Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.
Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45
Развитие
бюджета происходило
Очевидно, что существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные отношения являются органической частью экономической структуры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития.
Выступая формой существования объективных финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие специфические денежные отношения.
Для
более глубокого раскрытия
Признавая тот факт, что финансы
выступают особой формой
Итак,
в момент расщепления натурально-
На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей.
На этом основании можно предположить, что в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно — бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.
Бюджетные
отношения носят
При
действующей системе
Иначе говоря, бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов (Рис. 3). Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.
Распределение чистого дохода — процесс многостадийный. Прежде всего из чистого дохода выделяется та его часть (m1), которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формирование централизованных фондов денежных средств государства в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия (m2), вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.
На этой основе возможно уточнить генетические истоки, момент зарождения и место бюджетных отношений в системе финансовых отношений.
Итак, бюджетные отношения
К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.
Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:
• обусловлены функционированием государства;
• связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств;
Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.
Действие бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.
Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.
Вместе с тем формы проявления бюджетных отношений различны. Бюджетные отношения находят материальное воплощение в бюджетном фонде, иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.
В
бюджетном фонде
Бюджетные
фонды, формируемые на различных
уровнях государственной
По своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:
• бюджет формируется как финансовая база государства;
• через бюджет
Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.
Не
следует отождествлять сущность
бюджета и формы его
Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, Централизуемую в бюджеты всех уровней.
Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная и контрольная функции. Посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.
Контрольная функция бюджета проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.
В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.