Финансовая система: ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая система Российской Федерации.

Предметом исследования – финансовые отношения, в процессе функционирования звеньев финансовой системы РФ.

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы как можно глубже изучить понятие «финансовая система» и что это оно в себя включает.

Содержание

Введение _________________________________________________________3

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура_________5

1.1. Понятие финансовой системы_______________________________5

1.2. Состав и структура финансовой системы______________________7

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы _____14

2.1. Финансы хозяйствующих субъектов ________________________14

2.2. Финансы коммерческих организаций________________________14

2.3. Финансы индивидуальных предпринимателей________________18

2.4. Финансы некоммерческих организаций______________________19

2.5. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики___________________________________________________21

2.6. Финансы домашних хозяйств и их характеристики ____________25

2.7. Государственный кредит __________________________________30

Глава 3. Основные направления финансовой политики государства _____33

3.1. Основные направления бюджетной политики
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов______________________33

3.2.Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов_________________________________________________43

Заключение______________________________________________________47

Список используемой литературы___________________________________48

Приложение_____________________________________________________49

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по финансам.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

      Муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты муниципальных образований, в соответствии с действующим законодательством.

      Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных расходов.

      Государственные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций и задач, возложенных на органы государственной власти из бюджетов соответствующих уровней и государственных внебюджетных фондов.

      Денежные  средства, перечисляемые из бюджетов органов государственной власти соответствующих уровней, являются расходами бюджетов; денежные средства, направляемые из государственных внебюджетных фондов, представляют собой расходы этих фондов. Таким образом, государственные расходы включают расходы бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходы государственных внебюджетных фондов.

      Муниципальные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований.

      Неиспользованные  в процессе исполнения бюджетов доходы выступают в форме денежных накоплений органов государстве иной власти и органов местного самоуправления. Денежные накопления отражаются в виде остатков на счетах соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, учитываемых после завершения операций по принятым обязательствам истекшею финансового года. Остатки средств не подлежат изъятию и используются па покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджетов очередного года, на финансирование дефицитов бюджетов, на осуществление заемных операций и т.д.

      Государственное и административно – территориальное устройство Российской Федерации предопределяет соответствующую организацию государственных и муниципальных финансов и их состав, схема представлена на рисунок. 4.

      Рисунок 4. Состав государственных и муниципальных финансов России.

      Федеральные финансы призваны обеспечить финансовую основу деятельности федеральных органов власти. Они включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды РФ. Согласно Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов имеют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

      Региональные  финансы обеспечивают финансовую основу деятельности региональных органов власти (органов государственной власти субъектов РФ). Они состоят из региональных бюджетов и территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты субъектов РФ включают разные виды бюджетов: республиканские бюджеты республик, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей, окружные бюджеты автономных округов, областной бюджет автономной области, городские бюджеты городов федерального значения. К территориальным государственным внебюджетным фондам относятся территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

      Местные финансы являются финансовой основой  деятельности местных органов власти. Действующее законодательство не предусматривает полномочий местных органов власти по формированию муниципальных внебюджетных фондов. В составе местных финансов учитываются различные виды местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов; бюджеты городских округов; бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения; бюджеты городских и сельских поселений.

2.6. Финансы домашних хозяйств и их характеристики

      Финансы домашних хозяйств представляют собой  отдельную сферу денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений домашних хозяйств. Они являются составной частью финансовой системы государства.

      Финансовые  взаимосвязи домашних хозяйств характеризуются значительным разнообразием. В их составе выделяются следующие взаимоотношения:

  • с работодателями в связи с оплатой труда и иными выплатами аналогичного характера;
  • с хозяйствующими субъектами в связи с формированием смешанных доходов;
  • между членами хозяйства в связи с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • между членами хозяйства в связи с наследованием денежных доходов и накоплений, их передачей или отчуждением в пользу третьих лиц;
  • с другими домашними хозяйствами по совместному формированию и использованию денежных доходов, поступлений и накоплений;
  • с кредитными организациями в связи с привлечением потребительских кредитов и размещением сбережений домашних хозяйств на депозитные счета;
  • со страховыми организациями по поводу личного страхования членов домашних хозяйств и их имущества;
  • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу уплаты налогов и сборов, получения социальных трансфертов и т.п.

      Перечисленные виды взаимоотношений образуют в  совокупности содержание финансов домашних хозяйств.

      Финансы домашних хозяйств имеют выраженную организацию только во взаимоотношениях домохозяйств с государством по поводу уплаты налогов, финансирования различных социальных выплат, а также, с кредитными и страховыми организациями. По всем остальным направлениям деятельности домашние хозяйства самостоятельно принимают решения по формированию и использованию своих денежных доходов, поступлений и накоплений.

