Финансовая система: ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая система Российской Федерации.

Предметом исследования – финансовые отношения, в процессе функционирования звеньев финансовой системы РФ.

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы как можно глубже изучить понятие «финансовая система» и что это оно в себя включает.

Содержание

Введение _________________________________________________________3

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура_________5

1.1. Понятие финансовой системы_______________________________5

1.2. Состав и структура финансовой системы______________________7

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы _____14

2.1. Финансы хозяйствующих субъектов ________________________14

2.2. Финансы коммерческих организаций________________________14

2.3. Финансы индивидуальных предпринимателей________________18

2.4. Финансы некоммерческих организаций______________________19

2.5. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики___________________________________________________21

2.6. Финансы домашних хозяйств и их характеристики ____________25

2.7. Государственный кредит __________________________________30

Глава 3. Основные направления финансовой политики государства _____33

3.1. Основные направления бюджетной политики
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов______________________33

3.2.Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов_________________________________________________43

Заключение______________________________________________________47

Список используемой литературы___________________________________48

Приложение_____________________________________________________49

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по финансам.doc

— 1.12 Мб (Скачать)
 

      В их составе можно выделить следующие  расходы:

  • на покупку товаров и оплату услуг – их условно можно подразделить на две категории: текущие расходы и капитальные расходы.
  • Текущие расходы – это затраты, связанные с первоочередными нуждами. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продовольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг связи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены и т.п.
  • Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество) антиквариата, ювелирные изделия и т.п.;
  • обязательные платежи и разнообразные взносы – обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также, платежей по страхованию, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д.
  • приобретение недвижимости – данные расходы включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений;
  • на прирост финансовых активов – эти расходы включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения.

      Важнейшей задачей ближайших лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом. Величина доходов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной экономикой.

2.7. Государственный кредит

     Многие  авторы выделяют такое звено финансовой системы, как государственный кредит.

     Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве: заемщика, кредитора и гаранта. [1]

     В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

     Во  втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

     Рисунок 5. Структура бюджетных ссуд, предоставляемых  государственным бюджетом.

     В третьем случае, органы власти предоставляют  государственные и муниципальные  гарантии и поручительства нижестоящим  уровням бюджетной системы и  юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

     Как экономическая категория государственный  кредит обслуживает формирование и  использование государственных  централизованных денежных фондов. Его  специфическими чертами являются:

  • добровольность;
  • возвратность и платность;
  • на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

      Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

    • Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
    • Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
    • Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории: 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Основные направления финансовой политики государства 

3.1. Основные направления  бюджетной политики   
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

    В основу бюджетной политики на 2012 год  и на плановый период 2013 и 2014 годов  положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года. 

    Основные  показатели прогноза социально-экономического

    развития  Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной  политики на 2012-2014 годы 

     По  итогам 2010 года объем ВВП увеличился на 4%. При этом в 1-м полугодии темпы роста ВВП к аналогичному периоду 2009 года составили 4,3%, в дальнейшем они замедлились (в том числе из-за последствий аномальной жары). Основной вклад в рост ВВП в 2010 году внесли рост конечного потребления и запасов. В то же время следует отметить отрицательный вклад чистого экспорта в рост российской экономики.

     В январе-апреле 2011 года экономический  рост составил 3,9% по отношению к  аналогичному периоду прошлого года. В целом в 2011 году в условиях достаточно высоких цен на нефть на уровне 105 долл. США за баррель ожидается рост российской экономики на уровне 4,2%.

     В 2012 году рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5%, в 2013 году – 4,2%, в 2014 году – 4,6% (рисунок 1):

     Рисунок 1

     В случае реализации этого сценария на докризисный уровень экономика вернется в конце 2011 – начале 2012 годов.

     Инвестиции  в основной капитал  в 2010 году увеличились на 6%, при этом годовые темпы их роста почти все второе полугодие 2010 года были на уровне 10%. Росту инвестиционного спроса в 2010 году способствовало расширение кредитования реального сектора, которое в 2010 году увеличилось на 12,1% к 2009 году. Увеличилась и доступность кредитов. Процентные ставки по кредитам реальному сектору снизились с 15,3% в 2009 году до 10,8% в 2010 году. Рост кредитования произошел во многом благодаря улучшению ситуации в банковской сфере. По итогам 2010 года активы банковского сектора увеличились на 14,9% к 2009 году.

     Рост  инвестиций в основной капитал в  январе-апреле 2011 года составил 0,1%. Во втором полугодии ожидается ускорение инвестиционного спроса, что приведет к росту инвестиций в основной капитал в 2011 году на 6% к 2010 году.

     В 2012–2014 годах рост инвестиций в основной капитал в среднем прогнозируется на уровне 8,7% в год. В 2012 году рост инвестиций будет во многом обеспечен инвестиционными программами естественных монополий, в дальнейшем прогнозируется ускорение роста инвестиций в обрабатывающих отраслях. Ожидается, что на фоне улучшающегося инвестиционного климата будет расти инвестирование частного сектора.

     Позитивным  фактором роста в 2010 году являлось динамичное развитие промышленного производства (прирост за 2010 год по отношению к 2009 году составил 8,2%), особенно обрабатывающих производств (прирост – 11,8%). Наиболее высокими темпами роста характеризовалось производство транспортных средств и оборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий. Рост обрабатывающих производств во многом был связан с ростом инвестиций.

     В январе-мае 2011 года объем промышленного  производства увеличился на 5,2%, по итогам года ожидается рост на уровне 5,4%, что позволит уже в 2011 году выйти на докризисный уровень. К 2014 году объем промышленного производства вырастет на 18,2% по отношению к 2010 году, при этом обрабатывающие производства вырастут на 25,4%. Лидерами роста среди ведущих отраслей обрабатывающих производств будут производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования.

     В противоположность промышленности, объем производства в сельском хозяйстве в 2010 году сократился по сравнению с 2009 годом на 11,9%. При этом в 2009 году и в первом полугодии 2010 года сельское хозяйство росло. Однако неблагоприятные погодные условия привели к сокращению производства в летние месяцы 2010 года, с сентября помесячная динамика (с учетом сезонного фактора) сельскохозяйственного производства вновь стала положительной.

     В январе-апреле 2011 года сельское хозяйство  выросло на 0,6%, а по итогам всего  года по оценке увеличится на 11,8 %. В 2012–2014 годах ожидается прирост сельского  хозяйства в среднем по 2,3% в  год.

     Оборот  розничной торговли по итогам 2010 г. вырос на 6,3%, в текущем году ожидается рост на 3,8%, в 2012–2014 годах – на уровне 5,3% в год.

     Платные услуги населению в 2010 году увеличились на 1,5 %, в 2011 году ожидается рост на 4,2%, а в 2012–2014 годах – в среднем на 5,4% в год.

     Вместе  с восстановлением экономики  в 2010 году улучшилась ситуация на рынке  труда. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше прошлогоднего значения на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

     В 2011 году ожидается дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже чем  в наиболее благополучном по данному  показателю 2007 году (рисунок 2):

     Рисунок 2

     Работодатели  в 2010 году не только более активно  нанимали работников, но и повышали зарплату. По итогам 2010 года реальная начисленная заработная плата выросла на 4,6% и достигла докризисного уровня. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в 2010 году составила 21 193 рубля.

     Реальные  располагаемые денежные доходы населения в 2010 году увеличились на 4,1%. Структура использования денежных доходов населения в 2010 году по сравнению с 2009 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшую часть доходов населения используется на потребление (69,9% в 2010 году против 69,5% в 2009 году). В тоже время сохраняется относительно высокая норма сбережения – 14,5% в 2010 году (14,1% в 2009 году).

     По  итогам 2011 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 3,3%, а реальных располагаемых доходов населения  – на 1,5%.

     В 2012–2014 годах прогнозируется рост реальных располагаемых доходов населения  в среднем на 4,5% в год, реальной заработной платы – в среднем на 4,6% в год.

     В 2010 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 13,1 %. При этом в среднем на душу населения прожиточный минимум в 2010 году составил 5 688 рублей в месяц. В 2011 году эти показатели составят: доля бедного населения - 12,9%, прожиточный минимум – 6 359 рублей.

     В 2014 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 378 рублей, при  этом доля бедного населения к 2014 году сократится до 12,4 %.

     Последствия аномальной жары в 2010 году негативно отразились на инфляционных процессах. Из-за засухи в ведущих сельскохозяйственных регионах России в 2010 году урожай существенно снизился, что привело к значительному повышению цен на продукты питания, начиная с III квартала 2010 года. В итоге общий рост потребительских цен в 2010 году составил 8,8%, что хуже первоначальных прогнозов. При этом уровень инфляции не превысил постсоветский минимум, достигнутый в 2009 году.

Информация о работе Финансовая система: ее состав и структура