Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой системы государства
-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации
-провести факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними
-сделать вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России
-выявить проблемы финансовой системы России и привести примеры пути их решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы
1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4
1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………………………………………………………………….8 1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18

Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям
2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20
2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32
2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38

Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ
3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46
3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………….53

Список литературы…………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Но существуют проблемы. Во-первых, невзирая на рекордные показатели, финансовая система России по-прежнему крайне слаба. Она не может не только претендовать на заметную роль на международных финансовых рынках, но даже обеспечить текущий экономический рост.

Во-вторых, нынешний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением  финансовой системы (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ  — Банк развития, Россельхозбанк и  так далее) и проникновением иностранного капитала. И если первый из них чреват «лишь» возможной потерей эффективности, то второй процесс носит фактически необратимый характер, центры принятия решений смещаются за рубеж. Это касается и уже привычной кредитной подпитки, и, что более важно, активной скупки финансовых институтов. Всего за несколько лет мы лишились едва ли не половины страхового сегмента, иностранцы активно захватывают банковский рынок: только в течение 2007 года доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9 до 25,1%.

А проблема, прежде всего, в том, что собственность на бОльшую часть активов в нашей стране юридически не оформлена, а, следовательно, активы эти не могут выступать в качестве залога либо использоваться как собственный капитал экономических агентов.

Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.

Ориентир мощности финансовой системы задают экономически развитые страны. В этих странах суммарные активы финансовых институтов всех типов в четыре—шесть раз превышают годовой ВВП. Причем примерно половина суммарных активов приходится на институциональные долгосрочные инвестиционные фонды (пенсионные, по страхованию жизни и так далее). Активы российского финансового сектора составляют сегодня около 65% ВВП.

Всего лишь 2,1% ВВП —  это активы негосударственных пенсионных фондов и страховщиков жизни. Кредиты, выдаваемые более чем на три года, еще редкость (менее четверти выданных кредитов). Облигации, даже если они выпускаются на срок в несколько лет, имеют на самом деле годовую срочность, поскольку оферта устанавливается на период до года. Наконец, вопрос о безотзывных вкладах до сих пор не решен — все вклады населения в банках по факту представляют собой вклады до востребования. Только лизинг сейчас является неким источником долгосрочных инвестиций для растущей экономики.

Таким образом, адекватный размер активов отечественной финансовой системы лежит в диапазоне 70–200 трлн. рублей.

Финансовый сектор должен решать следующие задачи:

 Во-первых, финансовая  система должна способствовать  эффективному распределению ресурсов  в экономике. Речь идет не  только о тех ресурсах, в настоящее  время находящихся в распоряжении сектора, но и тех, которые потенциально могут быть пропущены через финансовую систему.

В-вторых, финансовый сектор должен содействовать реализации социальных функций государства. Речь идет, прежде всего, о повышении доступности  финансовых услуг, предоставлении инфраструктуры для распределения средств участникам государственных программ, развитии пенсионного обеспечения, страхования, социальной ипотеки и образовательного кредитования. В конечном счете, это формирование среднего класса, стабильного общества, решение проблемы социальных гарантий и пенсий.

В-третьих, финансовая система  должна стать базой для экспансии  российского бизнеса на внешние  рынки и служить рычагом для  проведения государственной политики по укреплению финансового суверенитета.

Просматриваются три  основные группы ресурсов, которые  могли бы обеспечить качественный рост финансовой системы. Первая — средства населения и частного сектора, вторая — средства государства, специальных  фондов и квазигосударственных структур, третья — недокапитализированные активы.

Задействовать в полной мере первую группу крайне важно и  с точки зрения становления базовых  институтов нашей финансовой системы, и с точки зрения обеспечения  социальной стабильности. Однако сделать  быстро это не удастся. Главной проблемой вовлечения в финансовый оборот является крайне низкий уровень сбережений домохозяйств — основных провайдеров долгосрочных ресурсов для экономики. Высокая инфляция, доступность потребительского кредита и недоверие к финансовым институтам во многом способствовали снижению сбережений населения. В 2007 году население сберегло лишь 8,9% доходов (в 2006−м — 10,3%), что свидетельствует о необходимости стимулирования сберегательной активности граждан.

Вторая группа ресурсов наиболее мобильна и крайне интересна с точки зрения поддержания ликвидности и вливания в банковскую систему, а также размещения в инфраструктурных проектах. Это средства Стабилизационного фонда, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и других. Все они, в сущности, создавались для выполнения двух функций: изъять «лишнюю» денежную массу и создать «подушку безопасности» на случай финансового коллапса или шока (например, резкого падения цен на нефть). Однако активы, в которые размещены эти фонды, могут оказаться более рискованными, чем казалось раньше. Риск экономического отставания уже явно выходит на первое место. Речь не идет о полном отказе от «подушки безопасности», но ее размер должен быть разумным. Средства этих фондов — порядка 3,8 трлн. рублей — при текущих темпах роста могут достигнуть 8–9 трлн. через пару лет. Достаточно солидная база для поддержания ликвидности и краткосрочного рефинансирования, даже если вовлечь в оборот финансовой системы менее половины этих средств.

Третья группа ресурсов, пожалуй, ключевая. Она способна обеспечить почти неограниченный вброс активов в российскую финансовую систему. Кроме того, она даст возможность значительно сократить риски.

На начало 2008 года капитализировано, то есть имеет рыночную цену и обладает ликвидностью, менее 7% национального богатства. Нерыночными остаются основные фонды, земля, недра, естественные биологические и подземные водные ресурсы, недвижимость, нематериальные активы (патенты, авторские права). Они практически полностью оторваны от финансовой системы. Вовлечение в оборот даже 10–15% от этих активов даст нашей финансовой системе 70–120 трлн. рублей. Что же касается рисков, то основной их источник — неразвитость залоговой базы — после капитализации и вовлечения в оборот вышеперечисленных активов станет уже не столь существенным.

Механизм капитализации  активов в общем виде выглядит так. Первый этап — спецификация прав собственности, включая определение встроенных ограничений на отчуждение, изъятие, использование, арендные права. Затем — модернизация залогового (в частности, выведение залогов из конкурсной массы) и прочего смежного законодательства. Далее необходимо обеспечить ликвидный рынок для этих активов, создав инфраструктуру и стимулы для ее функционирования.

В качестве примера успешно  проведенной капитализации российских активов можно привести вовлечение в финансовый оборот нефтегазовых запасов. Спецификация прав собственности на недра, последующая передача части прав через механизм лицензирования компаниям с открытой для сторонних инвесторов формой собственности позволили существенно увеличить капитализацию российского фондового рынка, а компании «Газпром» — стать одной из самых дорогих в мире по рыночной капитализации.

При этом необходимо предусмотреть  систему встроенных ограничений, чтобы  предотвратить угрозу перехода стратегически важных активов в собственность нерезидентов, в том числе транснациональных компаний.

 

Не будем забывать, что финансовая система очень  сложные и тонкий механизм, в котором связано каждое звено и, нажимая на один рычаг, мы непременно увидим отклик в другой точке системы.

Воздействуя на экономику  страны, на части финансовой системы, нужно подходить сразу с нескольких сторон и просчитывать все вперед. В нынешней ситуации мирового финансового кризиса нельзя предсказать как будут вести себя те или иные активы, как ранее можно было предположить, используя различные виды анализов, но грамотные аналитики, хорошо знающие экономику нашей страны и зарубежных стран, изучивших состояние финансовой системы в предыдущие кризисы экономики, могут дать объективные и правильные советы по воздействию на ФСРФ таким образом, чтобы не навредить ей.

 

Заключение

 

 При написании курсовой работы, целью которой было подробнее изучить звенья финансовой системы РФ и выявить их взаимосвязь, а  так же дать оценку всей финансовой системы, выявить проблемы и предложить пути их решения, были выполнены все задачи ,которые ставились перед нами в процессе работы над данной темой. Мы изучили теоретические основания финансовой системы государства; провели анализ основных показателей звеньев финансовой системы РФ; провели факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними; сделали вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России; выявили проблемы финансовой системы России и привели  примерные пути их решения.

Поэтому, делая выводы по все курсовой работе, в общем  о финансовой системе РФ, можно  говорить о том, что:

Финансовые системы  возникли с зарождением классового общества и развивались как часть  политической, социальной и экономической системы государства.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной  и нормативной деятельностью  финансы являются одним из инструментов социального менеджмента.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Возможны широкая и  узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений  теории систем, известных как процедуры  агрегирования (объединения элементов  в целое) и декомпозиции (расчленение целого на части) при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все  стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При  этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Существует тесная взаимосвязь  цены, зарплаты, кредита с возможностью и интенсивностью источников финансовых ресурсов, временной ценностью финансовых потоков. Наличие такой тесной взаимосвязи, представляется, может позволять отнести цену, зарплату, кредит к категориям относительно самостоятельным, но входящим в сферу финансовых отношений.

Системообразующим финансовым инструментом, формально и непосредственно  обеспечивающим включение цены, зарплаты, кредита, страхования в сферу финансов, являются налоги.

В состав децентрализованных финансов, кроме денежных отношений, опосредующих кругооборот денежных фондов предприятий, могут быть включены и денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках финансово-промышленных групп, холдингов, а также финансы предпринимателей без образования юридического лица, инвестиционная деятельность граждан по сохранению или изменению своего социального статуса;

Финансы играют различную  роль в деятельности организационно-производственных систем, работающих на товарном рынке  в рамках сбытовой стратегии или маркетинговой стратегии.

Наблюдается все более  тесная связь финансовых отношений  и отношений собственности, что  находит отражение, в частности, в развитии процедур приватизации, финансового лизинга, франчайзинг, залога, конвертация ценных долговых бумаг в долевые и др.

 Финансовая система  обладает всеми свойствами сложных  систем: большое число разнородных  элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость  и др.

Финансовую систему  необходимо проектировать. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционально-логического проектирования финансовой системы.

При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени.

Список литературы.

 

1. Конституция РФ,

2.Бюджетный Кодекс РФ

3.Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: «Филинъ», 2001г.- 360с

4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М.: Рук. деп. в ВИНИТИ № 3067-В97 от 15.10. 2002г.

5. Ковалев В.В. Финансовый анализ.-М.: АООТ «Фининнова» 2000г.-512с

6. Финансы. Учебник./ ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- М.: «Дело и Сервис»      2000г.- 520с.

7. Финансы. / Учебное пособие под ред. Ковалева В.В., М.: «ТК Велби» 2003. стр.7

8. Финансы. Денежное обращение и кредит. Учебное пособие под ред. Романовского М.В. М.:  «Юрайт» 2001., 79 стр

9. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. 5-е изд.- М.: «Дашков и К» 2006г.-501с

10. Вестник МТУ М.: «Филинъ» 2004г. №4 с107

11. Финансы / под редакцией профессора А. М. Ковалевой, М.: «Просвещение» 2000г c143

12. Основы управления финансами, Дж. К. Ван Хорн, М.: «Юнити-Дана» 1999г. с245

13. Финансы, денежное обращение, кредит/ под редакцией профессора

  Л. А. Дробозиной, -М.: «Фининнова»  2000г. с123

14. Финансы: Учебник/Под ред. Дробозиной Л. А. — М.: «Оникс 21 век» 2001. c85

15.Финансы: Учебник/под ред.Родионовой В.М., «Финансы и статистика»,М,1995

16. Финансовый менеджмент /ред. Стоянова Е.С.-М.: «Инфра-М» 2000г.-405с.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации