Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Сущность, функции и роль финансов 8
1.2 Организация управления финансами в Республике Казахстан 14
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
2.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 18
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
3 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 27
3.1 Понятие налогов и их социально-экономическая сущность 27
3.2 Виды налогов 29
3.3 Налоговая система 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     2)Индивидуальный  подоходный налог. Поступление средств по данному платежу занимает около 8% всех налоговых платежей.

     Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, иностранные физические лица.

     Объектом  обложения является доход, облагаемый у источника выплаты, и доход, не облагаемый у источника выплаты.

     К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся: доход работника (начисленные работодателем доходы, уменьшенные на сумму налоговых вычетов; доход работника в натуральной форме; доход в виде материальной выгоды); доход от разовых выплат; пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов; доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; стипендии (за исключением выплачиваемых обучающимся в организациях образования в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан для государственных стипендий); доход по договорам накопительного страхования.

     3)Платежи,  налоги за недропользование. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль.

     4)НДС  (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления  в бюджет части прироста стоимости  добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.

     Плательщикам  НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемым импортом является импортируемые товары.

     5)Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные  на территории Казахстана и  импортируемые на территорию  Казахстана по следующему перечню:  все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного топлива), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес.

     Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики.

     6)Налог  на имущество. Плательщиками налога  являются физические лица по  объектам обложения, используемым  в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам  обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления.

     7)Земельный  налог. Плательщиками являются  физические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.

     8) Социальный налог. Социальный налог введён с 1999 года взамен действовавших до этого отчислений страховых взносов в социальные фонды: пенсионный, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования, содействия занятости населения.

     Данные  налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми  актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан. К местным налогам относятся налоги и сборы, которые могут устанавливаться решением районных и городских представителей органов государственной власти (налог на рекламу, налог на продажу автомобилей и др.).  

     3.3 Налоговая система

     Налоговые системы многих стран мира развивались  постепенно, в течение многих лет. У Казахстана же не было и нет  времени для длительной эволюции создания налоговой системы, необходимо скорейшее становление и развитие национальной экономики. Но Казахстан не сможет за один период перейти к полностью удовлетворительной и современной налоговой системе. Продвижение к этой цели должно осуществляться поэтапно с тем, чтобы дать время, как налогоплательщикам, так и налоговым организациям осмыслить изменения, по мере того как они вносятся. Поскольку невозможно за один раз внести все желанные изменения должна быть определенная очередность.

     Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему [6].

     Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением  законов республики о налогах  и других обязательных платежах в  бюджет с учетом затрат цен и тарифов [7,49].

     Налоговый Кодекс Казахстана основан на правовых параметрах принятых в пространстве всего мира, и способствует созданию внутренней правовой базы, позволяющей нашей экономике быстрей переориентироваться на рыночные отношения, и отвечает интересам государства в целом. Включение механизмов принципиально новых налоговых отношений - важная страница в сравнительно короткой истории рыночных реформ в Казахстане. Между законом и его реализацией путь бывает долгий, но это когда закон не воспринимается жизнью.

     В Республике Казахстан обязанность  платить налоги возведена в ранг конституционной обязанности граждан. Конституция Республики Казахстан говорит об обязанности уплачивать на только налоги, но и сборы, а также другие обязательные платежи. К "другим обязательным платежам", которые упоминаются в статье 35 Конституции Республики Казахстан, относятся в первую очередь: отчисления, взносы, плата и пошлина [8,31].

     Согласно  Конституции Республики Казахстан  государственные налоги и сборы  может устанавливать только Парламент  или в предусмотренных Конституцией случаях – Президент Республики. Плату же – в силу неурегулированности этого вопроса в законодательном порядке – может устанавливать любой местный орган.

     В Республике Казахстан действуют  общегосударственные налоги, которые  являются регулирующими источниками  государственного бюджета Республики Казахстан, суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном в Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на очередной год, и местные налоги и сборы, являющиеся доходными источниками местных бюджетов.

     Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и  косвенные. Обьектом прямого налога служат доход и капитал. Это: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, налог с наследства и т.п. Обьектом косвенного налога является товар или услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.п.). Особенностью косвенных налогов является то, что они носят замаскированный характер, так как включаются в цену товара. Они почти в 2 раза превышают по обьему прямые налоги, так как увеличиваются с ростом цен; от них труднее уклониться. Например, при покупке книги покупатель вынужден оплачивать ее с учетом налога на добавленную стоимость, а если вы помыли автомашину на автостоянке и владелец автомашины заплатил вам за это, то вы можете уклониться от прямого налога и забрать всю выручку себе.

     Налоги  исчисляются и уплачиваются в  тенге, за исключением случаев, когда  налоговым законодательством Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан [9,435].

     Построение  налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того, как, в конечном счете, будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.

     Наше  молодое суверенное государство  делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства.

     Разработанная правительством Казахстана налоговая  система, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

     Нечеткость  механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом  негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

     В этой связи налоговая система  требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к  методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла  все необходимые для рыночной экономики функции.

     При современной сложившейся экономической  конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

     Совершенствование налоговой системы должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

     Пока  не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания.

     Практика  функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации  процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.

     За  это время участились случаи уклонения  от выплаты налогов.

     В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.  

     Для Республики Казахстан в современных  условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость  привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный  пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную  роль,  особенно в период перехода Казахской экономики к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

     Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

     При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория "платежные  возможности" граждан.

     Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься [10].

     Существенное  снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично  возрастающем объеме валового национального  продукта.

     Анализ  реформаторских идей в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой  системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной  налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, какой у нас в Казахстане еще нет. 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовая система РК