Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.

Содержание

Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФС РБ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

     Государственный бюджет является одним из ведущих  звеньев общегосударственной финансовой системы. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов государства. Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

     В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

     По  размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых затруднений в стране.

     Необходимо  иметь в виду, что государственный бюджет Республики Беларусь включает бюджеты отдельных областей и бюджет города Минска, в совокупности это консолидированный бюджет страны.

     Важным  звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

     Также среди звеньев общегосударственных  финансов особую роль выполняет государственный  кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.

     Необходимо  отметить, что авторы ряда учебных  пособий по финансам выделяют в составе  общегосударственных финансов еще  одно звено — фонды страхования, или государственное, имущественное, личное и другие виды страхования. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественном и другими видами страхования, являются очень важным сектором в общей совокупности финансовых отношений государства, но выделять их в самостоятельное звено общегосударственных финансов нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные), формирующие фонды страхования, функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации не выделяются в Гражданском кодексе Республики Беларусь как самостоятельная сфера или звено субъектов хозяйствования. Их следует включать в состав коммерческих организаций.

     В последние годы отдельные экономисты относят к общегосударственным финансам и такое звено, как фондовый рынок, который объединяет рынки межбанковских кредитов, ценных бумаг и рынок валюты. Все денежные операции в перечисленных секторах фондового рынка выполняют соответствующие финансовые посредники (кредитные организации, биржи и другие финансовые институты), которые принадлежат к коммерческим организациям. Следовательно, выделять дополнительное звено - фондовый рынок - в составе общегосударственных финансов нет необходимости.

     Общегосударственный финансы тесно связаны с финансами  предприятий, с которыми у них  единый источник — создаваемый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы направляются в значительной части на развитие предприятий материального производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом проявляется единство финансовой системы.

     Третьей (дополнительной) сферой финансовой системы  является финансовый аппарат, в который  включаются такие республиканские органы управления финансами, как Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Таможенный комитет, Комитет по ценным бумагам, Фонд социальной защиты населения, финансовые управления (отделы) отраслевых министерств и др. Именно этот аппарат непосредственно участвует в финансовой деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, создает условия, необходимые для нормального течения финансовых процессов в народном хозяйстве страны. Особенность финансового аппарата состоит в том, что он является частью государственного аппарата и его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако данная сфера оказывает непосредственное влияние на финансовые отношения, организуя их таким образом, чтобы эффективное воздействие оказывалось на все стороны деятельности народного хозяйства. 
 
 
 
 
 
 

  1. Финансы хозяйствующих  субъектов 
 
    1. Финансы предприятий  материального производства 
 

     Финансы предприятии являются важной составной  частью финансовой системы, ее основой. Большая часть налоговых и иных поступлений в республиканский и местные бюджеты в Республике Беларусь формируется за счет поступлений от предприятий реального сектора экономики. Финансы предприятий — это относительно самостоятельная сфера финансовой системы, включающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов в процессе кругооборота их средств.

     Денежные  отношения возникают в результате движения денег при создании предприятия, а затем — в ходе создания и  распределения валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП). Так, при создании предприятия за счет взносов учредителей (участников) или за счет имущества, закрепленного собственником за предприятием, формируется уставный фонд. Его средства авансируются во внеоборотные и оборотные активы. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг (далее — выручка от реализации) возмещаются материальные затраты, расходы на оплату труда и другие расходы, включаемые согласно законодательству и учетной политике предприятия в издержки.

     При этом еще на стадии формирования себестоимости  образуются некоторые денежные фонды (амортизационный, оплаты труда, а по усмотрению предприятия — ремонтный фонд, резервы предстоящих расходов и платежей), уплачиваются налоги (земельный, экологический и др.), производятся отчисления на социальное страхование. Кроме того, из выручки от реализации продукции предприятие платит косвенные налоги и отчисления. До наступления сроков уплаты налогов и других платежей, до использования указанных фондов по их целевому назначению денежные средства находятся в обороте предприятия и по экономическому содержанию являются его доходами.

     В общей величине выручки от реализации предприятие получает прибыль от реализации продукции. В результате процессов распределения и перераспределения формируется общий финансовый результат — прибыль (убыток). Он в свою очередь перераспределяется между государством (в форме налогов и других платежей из прибыли в бюджет) и предприятием (в форме чистой прибыли). Чистая прибыль может направляться в фонды, из которых финансируется расширение и развитие производства, в фонды потребления — для материального поощрения работников, выплаты доли прибыли учредителям и удовлетворения различных социальные потребностей, образования резервного капитала (фондов) и на иные цели.

     Нефондовую  форму имеет остаток в виде нераспределенной прибыли (убытков) прошлых  лет и отчетного периода.

     В процессе перераспределения продолжается формирование и наращивание собственного капитала (собственных источников средств) — уставного, резервного и добавочного фондов, целевого финансирования и поступления из бюджета.

     В кругообороте средств предприятия  наряду с собственными источниками  средств могут участвовать заемные  средства в форме долго- и краткосрочных кредитов и займов и кредиторской задолженности, другие привлеченные источники средств. Все денежные источники средств, аккумулируемые предприятием, образуют его финансовые ресурсы. Именно в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) всех денежных источников средств предприятия возникают денежные отношения. При этом формирование и движение финансовых ресурсов происходит в результате функционирования предприятия, что находит отражение в потоках денежных средств. Денежные потоки принято разделять по видам деятельности предприятия. Это, как правило, текущая, инвестиционная и финансовая деятельность.

     Движение  денежных средств представляет собой  непрерывный процесс, вследствие чего величина финансовых ресурсов (денежных средств, которыми располагает предприятие) не является постоянной и колеблется во времени. На нее оказывают влияние объемы производства и продаж, инкассация дебиторской задолженности, инвестиционная активность предприятия, эффективность управления финансами и другие факторы.

     При всем многообразии денежные отношения  можно условно разделить на: 1) увеличивающие (уменьшающие) активы, т.е. имущество предприятия; 2) увеличивающие (уменьшающие) собственный капитал и долги предприятия.

     В денежном обороте предприятия выделяются группы денежных отношений, составляющих содержание финансов предприятий. В современных условиях возникают финансовые отношения предприятий со следующими субъектами:

  • государством — при уплате налогов, сборов и отчислений в бюджетную систему, целевые бюджетные и внебюджетные фонды; уплате финансовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства; финансировании соответствующих затрат из  бюджетов,  целевых  бюджетных и внебюджетных фондов; получении и возврате бюджетных кредитов и ссуд;
  • наемными работниками — по оплате труда и выплатам из фонда потребления; удержанию подоходного налога, взносов в фонд социальной защиты населения и других вычетов в соответствии с законодательством;
  • учредителями (собственниками, участниками) — при приеме новых участников; выплате доли в имуществе при выбытии участников; распределении и выплате дивидендов, процентов на вложенный капитал; по поводу формирования и управления имуществом и собственным капиталом;
  • хозяйствующими субъектами — нерезидентами страны при осуществлении экспортно-импортных операций и других видов внешнеэкономической деятельности;
  • поставщиками и покупателями — резидентами страны по поводу приобретения и продажи продукции, товаров, материалов, применения экономических санкций;
  • финансово-кредитными институтами и другими предприятиями — по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получение и погашение кредитов, займов, уплата страховых взносов и получение страховых возмещений, осуществление долго- и краткосрочных финансовых вложений, платежи в частные пенсионные фонды и т.п.);
  • дочерними и материнскими предприятиями — по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;
  • учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодоприобретателями — по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления.

     Осуществление рыночных реформ в Республике Беларусь вызвало появление также новых групп финансовых отношений:

     а) по поводу антикризисного управления финансами предприятий в условиях экономической несостоятельности  (банкротства), управления имуществом должника и удовлетворения требований кредиторов на разных стадиях банкротства;

     б) перераспределения и формирования капитала в связи с 
процессами слияния или разделения предприятий.

     Финансовые  отношения предприятий в той  или иной степени регламентируются государством. Сегодня государство определяет объекты и ставки налогообложения и других обязательных платежей; устанавливает механизм исчисления налогов и платежей в централизованные бюджетные и внебюджетные фонды; регулирует состав затрат, включаемых в себестоимость продукции; определяет порядок ценообразования и формирования общей прибыли; предлагает варианты учетной политики предприятия в вопросах амортизационных отчислений, величины выручки от реализации продукции, оценки оборотных средств и др. Поэтому сегодня вряд ли можно говорить о полной финансовой независимости предприятий. Тем не менее, их права в области финансов значительно расширились.  Так, они вправе самостоятельно распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, валютной выручкой, поступающей на текущий валютный счет. Предприятия сами определяют необходимый размер основного и оборотного капитала. При недостаточности оборотных средств они могут не только обращаться в банки, но и привлекать коммерческие товарные кредиты, приобретать средства на денежных рынках. Предприятия регулируют свои фонды накопления, потребления, резервные и др. Они выбирают учетную политику в вопросах выручки от реализации продукции, начисления амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, определяют метод оценки запасов материальных ресурсов при формировании себестоимости, самостоятельно разрабатывают финансовые планы и финансовую стратегию, строят свой финансовый механизм и осуществляют управление финансами.

     Несмотря  на все многообразие денежных отношений  предприятий, обусловленных их денежными потоками, необходимо и далее развивать финансовую самостоятельность предприятий в ходе реализации экономических реформ в стране.

     В современной финансовой науке нет  единого подхода в вопросе о сущности финансов предприятий. Мнения ученых можно сгруппировать, выделив два основных направления:

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь