Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа
Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой системы государства
-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации
-провести факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними
-сделать вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России
-выявить проблемы финансовой системы России и привести примеры пути их решения
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы
1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4
1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………………………………………………………………….8 1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18
Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям
2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20
2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32
2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38
Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ
3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46
3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48
Заключение………………………………………………………………….53
Список литературы…………………………………………………………55
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из важнейших социальных институтов страны.
ПФР был образован 22 декабря
1990 года постановлением Верховного Совета
РСФСР для государственного управления
финансами пенсионного
Сегодня Пенсионный фонд - это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян.
В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
Объем взносов, полученных Пенсионным фондом в 2008 году, составил порядка 2,6 трлн. рублей. Выплата пенсий, а также других социальных платежей превысила 2,3 трлн. рублей.
В соответствии с Законом о бюджете Пенсионного фонда на 2009-2011 гг., суммарные доходы ПФР в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются в суммах: на 2009 г. - 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. возрастут до 4,3 трлн. рублей.
Одним из ключевых направлений социальной политики российского правительства является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:
"Об обязательном
пенсионном страховании в
"Об инвестировании
средств для финансирования
Суть ныне действующей пенсионной системы Российской Федерации - в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). На 1 октября 2009 года средний размер пенсий составил 5 413,4 рубля и увеличился по сравнению с началом года на 19 % ( на 1 января этот показатель составил 4546,3 рубля).
"Все, что мы планировали
в социальной сфере, все, что
связано с повышением
Система ОМС России
Система обязательного
медицинского страхования создана
с целью обеспечения
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным
правовым актом, регулирующим обязательное
медицинское страхование
Закон установил правовые,
экономические и
Обязательное медицинское
Для реализации государственной политики
в области обязательного
В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
В настоящее время в Российской
Федерации созданы как
По данным форм ведомственного статистического
наблюдения на 1 октября 2007 года в Российской
Федерации в системе
Структура системы ОМС была представлена 87 территориальными фондами ОМС, 120 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 262 филиалами СМО.
Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек.
На 01.01.2008 года в ТФОМС зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения - органов исполнительной власти.
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые в структуре поступлений финансовых средств соответственно составили 45,4% и 51,4%. На счета ТФОМС поступило средств единого социального налога в сумме 125 093,5 млн. рублей (на 25% больше, чем в 2006 году), а страховых взносов на ОМС неработающего населения — 141 541,2 млн. рублей (на 25,7% больше, чем в 2006 году). Таким образом, в 2007 году в части формирования доходов по ОМС, достигнуты позитивные результаты, о чем свидетельствует возросший по сравнению с 2006 годом уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС.
В 2007 году в среднем на одного застрахованного поступило налогов и взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7% от подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС — 1936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год".
Исполнение бюджетов ТФОМС по поступлению ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС, в среднем по России составило 102,3%. При этом в 54 субъектах Российской Федерации превышен средний показатель по России.
Поступило средств ОМС из ТФОМС в СМО — 203 766, 7 млн. рублей.
На 1 января 2008 года работу по организации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1412 штатных специалистов ТФОМС, 3253 штатных специалистов СМО, 7443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.[23,24,25,26]
Социальное страхование
Структура доходов бюджета Фонда
социального страхования
Доходы бюджета Фонда соцстраха |
2005г, |
2006г, . |
2007г, |
ВСЕГО |
186,7 млрд.руб. |
218,9млрд.руб |
295,5млрд.руб. |
Доходы по обязательному социальному страхованию |
134,2(72%) |
150,0(69%) |
190,1(65%) |
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
35,6(19%) |
39,3(18%) |
48,5(16%) |
Субвенции из федерального бюджета на реализацию государственных функций |
16,9(9%) |
14,6(7%) |
41,7(14%) |
Субвенции из ФФОМС на реализацию государственных функций |
- |
12,9(6%) |
15,1(6%) |
Исследуя данные приведенной выше таблицы о структуре доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2007гг, можем сделать вывод о том, что в 2005 году в структуре доходов отсутствовала статья доходов «Субвенции из ФФОМС на реализацию государственных функций», а, начиная с 2006 года она не только появилась, но и показала свой рост в 2007году.
Несмотря на денежный
рост составляющих статей доходов «Доходы
по обязательному социальному
Динамика расходов и доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2002-2007гг., млрд. руб.
Таблица 2.1.5
2002г |
2003г |
2004г |
2005г |
2006г |
2007г | |
доходы |
116,4 |
137,2 |
159,3 |
186,7 |
218,9 |
295,4 |
расходы |
125,6 |
136,2 |
140,6 |
165,3 |
208,2 |
303,1 |
Диаграмма 2.1.1
Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
за 2002-2007гг., млрд. руб.
Таблица 2.1.6
Период |
Значение |
Темп роста цепной |
2002 г. |
116,40 |
1,18 |
2003 г. |
137,20 |
1,16 |
2004 г. |
159,30 |
1,17 |
2005 г. |
186,70 |
1,17 |
2006 г. |
218,90 |
1,35 |
2007 г. |
295,40 |
- |
По сравнению с 2002 г. доходы бюджета Фонда страхования Российской Федерации выросли в 2003 г. в 1,18 раза; в 2004г. по сравнению с 2003г. – в 1,16 раза; в 2005г. по сравнению с 2004г. – в 1,17 раза; в 2006г. по сравнению с 2005г. выросли в 1,17раза; в 2007г. по сравнению с 2006г. – в 1,35раза
Можно сказать о том, что не наблюдается с 2002 по 2005гг. сильного роста доходов бюджета, чего нельзя сказать про 2006год, где показатель вырос сразу на 0,18.