Финансовая система страны, ее сферы и звенья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура………….......5
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….……5
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………..6
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ……………13
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...…………..13
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие…….23
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..39
2.4 Финансы домашнего хозяйства и их значение в финансовой системе…..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..………...49
Заключение……………………………………………………………..………...52
Список используемой литературы……………….…………………….……….54

Работа содержит 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Существует  несколько типов финансовых институтов (ФИ):

     - ФИ1 (создаются государством)

     - ФИ2 (создаются населением под  руководством государства);

     - ФИ3 (саморегулирующиеся организации).

     Сами  финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

     Федеральный - представлен федеральными финансовыми  институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных  органов 

     Субъектный - представлен субъектными финансовыми  институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

     Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

     В современных условиях в системе  государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

     Финансовый  блок Правительства (расширенного, так  как ЦБ РФ формально не входит в  Правительство РФ):

     1. Центральный Банк РФ (Центральный  аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);

     2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные  управления + Управления Федерального  Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации)

     3. Министерство РФ по налогам  и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции  + Управление МНС по субъекту)

     4. Государственный таможенный комитет  (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)

     5. Федеральная комиссия по рынку  ценных бумаг (ЦА + региональное  отделение)

     6. Министерство имущественных отношений  (ЦА + региональное отделение)

     7. Разные финансовые органы, в т.ч.  государственные внебюджетные фонды

     Полуфинансовый  блок:

     1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ

     2. Федеральная энергетическая комиссия 

     3. Федеральная служба финансового  оздоровления

     4. Российское агентство по государственным резервам

     Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

     В учебниках советского периода в  структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий  и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

     Следует иметь в виду, что первичные  доходы сферы финансов частных и  государственных предприятий, а  также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):

     - государственных и муниципальных  финансов

     - финансов хозяйствующих субъектов. 

     Как уже говорилось ранее, классификационным  признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

     Так, непосредственно участники общественного  воспроизводства, организации и  граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, производят товары и  занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.  

     Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

     Каждая  сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

     Группировка финансовых отношений внутри сферы  субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

     Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.  

     Участниками товарного производства также выступают Индивидуальные предприниматели. Под их деятельностью понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

     Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

     - финансы коммерческих организаций;

     - финансы некоммерческих организаций; 

     - финансы Индивидуальных предпринимателей.

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     Сфера финансов государственные и муниципальные  финансы состоит из двух звеньев:

     1) финансы государственного бюджета; 

     2) финансы внебюджетных фондов.

     Государственный внебюджетный фонд – это форма  образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

     Таким образом, в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящие в их состав.

 

     2 Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ

     2.1 Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие

     Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре  финансовой системы страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов государства.

     Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.

     Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.

     Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов  определяются: сферой деятельности экономических  субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица.

     Предприятия и организации функционируют  на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель – получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.

     При функционировании коммерческих организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

     - внутри коммерческой организации  по поводу формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов;

     - между коммерческой организацией  и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов,  внесение паевых взносов, инвестирование  средств, участие в распределении  прибыли, получение дивидендов  и т.п.;

     - между коммерческой организацией  и финансово-кредитными организациями в связи с уплатой страховых взносов (премий) и получением страховых выплат (возмещением или обеспечением), привлечением источников инвестиций, размещением финансовых ресурсов и получением доходов от этого размещения;

     -   с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование в форме субсидий и субвенций, бюджетного кредита, оплаты государственного и муниципального заказов, государственных инвестиций, покупка государственных ценных бумаг, получение доходов по ним);

     - с работниками организации по  выплатам из чистой прибыли  (социальные программы, ссуды,  премии и др.).

     Финансовые  отношения коммерческой организации  могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.

Информация о работе Финансовая система страны, ее сферы и звенья