Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.
Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45
Первое направление формировалось в условиях социалистической плановой экономики с присущими ей перераспределительными процессами на отраслевом и внутриотраслевом уровнях управления. Глубокие изменения в экономических отношениях, и прежде всего в отношениях собственности, в начале 1990-х гг. обусловили появление второго направления. Российские профессора М.В.Романовский и Б.М.Сабанти доказали, что финансы предприятий — это самостоятельная экономическая категория, входящая в экономический базис общества. У данной трактовки немало сторонников среди ученых петербургской, московской, минской финансовых школ.
Действительно,
государственные финансы и
Очевидно, что сегодня нет оснований исключать из состава финансовых отношений предприятий денежные отношения с другими субъектами хозяйствования по поводу купли-продажи продукции, товаров, работ, услуг.
В отношениях с учредителями (собственниками), трастовыми компаниями, лизинговыми фирмами, дочерними предприятиями, коммерческими банками также имеют место денежные отношения, для которых характерно двустороннее движение стоимости, хотя и «разорванное» во времени.
Государство выступает субъектом далеко не во всех группах денежных отношений предприятий, что также отличает эти отношения от государственных финансов.
Подводя итог сказанному, можно резюмировать:
Содержание финансов предприятий в современной литературе имеет различные определения:
Подводя
итог, целесообразно дать определение,
которое наиболее полно и точно отражает
специфику общественного назначения финансов
предприятий как самостоятельной экономической
категории: это «система денежных отношений,
которые в определенной степени регламентированы
государством и связаны с реальными денежными
потоками предприятия, формированием
и использованием капитала, денежных фондов
и доходов, необходимых для осуществления
уставной деятельности и выполнения всех
обязательств».
Разграничение отраслей экономики на материальную и непроизводственную сферы исходит из классических определений материального производства, производительного и непроизводительного труда, материальных благ и др. Сфера материального производства — главная сфера человеческой деятельности, составляющая основу существования человеческого общества. Очертив границы материального производства, можно определить методом исключения отрасли непроизводственной сферы.
К
сфере материального
Остальные виды деятельности (в процессе которых материальные блага не создаются) образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности (образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, средства массовой информации, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и др.).
В
отраслях непроизводственной сферы
труд не является непосредственно
Таким образом, под непроизводственной сферой следует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта.
Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе — объемом государственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических реформ.
Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется как потребностями общества в их услугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики.
Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.
В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений.
Для
характеристики финансов непроизводственной
сферы целесообразно
В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.
Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.
К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет.
В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Таким
образом, под финансами
Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.
Поскольку
процесс производства и потребления
услуг совпадает во времени, образующиеся
при этом денежные фонды становятся конечными
в процессе фондообразования и прекращают
свое движение. Средства этих фондов либо
переходят в сферу личного потребления
в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо
образуют выручку предприятий, продукция
которых приобретается для формирования
материально-технической базы учреждений
непроизводственной сферы.
Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Как отмечалось выше, финансы представляют собой денежные распределительные отношения, следовательно, бюджет — это совокупность денежных отношений, но более узкая. Сфера бюджетных отношений включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования бюджетного фонда. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны.
Исторически
возникновение бюджета
В древнем мире общественные запросы ограничивались потребностью в функционировании суда, организации управления и обеспечении военной защиты. В средние века, когда общие потребности все чаще удовлетворялись совместными усилиями, началось укрепление союзов общественно-принудительного характера — княжеской и королевской власти, появились зачатки государства. Одновременно возросли сборы средств в пользу этих союзов.