Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.

Содержание

Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФС РБ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Бюджетный механизм создается государством для  реализации бюджетной политики на конкретном этапе развития страны, регулирования экономики путем маневрирования бюджетными ресурсами. Этому способствует специфическое свойство бюджета —обезличенность доходов государственного бюджета, т.е. отсутствие привязки к конкретным расходам.

      С помощью бюджетного механизма государство  перераспределяет валовой внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного производства, влияет на экономические преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. В Республике Беларусь в 2002 г. через бюджет перераспределялось около 34 % ВВП, в 2004 г. — 30 % ВВП без Фонда социальной защиты населения и около 40 % ВВП — с учетом средств фонда.

      Государство оперирует такими формами прямого  и косвенного воздействия на экономические  и социальные процессы, как бюджетное финансирование, государственные инвестиции, передача трансфертов, субсидий и субвенций, предоставление льгот и преференций, объявление налоговых каникул и др.

      Необходимость соблюдать макроэкономические пропорции  требует бюджетного финансирования отдельных отраслей и субъектов  хозяйствования,   учреждений   непроизводственной сферы, экономических регионов.

      В процессе формирования бюджетных фондов происходит перераспределение доходов  субъектов хозяйствования и отраслей. Регулируя остающуюся в их распоряжении долю чистого дохода, государство сдерживает или стимулирует экономическую активность субъектов хозяйствования.

      В соответствии с установленным порядком распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней  формируются бюджеты отдельных территорий, составляющие их финансовую базу. Трансферты из вышестоящих бюджетов выравнивают доходы разных регионов и уравновешивают их социально-экономическое развитие.

      Из  бюджетного фонда финансируются  важнейшие государственные программы: инвестиционные, природоохранные, по развитию рыночной инфраструктуры, конверсии военного производства, созданию новых рабочих мест, социальной защите граждан, ликвидации последствий стихийных бедствий, развитию топливно-энергетического комплекса и др.

      Расходы бюджета на образование, здравоохранение, культуру способствуют воспроизводству трудовых ресурсов. Через бюджетный фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение доходов, сохранение политической стабильности.

      Таким образом, в современном мире бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется в системе государственного регулирования благодаря активизации его функций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Внебюджетные  и республиканские целевые бюджетные  фонды
 

     Важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

     Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин,  прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

  1. мобилизацию средств для пенсионного обеспечения;
  2. финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;
  3. материальное обеспечение обязательного медицинского страхования;
  4. поддержку развития приоритетных отраслей экономики и т.д.

     Мобилизация и использование средств указанных  фондов осуществляются в специальных  формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство. Например, в России действует более 30 фондов. В Республике Беларусь до 1998 г. их перечень также составлял не один десяток, что усложняло контроль за расходованием. Руководство страны упразднило ряд фондов (например, фонд социальной защиты молодежи), а некоторые республиканские внебюджетные фонды включило в состав республиканского государственного бюджета (фонды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, содействия занятости, дорожный, фонд охраны природы, энергосбережения). В 2004 г. в состав бюджета был включен и Фонд социальной защиты населения (самый крупный из внебюджетных фондов). Перечисленные выше фонды именуются теперь республиканскими целевыми бюджетными фондами.

     Согласно  законодательству, областные и Минский  городской Совет депутатов формируют местные целевые бюджетные фонды (в частности, местные целевые бюджетные жилищно-инвестиционные фонды). Из республиканских внебюджетных фондов к 2004 г. остались лишь инновационные, формируемые республиканскими и некоторыми другими органами управления.

     Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Государственный кредит
 

      Государственный кредит — самостоятельное звено  финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

      В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

      При осуществлении государственно-кредитных  операций внутри страны государство, как  правило, является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает в роли как заемщика, так и кредитора.

      Кроме того, государство может выступать  и гарантом возврата займов или выполнения других обязательств субъектами предпринимательства, в деятельности которых оно заинтересовано. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик—кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном размере рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет дополнительных затрат. Однако на практике государственные гарантии нередко распространяются на недостаточно надежных заемщиков, что может повлечь за собой рост расходов из централизованных денежных фондов. Государство принимает на себя гарантийные обязательства для поддержания отечественных товаропроизводителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов народного хозяйства, повышения уровня занятости, развития науки и др.

      С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов. В сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности, и личные доходы граждан.

      Между тем бюджетная нагрузка на расходы  растет. Структурная перестройка, регулирование экономики, социальная политика государства, расходы на оборону страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. Поэтому государство почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а так как налоговые и им подобные поступления ограниченны, то приходится прибегать к помощи государственного кредита. В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, в условиях нарушения сбалансированности бюджета главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В годы экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.

      Государственный кредит представляет отношения в  основном вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд. В истории Беларуси были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).

      Нельзя  не заметить, что государственный  кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией. Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством. Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата доходов осуществляется за счет централизованных фондов государства, преимущественно бюджета. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

      Итак, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных ресурсов на условиях возвратности и платности, с целью выполнения своих функций.

      Как особая сфера экономических отношений  государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от налогов и банковского кредита.

      В Республике Беларусь расходы государства  осуществляются в основном в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Это, однако, не уменьшает роли международного государственного кредита для экономики страны.

      В системе государственно-кредитных  отношений есть также понятие  «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

      В целом государственный кредит при  правильной его организации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.

      Международный государственный кредит способствует ускорению социально-экономического развития и укреплению финансового положения страны — получателя средств, позитивно влияет на международное сотрудничество и взаимопонимание между странами.

      В Республике Беларусь правовой основой  государственного кредита служат законы о внутреннем и внешнем государственном долге, о бюджете на очередной год и другие нормативные акты. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
  1. Финансовая  система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
  2. Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь