Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой системы государства
-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации
-провести факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними
-сделать вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России
-выявить проблемы финансовой системы России и привести примеры пути их решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы
1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4
1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………………………………………………………………….8 1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18

Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям
2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20
2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32
2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38

Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ
3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46
3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………….53

Список литературы…………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

Курсовая работа

 

 

 

по  дисциплине: Финансы

 

тема:  «Финансовая система Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы

        1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4

        1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой  системы……………………………………………………………………….8         1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18

 

Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям

        2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20

        2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32

        2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38

 

Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ

        3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46

        3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48

 

Заключение………………………………………………………………….53

 

Список литературы…………………………………………………………55

 

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым  функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

 Считается, что  понятие финансовой системы является  развитием общего определения  - финансы. При этом, финансы выражают  экономические общественные отношения.  В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-недостаточные темпы  развития экономики;

-диспропорции развития  экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых   рынках;

-излишнюю социальную  напряженность, отрицательно влияющую  на 

  воспроизводственный  процесс; 

-низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума.[2]

Объект исследования  - финансовая система Российской Федерации

Предмет исследования – звенья финансовой системы и их взаимосвязь на примере зависимости Прибыли средних и крупных  предприятий  и  Доходов консолидированного бюджета в РФ.

Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь

Задачи исследования:

-изучить теоретические  основания финансовой системы государства

-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации

-провести факторный  анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними

-сделать вывод о  взаимосвязи звеньев финансовой  системы в России

-выявить проблемы  финансовой системы России и  привести  примеры пути их решения

В курсовой работе использованы экономико-математические методы. Работа содержит 55 страниц, 24 таблицы, 1 диаграмму, 1 график.

В последнее десятилетие отмечено непрерывным реформирование финансовой системы России, что сделало возможным ее приближение к мировым стандартам. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.

 

Глава 1.Основные теоретические аспекты финансовой системы

1.1. Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы

 

Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы РФ, ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с одной стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти, с другой.

В историческом плане  можно выделить две эпохи государственного управления, которые в свою очередь  разделяются на этапы:

I.Преобладание «волюнтаристическо-личного» начала, нерегламентированность управления:

1. Дворцово-вотчинный  этап (XII-XIV вв.);

2. Приказной этап (конец XV-XVII в.)

II.Преобладание формального, безличного начала, регламентированнность управления:

  1. Коллежско-сенатский ( коллегиальный) этап (XVIII в.);
  2. Министерский этап (XIX в.-н.в.)

     1)  1802-1917гг.: Министерства Российской Империи

     2)  1917-1991гг.: Наркоматы РСФСР-СССР-Министерства СССР

  1. 1991-2006гг.: Министерства РСФСР- РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Финансовая система  может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в  этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства. [12]

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. Последняя имеет следующий вид.

                                     

 

 

                                            Финансовая система


 

 

            Централизованные                                Децентрализованные

                 финансы                                                   финансы

- государственный бюджет               - финансы коммерческих предприятий

- внебюджетные фонды                     - финансы некоммерческих предприятий

- государственный кредит                 - финансы общественных

- страхование                                         объединений

  а) социальное                                    - финансы населения

  б) личное

  в) имущественное

  г) страхование  ответственности

  д) страхование  предпринимательских рисков    [13]

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  

Каждому звену системы  финансов присущи свои специфические  формы и методы образования и  использования денежных фондов и  доходов.  

Функции финансовой системы:

-   денежная –  эмиссия, обращение, расчеты;

- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в  форме средств, т.е. наполнение  казны;

-  бюджетная – превращение  налогов в доходы, последних –  в расходы;

-   контрольно-надзорная  – надзор за финансовыми институтами;

- государственного кредита  – управление государственным  долгом.

Но возможен и организационный  аспект, когда финансовая система  рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной  власти.

Финансовая система  состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах.

Анализ закономерностей  развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства  свидетельствует о наличии общих  признаков в их содержании. Это  обусловлено сочинением объективных  причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система  РФ включает следующие звенья финансовых отношении: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные  финансовые отношения можно разбить  на две подсистемы. Это общегосударственные  финансы, обеспечивающие потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено  различиями в задачах каждого  звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую  выполняет государство в области  экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно  участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: в обеспечении  определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Общегосударственные финансы  органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.[9]

 

1.2 Краткая  характеристика звеньев финансовой  системы

 Государственный бюджет.

Государственный бюджет - главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решении общегосударственных и социальных задач. Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

      -носит  ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над  доходами составляет дефицит бюджета,                                                                                                    -формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации