Финансовая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Цель исследования – изучить подробнее звенья финансовой системы Российской Федерации и выявить их взаимосвязь
Задачи исследования:
-изучить теоретические основания финансовой системы государства
-провести анализ основных показателей звеньев финансовой системы Российской Федерации
-провести факторный анализ двух основных показателей финансовой системы для выявления взаимосвязи между ними
-сделать вывод о взаимосвязи звеньев финансовой системы в России
-выявить проблемы финансовой системы России и привести примеры пути их решения

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 Основные теоретические аспекты финансовой системы
1.1 Социально-экономическая сущность и структура финансовой системы…………………………………………………………….………....4
1.2 Краткая характеристика звеньев финансовой системы……………………………………………………………………….8 1.3 Нормативно-правовое регулирование ФСРФ…………………...........18

Глава 2 Исследование звеньев финансовой системы РФ по основным показателям
2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ………………………………………………………………………….…20
2.2 Анализ основных показателей децентрализованных финансов Российской Федерации……..………………………………………………32
2.3 Взаимосвязь звеньев финансовой системы РФ………………….38

Глава 3.Фукционирование и реформирование финансовой системы РФ
3.1 Функционирование звеньев финансовой системы РФ…………46
3.2. Проблемы ФСРФ и меры по преодолению трудностей финансовой системы……………………………………………………………………..48

Заключение………………………………………………………………….53

Список литературы…………………………………………………………55

Работа содержит 1 файл

курсовик финансы.doc

— 443.00 Кб (Скачать)

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство  Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный государственный  долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в  России было построено на началах  государственной монополии. Это  означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием  рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

На территории России  создаются страховые медицинские  компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: “скорая помощь”, лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства).

Всем гражданам выдается страховой полис.

Средства фондов формируются  за счет:

  • страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • ассигнований из федерального бюджета;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса  финансовых средств;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;
  • ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).

Кроме ОМС существует и добровольное медицинское страхование за счет части прибыли предприятия, выводимой из под налогообложения.

Фондовый  рынок.

Среди звеньев финансово-кредитной  системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.

Задача фондового  рынка - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого довода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Рассматривая каждую в отдельности составляющую финансовой системы и характеризуя звенья нельзя до конца сказать об их значимости без аналитических показателей. Поэтому, чтобы изучить главные составляющие звеньев и их взаимосвязь, нужно, в первую очередь, рассмотреть и проанализировать основные показатели по звеньям финансовой системы, разделяя их для удобства на централизованные и децентрализованные финансы.[4,5,6,11]

1.3 Нормативно-правовое регулирование  ФСРФ

 

Единой правовой базой  бюджетной системы являются Конституция  РФ, Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с учетом изменений в редакции на 26.04.07г.), Федеральный закон от 10.10. 1991г. “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает  общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в п. 1 ст. 1 БК РФ.

Федеральный бюджет разрабатывается  на основе положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный  бюджет России разрабатывается путем  проведения анализа развития экономики  в целом и по отраслям. Основные провозглашенные приоритеты бюджета - снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности бюджета.

В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами  в бюджеты вышестоящих уровней.

Система межбюджетных отношений включает не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но и внутри субъекта – между региональными органами власти и органами местного самоуправления. Общие принципы организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах Федерации определены в Законе РФ от 25.09.97 № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ».

Средства Федерального фонда для  финансовой поддержки субъектов  РФ выделяются только тем субъектам, которые выполняют требования бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации без каких-либо исключений, дополнений и особых условий.

Глава 2.Исследование звеньев финансовой системы по основным показателям

Для анализа  взаимодействия звеньев финансовой системы друг на друга рассмотрим отдельные основные показатели по каждому  звену и проанализируем их. Для удобства анализа, разделим звенья на две части - централизованные и децентрализованные финансы.

Воспользуемся данными  Федерального Сайта Государственной  Статистики, Сайтом Пенсионного Страхования, Сайтом Обязательного Медицинского Страхования и другими для характеристики основных показателей финансов.

 

2.1 Анализ основных показателей централизованных финансов РФ

 

Как уже говорилось ранее  в моей работе, к централизованным финансам относятся:

- государственный бюджет              

- внебюджетные фонды                  

 - государственный кредит    

 - страхование   

  а) социальное      

  б) личное

  в) имущественное

  г) страхование ответственности

  д) страхование предпринимательских  рисков

 

В качестве основного показателя государственного бюджета Российской Федерации возьмем  данные о доходах и расходах консолидированного бюджета.

Данные по Пенсионному страхованию, Социальному страхованию и добровольному медицинскому страхованию характеризуют внебюджетные фонды.

В качестве основного показателя страхования были взяты данные с Федерального Сайта Государственной Статистики характеризующие Страховые взносы, собранные страховыми организациями.

Государственный кредит представлен  в государственных ценных бумагах как внутренний долг, а финансы предприятий – как прибыль средних и крупных предприятий РФ.

Рассмотрим таблицу, в которой приведены данные с 2002 по 2007 год по доходам и расходам консолидированного бюджета Российской Федерации в миллиардах рублей.

Доходы  и расходы консолидированного бюджета

Таблица 2.1.1

Индикатор, ед. изм.

Период

Значение

Доходы консолидированного бюджета, мл

д. руб. 

2002 г.

3519.200

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2003 г.

4135.600

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2004 г.

5427.300

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2005 г.

5429.900

Доходы консолидированного бюд

ета, млрд. руб. 

2006 г.

10625.800

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2007 г.

13250.700

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2008 г.

16003.900

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2002 г.

3422.300

Расходы консо

идированного бюджета, млрд. руб. 

2003 г.

3955.400

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2004 г.

4665.400

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2005 г.

4669.700

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2006 г.

8375.200

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2007 г.

11245.800

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 

2008 г.

13991.800



Как мы видим из таблицы, приведенной выше, год за годом в российской Федерации увеличиваются доходы и расходы государственного консолидированного бюджета. Проанализируем эту таблицу построчно.

 

Доходы консолидированного бюджета

Таблица 2.1.2

Период

Значение

Темп роста цепной

2002 г.

3519,20

-

2003 г.

4135,60

1,18

2004 г.

5427,30

1,31

2005 г.

5429,90

1,00

2006 г.

10625,80

1,96

2007 г.

13250,70

1,25

2008 г.

16003,90

1,21


По сравнению с 2002 г. доходы консолидированного бюджета  Российской Федерации  выросли в 2003 г. в 1,18 раза; в 2004г. по сравнению с 2003г. – в 1,31 раза; в 2005г. по сравнению с 2004г. – в 1,00 раза; в 2006г. по сравнению с 2005г. выросли в 1,96раза; в 2007г. по сравнению с 2006г.  –  в 1,25раза; в 2008 г. По сравнению с 2007 0 в 1,21 раза.

 

 

 

 

 

 

Расходы консолидированного бюджета

Таблица 2.1.3

Период

Значение

Темп роста цепной

2002 г.

3422,30

-

2003 г.

3955,40

1,16

2004 г.

4665,40

1,18

2005 г.

4669,70

1,00

2006 г.

8375,20

1,79

2007 г.

11245,80

1,34

2008 г.

13991,80

1, 24


 

По сравнению с 2002 г. расходы консолидированного бюджета  Российской Федерации  выросли в 2003 г. в 1,16 раза; в 2004г. по сравнению с 2003г. – в 1,18 раза; в 2005г. по сравнению с 2004г. – в 1,00 раза; в 2006г. по сравнению с 2005г. выросли в 1,79 раза; в 2007г. по сравнению с 2006г.  –  в 1,34раза; по сравнения с 2007 в 2008 году в 1,24 раза.

Учитывая наше исследование о темпе роста доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, можно сказать, что до 2004 года росли как доходы, так и расходы консолидированного бюджета, но в 2004году был застой в экономике России и потому доходы и расходы консолидированного бюджета оставались на прежнем уровне. Однако, после 2004 года мы можем наблюдать снова рост доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации вплоть до 2007 года, после чего опять происходит спад.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации