Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой системы государства
-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации
-провести факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними
-сделать вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России
-выявить проблемы финансовой системы России и привести примеры пути их решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы
1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4
1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………………………………………………………………….8 1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18

Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям
2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20
2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32
2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38

Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ
3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46
3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………….53

Список литературы…………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

 

Пенсионный фонд Российской Федерации - один из важнейших социальных институтов страны.

 

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в  самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Сегодня Пенсионный фонд - это государственное учреждение с особым статусом. Это единственный пенсионный фонд, принадлежащий государству, и являющийся страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян.

В структуре Пенсионного  фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 120 000 специалистов.

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. В октябре - декабре 2008 года в Программу вступили свыше 800 000 россиян.

Объем взносов, полученных Пенсионным фондом в 2008 году, составил порядка 2,6 трлн. рублей. Выплата пенсий, а также других социальных платежей превысила 2,3 трлн. рублей.

В соответствии с Законом  о бюджете Пенсионного фонда  на 2009-2011 гг., суммарные доходы ПФР  в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются в суммах: на 2009 г. - 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. возрастут до 4,3 трлн. рублей.

Одним из ключевых направлений  социальной политики российского правительства  является совершенствование пенсионной системы страны. С 2001 года был принят ряд законов, основные из которых:

"Об обязательном  пенсионном страховании в Российской  Федерации" №167-ФЗ от 15 декабря  2001 года и "О трудовых пенсиях  в Российской Федерации" №173-ФЗ  от 17 декабря 2001 года, согласно которым  страховая часть трудовой пенсии выплачивается за счет средств бюджета ПФР, базовая - за счет федерального бюджета;

"Об инвестировании  средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в Российской  Федерации" №111-ФЗ от 24 июля 2002 года, который обеспечивает права граждан на инвестирование денежных средств накопительной части трудовой пенсии.

Суть ныне действующей  пенсионной системы Российской Федерации - в коренном изменении взаимоотношений  между работником и работодателем: в повышении ответственности россиян за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

В настоящее время  трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется  государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). На 1 октября 2009 года средний размер пенсий составил 5 413,4 рубля и увеличился по сравнению с началом года на 19 % ( на 1 января этот показатель составил 4546,3 рубля).

"Все, что мы планировали  в социальной сфере, все, что  связано с повышением социальных  пособий, пенсий - все будет исполняться", - сказал Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин, отвечая на вопросы граждан по поводу финансового кризиса и грядущими в связи с ним изменениями в жизни россиян. "Мы намерены все наши планы по повышению социальных пособий исполнить", - подчеркнул глава Правительства.

 

Система ОМС России

 

Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных  прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным  правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.

Закон установил правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  в Российской Федерации, определил  средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское страхование  является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы  Федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования.

В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение.

В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

По данным форм ведомственного статистического  наблюдения на 1 октября 2007 года в Российской Федерации в системе обязательного  медицинского страхования работало по договорам 8115 медицинских учреждений, в которые поступило средств  ОМС: всего — 224 396, 0 млн. рублей, в том числе из территориального фонда — 26 367, 8 млн. рублей.

Структура системы ОМС была представлена 87 территориальными фондами ОМС, 120 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 262 филиалами СМО.

Численность граждан,  застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС — 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих — 57 217,5 тыс. человек, неработающих — 82 128,5 тыс. человек.

На 01.01.2008 года в ТФОМС зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них  87 страхователей  неработающего населения - органов  исполнительной власти.

Основными источниками доходов  бюджетов ТФОМС являются налоги, в  том числе единый социальный налог  в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые в структуре поступлений финансовых средств соответственно составили 45,4% и 51,4%. На счета ТФОМС поступило средств единого социального налога в сумме 125 093,5 млн. рублей (на 25% больше, чем в 2006 году), а страховых взносов на ОМС неработающего населения — 141 541,2 млн. рублей (на 25,7% больше, чем в 2006 году). Таким образом, в 2007 году в части формирования доходов по ОМС, достигнуты позитивные результаты, о чем свидетельствует возросший по сравнению с 2006 годом уровень финансового обеспечения населения субъектов Российской Федерации средствами ОМС.

В 2007 году в среднем на одного застрахованного  поступило налогов и взносов  на ОМС неработающего населения в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7% от подушевого норматива финансирования  за счет средств ОМС — 1936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год".

Исполнение бюджетов ТФОМС по поступлению  ЕСН в части, зачисляемой в  ТФОМС, в среднем по России составило 102,3%. При этом в 54 субъектах Российской Федерации превышен средний показатель по России.

Поступило средств ОМС из ТФОМС  в СМО — 203 766, 7 млн. рублей.

На 1 января 2008 года работу по организации  и проведению вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1412 штатных специалистов ТФОМС, 3253 штатных специалистов СМО, 7443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр.[23,24,25,26]

 

Социальное страхование

 

Структура доходов бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации 

                                                          за 2005-2007гг.                                                Таблица 2.1.4

Доходы бюджета Фонда  соцстраха

2005г,

2006г,

.

2007г,

ВСЕГО

186,7 млрд.руб.

218,9млрд.руб

295,5млрд.руб.

Доходы по обязательному  социальному страхованию

134,2(72%)

150,0(69%)

190,1(65%)

Доходы по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

35,6(19%)

39,3(18%)

48,5(16%)

Субвенции из федерального бюджета на реализацию государственных  функций

16,9(9%)

14,6(7%)

41,7(14%)

Субвенции из ФФОМС на реализацию государственных функций

-

12,9(6%)

15,1(6%)


 

Исследуя данные приведенной  выше таблицы о структуре доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005-2007гг, можем сделать вывод о том, что в 2005 году в структуре доходов отсутствовала статья доходов «Субвенции из ФФОМС на реализацию государственных функций», а, начиная с 2006 года она не только появилась, но и показала свой рост в 2007году.

Несмотря на денежный рост составляющих статей доходов «Доходы  по обязательному социальному страхованию» и «Доходы по обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», процентное содержание в структуре доходов в Фонд социального страхования уменьшается год за годом, но растет процент «Субвенции из федерального бюджета на реализацию государственных функций».

 

 

Динамика расходов и доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2002-2007гг., млрд. руб.

 

Таблица 2.1.5

 

2002г

2003г

2004г

2005г

2006г

2007г

доходы

116,4

137,2

159,3

186,7

218,9

295,4

расходы

125,6

136,2

140,6

165,3

208,2

303,1


 

Диаграмма 2.1.1

 

Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

за 2002-2007гг., млрд. руб.

Таблица 2.1.6

Период

Значение

Темп роста цепной

2002 г.

116,40

1,18

2003 г.

137,20

1,16

2004 г.

159,30

1,17

2005 г.

186,70

1,17

2006 г.

218,90

1,35

2007 г.

295,40

-


 

По сравнению с 2002 г. доходы бюджета Фонда страхования  Российской Федерации  выросли в 2003 г. в 1,18 раза; в 2004г. по сравнению с 2003г. – в 1,16 раза; в 2005г. по сравнению с 2004г. – в 1,17 раза; в 2006г. по сравнению с 2005г. выросли в 1,17раза; в 2007г. по сравнению с 2006г.  –  в 1,35раза

Можно сказать о том, что не наблюдается с 2002 по 2005гг. сильного роста доходов бюджета, чего нельзя сказать про 2006год, где  показатель вырос сразу на 0,18.

 

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации