Финансовая система Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – доказать, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть сущность понятия «финансовая система государства». Дать краткую характеристику сферам и звеньям финансовой системы.
Охарактеризовать финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы).
Дать характеристику общегосударственных (централизованных) финансов.

Содержание

Введение … 3
Общее понятие о финансовой системе. Сферы и звенья финансовой системы, их краткая характеристика … 5
Финансы хозяйствующих субъектов … 12
2.1. Финансы предприятий материального производства … 12
Финансы учреждений и организаций
непроизводственной сферы … 20
3. Общегосударственные финансы … 24
3.1. Государственный бюджет … 24
3.2. Внебюджетные и республиканские
целевые бюджетные фонды … 34
3.3. Государственный кредит … 36
Заключение … 40
Приложения … 42
Список использованных источников … 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая ФС РБ.doc

— 190.50 Кб (Скачать)
tify">      Дальнейшее  общественное развитие вызвало к  жизни ряд новых потребностей, удовлетворявшихся за счет общих средств. Увеличению бюджетного фонда способствовал рост государственных расходов на вооружение, ведение войн, отправление суда, управление, народное образование и др. Народ признавал их необходимость и оплачивал путем натуральных или денежных взносов.

      Развитие  бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществление государственных расходов.

      Очевидно, что существование бюджетных  отношений обусловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные отношения являются органической частью экономической структуры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития.

      Выступая  формой существования объективных  финансовых отношений и выполняя особую роль в удовлетворении общегосударственных потребностей, бюджет может рассматриваться как самостоятельная категория. Ее экономическая сущность состоит в том, что бюджет — это объективно функционирующие специфические денежные отношения.

      Для более глубокого раскрытия природы  бюджета необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

        Признавая тот факт, что финансы  выступают особой формой производственных  отношений и изначально формируются  в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта — чистого дохода, можно определить генетические истоки бюджетных отношений, конкретизировав момент их зарождения.

      Итак, в момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной  формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта — чистого дохода в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода; его распределение, формирование денежных фондов.

      На  стадии обособления стоимости чистого  дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей.

      На  этом основании можно предположить, что в составе финансовых отношений при обособлении стоимости чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно — бюджетные отношения. Их появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

      Бюджетные отношения носят перераспределительный  характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обязательные платежи) для формирования доходов бюджета.

      При действующей системе налогообложения  в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в перераспределении стоимости совокупного общественного продукта. Более того, при современной организации отношений субъектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.

      Иначе говоря, бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов (Рис. 3). Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

      Распределение чистого дохода — процесс многостадийный. Прежде всего из чистого дохода выделяется та его часть (m1), которая в соответствии с действующим законодательством в первоочередном порядке должна быть направлена на формирование централизованных фондов денежных средств государства  в виде обязательных платежей в бюджет. На этом этапе формируются финансовые ресурсы государства. Далее из чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия (m2), вычленяется та его часть, которая направляется на обеспечение расширенного воспроизводства. Из нераспределенной части чистого дохода могут быть сформированы децентрализованные денежные фонды.

      На  этой основе возможно уточнить генетические истоки, момент зарождения и место бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

        Итак, бюджетные отношения зарождаются  задолго до непосредственного перераспределения стоимости общественного продукта, а именно — одновременно с формированием финансовых отношений и в их составе, главным образом на стадии обособления чистого дохода в целом и той его части, которая принимает форму налогов и обязательных платежей в бюджет. Эти отношения реализуются в последующем при перераспределении чистого дохода, сопровождая движение реальных денежных потоков, направляемых в бюджетный фонд для удовлетворения общегосударственных потребностей.

      К сущностным особенностям бюджетных отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства.

      Представляя особую область стоимостного распределения, бюджетные отношения имеют следующие особенности:

      • обусловлены функционированием  государства;

      • связаны с формированием и  использованием централизованного фонда денежных средств;

  • носят перераспределительный характер;
  • опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования;
  • регламентированы  бюджетным  и  налоговым  законодательством.   

      Государство является обязательным участником бюджетных отношений, охватывающих все сферы экономики и общественной деятельности, уровни хозяйствования и регионального управления.

      Действие  бюджетных отношений ограничено областью бюджетного распределения и осуществляется в рамках бюджетного процесса. Однако, несмотря на это, бюджет воздействует на все стороны общественного воспроизводства и выполняет исключительно важную роль в системе государственного регулирования.

      Таким образом, по своей сущности бюджет представляет собой совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития.

      Вместе  с тем формы проявления бюджетных  отношений различны. Бюджетные отношения находят материальное воплощение в бюджетном фонде, иначе говоря, материализуются. Объем бюджетного фонда характеризует степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от уровня экономического развития страны и тех социально-экономических задач, которые решает то или иное государство на конкретном этапе развития.

      В бюджетном фонде концентрируются  денежные ресурсы предприятий, организаций, населения в виде налогов, сборов и других платежей, которые составляют доходы бюджета. Они предназначены для решения задач в масштабах всего общества путем финансирования общегосударственных расходов: на поддержку отраслей экономики, развитие социальной сферы, организацию управления и обеспечение обороноспособности государства. Это дает основания рассматривать бюджет как основной централизованный фонд денежных средств государства.

      Бюджетные фонды, формируемые на различных  уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему.

      По  своей организационной (внешней) форме  бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:

      • бюджет формируется как финансовая база государства;

          • через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

  • порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;
  • объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;
  • в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

      Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.

      Не  следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления. Сущность государственного бюджета  как объективных специфических финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др.

      Государственный бюджет функционирует посредством  особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, Централизуемую в бюджеты всех уровней.

      Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная и контрольная функции. Посредством бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов.

      Контрольная функция бюджета проявляется  в процессе формирования и использования  фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно поступают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются.

      В современных государствах (как с  развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных процессов. Это возможно благодаря бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов мобилизации и способов использования бюджетных ресурсов.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь