Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:18, курсовая работа
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Сущность, функции и роль финансов 8
1.2 Организация управления финансами в Республике Казахстан 14
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
2.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 18
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
3 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 27
3.1 Понятие налогов и их социально-экономическая сущность 27
3.2 Виды налогов 29
3.3 Налоговая система 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
5)
сальдо по операциям с
- приобретение финансовых активов;
-
поступления от продажи
6) дефицит (профицит) бюджета;
7) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
- поступления займов;
- погашение займов;
- движение остатков бюджетных средств.
Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.
Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами РК.
Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.
Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:
1)
затраты, обеспечивающие
2)
затраты, связанные с
3)
затраты на государственный
4)
денежные выплаты физическим
лицам - затраты, связанные с
платежами физическим лицам в
денежной форме в соответствии
с законодательными актами РК,
кроме денежных выплат
5)
иные виды затрат на
Операционное сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.
Сальдо
по операциям с финансовыми
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
В Казахстане применяется единая бюджетная классификация, соответствующая международным стандартам. Она предусматривает группировку поступлений расходов и бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
Остальные
подразделения характеризуют
В расходах предусмотрена функциональная, экономическая и ведомственная классификации. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функциональная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюджетные программы, бюджетные подпрограммы.
По основным функциональным группам расходы подразделяются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, спорт, информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам.
Экономической классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджета по экономическим характеристикам, отражающая операции, осуществляемые государственными учреждениями для реализации бюджетных программ.
Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам, функциональных групп и бюджетных программ; например, Администрация Президента РК, Хозяйственное управление Парламента, Акимы областей и городов Алматы и Астаны, комитеты, агентства, другие ведомства и службы РК.
Бюджетная
классификация позволяет
3
НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ
3.1
Понятие налогов и их
Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.
Налоги являются исходной категорией финансов.
В последующем развитие принципов налогов уточнялись, дополнялись и сводятся к следующим современным трактовкам:
1)Принцип справедливости в налогообложении. Достижение «горизонтального равенства», которое требует, чтобы все доходы налогоплательщиков, независимо от того, как они зарабатываются и тратятся, облагались единообразно на равных условиях. Соблюдение «вертикального равенства» перед законом по обязательствам налогоплательщиков, имеющих уровень доходов и находящихся в разных, с точки зрения соответствия социальным нормам в данном обществе, ситуациях.
2)Принцип простоты. Для налогоплательщика должно быть понятно назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы.
3)Определенность налогов - непреложное равенство заранее установленных условий и требований, единообразие толкования и применения на всей территории страны и для всех хозяйствующих субъектов.
4)Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп.
5)Экономическая приемлемость - налоги не должны препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капиталовложений.
6)Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.
В законодательстве Казахстана о налогах и других обязательных платежах в бюджет оговорены также такие принципы, как обязательности налогообложения, определенности, единства налоговой системы, справедливости, гласности налогового законодательства.
Характерной особенностью налоговых поступлений государству является их последующее обезличенное использование для разнообразных общественных нужд.
Сущность налогов проявляется в их функциях:
1)Исторически первой является фискальная функция налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.
2)Перераспределительная функция налогов состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.
3) Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Оно целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами.
Государство
проводит налоговую политику- систему
мероприятий в области налогов
- в соответствии с выработанной
экономической политикой в зависимости
от социально- экономических и других
целей и задач общества каждого конкретного
периода его развития.
3.2 Виды налогов
В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает.
Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе "выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов" [4,231].
Налоги:
1)Корпоративный подоходный налог
2)Индивидуальный подоходный налог
3)Платежи, налоги за недропользование
4)НДС
5)Акцизы
6)Налог на имущество
7)Земельный налог
8) Социальный налог
Рассмотрим
подробнее вышеперечисленные
1)Корпоративный подоходный налог. Данный вид налога занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета Казахстана - около 27%. Механизм обложения корпоративным подоходным налогом определяет порядок исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами [5,115].
В основных чертах этот механизм, согласно законодательству Республики Казахстан, сводится к следующему. К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.
Объектом обложения являются:
1) налогооблагаемый доход;
2) доход, облагаемый у источника выплаты;
3)
чистый доход юридического