - добровольность его образования,  причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;

     -  возможность внесения участниками  общества своих средств в уставный  фонд в самых различных формах  – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.

     Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная форма организации хозяйства является очень гибкой и бытроприспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.

     Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает по имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность по обязательствам общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов.

     Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как  арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.  

     Аренда  – это распоряжение и пользование  каким-либо имуществом за плату в  течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут  передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.

     Арендное  предприятие образуется после заключения договора аренды между государственным органом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудового коллектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. В организации своей хозяйственной деятельности предприятие полностью самостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки после возмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы, страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами от хозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имущество тоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономического стимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях по самостоятельно разрабатываемым нормативам.

     Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица. 

     2.2 Государственные и муниципальные финансы и их составляющие.

     Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения  и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:

     1) Бюджетная система как совокупность  финансовых планов органов власти  различных уровней и бюджетов  внебюджетных фондов.

     2) Система государственных и муниципальных  займов, являющаяся способом мобилизации  государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

     В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные  финансы выполняют ряд функций:

     - Планирования - формулировка целей  и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов;

     - Организации - присутствует бюджетное  устройство, бюджетная классификация,  единые процедуры бюджетного  процесса;

     - Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей; 

     - Контроля.

     Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:

     - единство законодательной и нормативной  базы;

     - открытость и прозрачность;

     - разграничения полномочий и предметов  ведения;

     - целевой ориентированности:

     - научного подхода;

     - экономичности и рациональности;

     - управляемости финансовыми потоками  на централизованной основе.

     Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.

     В системе государственных и муниципальных  финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация  обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

     Территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, которая распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и социального развития локальных территорий (бюджетное регулирование в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории).

     Структура финансов субъекта РФ выглядит таким  образом:

     - бюджет субъекта РФ;

     - бюджеты муниципальных образований территории;

     - внебюджетные фонды субъектов  РФ;

     - иные финансовые ресурсы, привлекаемые  для финансирования обще территориальных  потребностей.

     Структура местных финансов выглядит таким  образом:

     - местный бюджет;

     - иные финансовые ресурсы.

     Основные показателями бюджета территории показаны на схеме 1.

     Совершенствование финансовых и налоговых отношений  между РФ и субъектами, а также  органами государственной власти и  местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения  регионов и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, а прежде всего, налоговых доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию. Бюджет субъекта РФ представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ свод бюджета региона и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

     

     Схема 1. Основные характеристики бюджета  территории. 

     Полномочия  органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования  бюджетных правоотношений заключаются  в:

     - установление порядка составления  и рассмотрения проектов бюджетов  субъектов РФ, утверждения и исполнения бюджетов, осуществлении контроля за их исполнением и утверждении отчетов об исполнении;

     - составление и рассмотрение проектов  бюджетов субъектов РФ, консолидированных  бюджетов, утверждении и исполнении  бюджетов, осуществлении контроля за исполнением и утверждении отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных внебюджетных фондов;

     - распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между региональным бюджетом и местными бюджетами;

     - определение порядка направления в бюджет субъектов РФ доходов от использования собственности доходов от налогов и сборов субъектов РФ, иных доходов бюджета;

     -  разграничении полномочий по осуществлению расходов между

     уровнями  бюджетной системы;

     - установлении порядка и условий предоставления финансовой помощи, бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в бюджет субъектов РФ и из него в местные;

     - осуществление государственных  внутренних заимствований субъектов  РФ, проведении внутренних и внешних  заимствований и управлении государственным долгом субъектов РФ.

     Доходы  регионального бюджета формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования  местным бюджетам, доходов от использования  имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении региона, иных неналоговых доходов.

     К налоговым доходам бюджетов субъектов  РФ относятся:

  1. собственные налоговые доходы от закрепленных региональных налогов и сборов, перечень, ставки, пропорции и разграничения которых определяются на основе налогового законодательства РФ, закона о бюджете РФ на очередной финансовый год и порядка формирования доходов местного бюджета;
  2. отчисления от регулирующих налоговых доходов поступающих от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

     В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть прибыли государственных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

     В соответствии с полномочиями законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ по формированию доходов бюджета:

     - вводятся региональные налоги  и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, предоставляются налоговые льготы в пределах регионального налогового законодательства;

     - предоставляются налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов и иных обязательных  платежей в бюджеты субъектов  РФ в пределах лимитов предоставления кредитов.

Информация о работе Финансовая система страны, ее сферы и звенья