  • Домашние хозяйства являются исключительно неоднородными по своему внутреннему составу, что непосредственно отражается на содержании финансовых взаимосвязей с их участием. По данным последних переписей населения в России всего насчитывается примерно 50 млн. домашних хозяйств, в том числе 40 млн. семейных и около 10 млн. домашних хозяйств лиц, не имеющих семьи или утративших с нею связь.

      Основным  видом домашних хозяйств являются хозяйства — резиденты той или иной территории, имеющие немногочисленный состав. Однако к домашним хозяйствам причисляют также коллективные хозяйства, состоящие из лиц постоянно или в течение длительного времени проживающих вне дома.

      Как любые финансовые отношения, финансы  домашних хозяйств, функционируют посредством денежных доходов и расходов.

      Формирование  денежных доходов домашних хозяйств характеризуется посредством различных  показателей совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов населения.

      Совокупные  доходы определяются суммированием денежных и натуральных доходов, а также стоимости бесплатных и льготных услуг, предоставляемых за счет социальных фондов.

      Номинальные доходы характеризуют доходы домашнего хозяйства за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. Начисленные доходы характеризуются величиной причитающихся к выплате доходов, фактически полученные – образуются после выплаты доходов, включая погашение задолженности прошлого периода.

      Реальные  доходы представляют собой денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они характеризуют покупательную способность фактически полученных доходов. Реальные доходы определяются количеством товаров и услуг, которые реально могут быть приобретены населением и отражают действительный уровень жизни населения и благосостояния домашних хозяйств, возможности удовлетворения материальных и нематериальных потребностей населения.

      Денежные  доходы домашних хозяйств классифицируются по источникам их формирования и представлены в таблице 1.[8]

Таблица 1. Состав денежных доходов населения  РФ, (млрд. руб.)

Доходы 2005 2006 2 007 2 008 2009
I.  Доходы от предпринимательской  деятельности 1 580 336 1 915 108 2 133 848 2 583 572 2 734 696
II. Оплата труда наемных  работников 5 262 632 6 571 187 8 501 615 10 880 360 11 316 762
III.Доходы  наемных работников  от предприятий  и организаций,  кроме оплаты труда 206 245 254 920 315 111 385 708 400 900
IV.Социальные  трансферты 1 755 576 2 080 398 2 477 674 3 334 000 4 247 692
        в том числе:          
V. Доходы от собственности 1 424 546 1 720 655 1 892 609 1 565 666 1 847 412
VI. Доходы от продажи  иностранной валюты 601 360 953 937 992 133 714 405 1 056 480
VII.Прочие  доходы (от сдачи  черных и цветных  металлов) 0 0 0 0 29 818
VIII.Деньги, полученные по  переводам  0 0 0 0 0
IX.Другие доходы 2 988 281 3 793 861 4 998 462 5 767 907 6 816 906
ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ 13 818 975 17 290 065 21 311 452 25 231 618 28 420 848
ПРЕВЫШЕНИЕ  РАСХОДОВ НАД ДОХОДАМИ 0 0 0 0 0
БАЛАНС 13 818 975 17 290 065 21 311 452 25 231 618 28 420 848
 

        Выделяются следующие виды доходов:

  • оплата труда –социальные трансферты – представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий, и иных социальных выплат, выплачиваемых из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством;
  • доходы от предпринимательской деятельности – являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и определяются той величиной доходов, которая поступает в домашнее хозяйство предпринимателя;
  • доходы от собственности – являются наиболее разнообразными. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п.;
  • другие доходы – образуются в виде поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.

      Расходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям и представлены в таблице 2. [8]

Таблица 2. Состав денежных доходов и расходов населения РФ, (млрд. руб.)

Расходы и сбережения          
I.Покупка  товаров и оплата  услуг 9 613 840 11 927 592 14 831 381 18 696 469 19 745 833
      в том числе:          
II.Обязательные  платежи и разнообр. взносы  1 151 118 1 524 896 2 044 871 2 838 344 2 849 105
III.Сбережения  во вкладах и  ценных бумагах 687 198 1 172 390 1 396 850 55 1 269 439
IV.Расходы  на покупку недвижимости 352 235 572 315 834 006 1 194 732 838 826
V.Пpиобpетение  иностранной валюты 1 172 971 1 180 017 1 105 263 2 004 136 1 561 562
VI.Изменение  средств на счетах  инд.предпринимателей 956 481 925 580 996 384 1 247 553 1 400 389
VII.Изменение  задолженности по кредитам -558 060 -884 728 -1 175 367 -1 098 149 492 436
VIII.Деньги,отосланные  по переводам 238 448 288 134 459 071 256 489 153 338
IX. ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ  РАСХОДОВ И СБЕРЕЖЕНИЙ 13 614 231 16 706 196 20 492 459 25 139 631 28 310 928
X.  ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ 204 744 583 868 818 993 91 987 109 920
XI.   БАЛАНС 13 818 975 17 290 065 21 311 452 25 231 618 28 420 848

Информация о работе Финансовая система: ее состав и структура