Финансовая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Сущность, функции и роль финансов 8
1.2 Организация управления финансами в Республике Казахстан 14
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
2.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 18
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
3 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 27
3.1 Понятие налогов и их социально-экономическая сущность 27
3.2 Виды налогов 29
3.3 Налоговая система 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

     Министерство  финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, - межотраслевую координацию в сфере управления и контроля государственными финансами, а также учета и контроля за использованием государственной собственности.

     В центральном аппарате Министерства финансов имеются специальные подразделения с определенными задачами и функциями, состав и структура этих подразделений постоянно меняются с учетом изменения целей и задач управления, развития функций аппарата, необходимости совершенствования работы.

     Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.

     Налоговая служба состоит из Министерства финансов Республики Казахстан и налоговых комитетов областей, городов, районов.

     Министерство  финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный  контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

     Основными задачами налоговой службы являются: обеспечение исполнения законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет; систематическое изучение эффективности и влияния налогообложения на развитие экономики; разъяснительная работа среди налогоплательщиков по вопросам налогообложения.

     Управление  финансами отраслей национального  хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов. 
 
 

     2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН 

     2.1 Экономическая сущность бюджета  и бюджетное устройство

     В огромном многообразии финансовых связей можно выделить обособленные сферы, отличающиеся отдельными общими чертами. Так, особую область стоимостного распределения валового общественного продукта образуют финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением. Этим отношениям присуще то общее, что возникают они в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Данная совокупность финансовых отношений составляет экономическое содержание понятия, носящего название «государственный бюджет».

     Государственный бюджет как совокупность экономических  отношений имеет объективный характер. Его существование в качестве самостоятельной сферы распределения объективно предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики в целом. Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения обусловлено также природой и функциями государства. Государство нуждается в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость, обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

     Таким образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет выполняет специфическое общественное назначение — служит удовлетворению общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической категории.

     Как экономическая категория государственный  бюджет выражает денежные отношения, возникающие  между государством и другими  участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.

     Бюджет  воздействует на экономику через  бюджетный механизм. В этом проявляется  роль бюджета как инструмента  влияния на экономику в целом. Бюджетный механизм — это совокупность форм и методов образования и  использования централизованного  фонда денежных средств государства. Регулирование экономики осуществляется путем установления количественных размеров централизованного фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе исполнения бюджета.

     Разнообразие  форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что предполагает такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма  движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе- основном финансовом плане страны. В нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной финансовый план является продуктом деятельности государства; в нем выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом республики Законом «О Республиканском бюджете».

     Таким образом, многообразие понятия «государственный бюджет» сводится к его трактованию  в следующих составляющих:

     - как относительно самостоятельная  экономическая категория;

     - как централизованный фонд денежных  средств государства;

     - как инструмент воздействия на экономику (через бюджетный механизм);

     - как основной финансовый план  государства;

     - как юридический закон, положения  которого обязательны;

     - для выполнения всеми участниками  отношений и членами общества (см. приложение 1).

       Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи прежде всего те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

     - представляет особую экономическую  форму распределительных отношений,  связанную с обособлением части  стоимости валового общественного  продукта у государства и ее  использованием на удовлетворение  общественных потребностей;

     - предназначен для перераспределения стоимости между отраслями народного хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости.

     Государственный бюджет, как и любая другая экономическая  категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее  им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства — в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд — это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

     Государственный бюджет активно воздействует на экономику  в целом, так как он выступает  в качестве бюджета всего народного  хозяйства. Большую роль играет государственный  бюджет в сфере материального  производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего народного хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение операционных и других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

     Бюджетные ассигнования в непроизводственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего  развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет  собственных источников доходов  и находится на бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30% национального  дохода, 20%- валового внутреннего продукта, 10%- валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями народного хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны [3, 312].

     2.2. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

     Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм — доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

     Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.

     Как правило, источником доходов являются налоги или платежи адекватные им. Состав и структура доходов государственного бюджета РК определяется действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.

     Структура бюджета строится на основе бюджетной  классификации и состоит из следующих  разделов:

     1) доходы:

     - налоговые поступления;

     - неналоговые поступления;

     - поступления от продажи основного  капитала;

     - поступления официальных трансфертов;

     2) затраты;

     3) операционное сальдо;

     4) чистое бюджетное кредитование:

     - бюджетные кредиты;

Информация о работе Финансовая система РК