Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:18, курсовая работа
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ФИНАНСАХ, ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ 8
1.1 Сущность, функции и роль финансов 8
1.2 Организация управления финансами в Республике Казахстан 14
2 БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 18
2.1 Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство 18
2.2 Состав доходов и расходов государственного бюджета 23
3 НАЛОГИ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 27
3.1 Понятие налогов и их социально-экономическая сущность 27
3.2 Виды налогов 29
3.3 Налоговая система 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Это два важнейших признака финансов, но не окончательных, так как подобными обладают цена, кредит, оплата труда и др.
Важным отличительным признаком финансов является то, что они проявляются в движении денежных фондов различного целевого назначения. Последние, по сути дела, являются объектами финансовых отношений. Целевые денежно- финансовые фонды, предназначенные для конкретного расходования, образуются у всех участников общественного производства, в непроизводственной сфере с помощью финансовых методов. Методы, как способы действия в финансовых отношениях обладают директивным характером для государственных финансов, а для негосударственных - необходимым, неизбежным, обязательным характером. Это связано с необходимостью регулирования экономики и потребностью заранее предусмотреть объемы и направления использования денежных ресурсов на цели общественного развития. Несомненно, выбор методов определяется путем научного поиска и объективных предпосылок определенного этапа развития общества.
Денежные средства используются в экономической жизни, как правило, на основе эквивалентного, то есть равноценного движения стоимости в товарной и денежной форме. Признак эквивалентности присущ действию других экономических категорий - цены, оплаты труда, кредита. Особенностью финансовых фондов, выделяющей их из всех денежных средств, является то, что они образуются на основе одностороннего движения стоимости в денежной форме на всех уровнях управления экономикой. Любая финансовая операция характеризуется такой особенностью (налоги, отчисления от прибыли или дохода, финансирование расходов, субвенции и т.д.), то есть безэквивалентностью. В отраслевых финансах применяется схожий принцип внутрихозяйственного целевого обособления денежных средств в фондах.
Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака - денежный характер финансовых отношений и воспроизводственный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке - подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.
На
основании вышеизложенного
Функция
применительно к финансам означает
круг деятельности, присущей данной экономической
категории, проявление сущности в действии,
специфические способы
В связи с тем, что финансы являются сложной, специфической экономической категорией производной от другой, более общей категории - денег, и в связи с невозможностью четко очертить границы действия данной экономической категории, ее глубоким проникновением во все сферы общественно- политической и экономической жизни, вопрос о функциях финансов до сих пор является дискуссионным- мнение ученых- теоретиков по этому поводу разделилось.
В настоящее время наибольшее признание получили две основные концепции финансов: распределительная и воспроизводственная.
Сторонники первой концепции считают, что финансы возникают на второй стадии общественного воспроизводства - в процессе распределения стоимости общественного продукта в ее денежной форме, что распределительный характер финансов отражает специфику их функционирования.
Согласно данной концепции финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
С
помощью распределительной
Представителями воспроизводственной концепции финансы рассматриваются как категория воспроизводства в целом, а не одной из его стадий, то есть они считают неправомерным ограничивать финансы производственными отношениями, связанными только с распределением стоимости общественного продукта. Финансы - категория производства, поскольку они обслуживают кругооборот производственных фондов (капитала) в процессе производства и активно воздействуют на этот процесс. Финансы – категория обмена, так как в обмене продолжается процесс распределения общественного продукта и финансы выступают инструментом этого распределения: финансы выражают движение стоимости, которое происходит не только на второй, но и на третьей стадии воспроизводственного процесса, то есть обмена; в обмене также происходят процессы переложения налогов; кроме того, финансы связаны не только с формированием, но и использование денежных фондов, а оно происходит в обмене, когда на денежные фонды приобретаются товароматериальные ценности; финансы относятся к категории потребления, поскольку участвуют в формировании фондов общественного потребления и личного потребления и с их помощью обеспечиваются конечные пропорции распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления.
В
отношении функций в
Рассматривая функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Более того, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях,- налогах, государственном бюджете, государственном кредите – характер функционирования неодинаков.
Контрольная функция финансов признается представителями почти всех научных концепций. Все ранее перечисленные функции финансов, несмотря на их многогранность, не раскрывают полностью те свойства, которые присущи финансам как экономической категории. Поскольку финансы связаны с движением денежной формы стоимости общественного продукта, они обладают свойством количественно отображать, воспроизводственный процесс в целом и отдельные его фазы через движение доходов, накоплений, фондов [1,23]. Благодаря этому свойству финансы могут как бы «оповещать» о том, как складываются количественные пропорции распределения на разных уровнях управления экономикой, соотношение доходов, фондов, отдельных их элементов, правильность использования финансовых ресурсов по целевому назначению. Тем самым финансы сообщают об отклонениях и диспропорциях в производственном процессе и позволяют направить его в нужное русло. Количественное выражение процессов образования и использования доходов, накоплений, фондов отображается в системе финансовых показателей, которые выступают как разновидности стоимостных показателей. Финансовые показатели имеют обобщающий результирующий характер, т.е. комплексно выражают результаты всей деятельности хозяйствующего органа любого уровня управления экономикой. Изучение, анализ финансовых показателей позволяет судить об эффективности производства, конечных результатов деятельности, рациональности функционирования определенных органов, систем и т.д.
Контрольная
функция проявляется в
Функции
экономической категории - это разные
стороны одного и того же экономического
явления и финансы немыслимы без какой-
либо из своих функций и лишь в их соединении,
в тесном взаимодействии они проявляют
себя в качестве экономической категории.
1.2
Организация управления
Управление финансами – процесс воздействия на финансовые и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект для достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, рычагов, стимулов и санкций.
Как сознательная, целенаправленная деятельность людей управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит и т.д.
В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении; политический подход к финансовым вопросам; оптимальное сочетание экономических и административных методов в управлении; научность управления; согласованность централизованного, отраслевого и территориального управления; ответственность в управлении; преемственность хозяйственных решений [2,35].
Следует
различать два аспекта
В управлении финансами необходим научный подход: это означает, что при выработке управленческих решений учитываются, помимо требований экономических законов, результаты экономического анализа, применяется рациональное сочетание экономических и административных методов управления. Научное управление финансами предполагает своевременное преодоление негативных явлений путем введения в действие новых финансовых методов и рычагов или отмены старых. При этом требуется достоверная и своевременная экономическая информация, научно обоснованные показатели, высокое качество перспективного и текущего финансового планирования.
В
управлении финансами различают
следующие взаимосвязанные
Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью как научно-обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Достоверность и своевременность информации позволяют анализировать ход событий, видеть их тенденции, заранее определять конечный результат. Финансовая информация осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Оно должно обеспечивать сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов, взаимосвязь производственных и финансовых показателей, увязку доходов и расходов, финансовых планов всех уровней национального хозяйства.
Организация - означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий. Оно направлено на предупреждение и ликвидацию всякого рода отрицательных отклонений от намеченного результата. Оно заключается в обеспечении пропорций и синхронности во всех видах деятельности за счет резервных фондов, сверхплановых финансовых ресурсов, неиспользованных ассигнований. Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.
Различают стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами возложено Конституцией Республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, Министерство финансов, Министерство экономики и бюджетного планирования.
Общегосударственные
финансы управляются
Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства экономики и бюджетного планирования.