Финансовая система: ее состав и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является финансовая система Российской Федерации.

Предметом исследования – финансовые отношения, в процессе функционирования звеньев финансовой системы РФ.

Главная цель курсовой работы заключается в том, чтобы как можно глубже изучить понятие «финансовая система» и что это оно в себя включает.

Содержание

Введение _________________________________________________________3

Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура_________5

1.1. Понятие финансовой системы_______________________________5

1.2. Состав и структура финансовой системы______________________7

Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы _____14

2.1. Финансы хозяйствующих субъектов ________________________14

2.2. Финансы коммерческих организаций________________________14

2.3. Финансы индивидуальных предпринимателей________________18

2.4. Финансы некоммерческих организаций______________________19

2.5. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики___________________________________________________21

2.6. Финансы домашних хозяйств и их характеристики ____________25

2.7. Государственный кредит __________________________________30

Глава 3. Основные направления финансовой политики государства _____33

3.1. Основные направления бюджетной политики
на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов______________________33

3.2.Основные параметры бюджетной системы и основные характеристики федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов_________________________________________________43

Заключение______________________________________________________47

Список используемой литературы___________________________________48

Приложение_____________________________________________________49

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по финансам.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

      Гражданским кодексом РФ, в качестве основных организационно – правовых форм коммерческих организаций выделяются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

      Схема организационно – правовых форм коммерческих организаций представлена на рисунке. 3. [6]

      

      Рисунок 3. Коммерческие организации. 

      Хозяйственное товарищество создается в форме полного товарищества или товарищества на вере. Учредителями и одновременно участниками полного товарищества могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Главный признак полного товарищества – неограниченная солидарная ответственность участников по обязательствам товарищества. Товарищество на вере, наряду с полными товарищами, включает одного или нескольких участников – вкладчиков, которые отвечают по обязательствам товарищества в пределах внесенных вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности.

      Хозяйственное общество создается в форме:

  • Общество с ограниченной ответственностью Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Участники общества с дополнительной ответственностью отвечают по обязательствам общества не только внесенным вкладом, но и другим имуществом, указанным в учредительных документах.
  • Открытые акционерные общества проводят открытую подписку на акции и направляют их в свободную продажу. В закрытых акционерных обществах акции распространяются только среди учредителей или в ином заранее определенном круге лиц.

      Производственный кооператив представляет собой добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов. Производственный кооператив как организационно – правовая форма предполагает личное трудовое участие в его деятельности.

      Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют собой коммерческие организации, осуществляющие деятельность на имуществе, не являющимся их собственностью. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются по решению государственного или муниципального органа; собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие) создается по решению Правительства РФ на базе федеральной собственности. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого унитарного предприятия.

2.3. Финансы индивидуальных предпринимателей

      Финансы индивидуальных предпринимателей функционируют на основе механизма, свойственного финансам коммерческих организаций. Это обусловлено единством природы финансов индивидуальных предпринимателей и финансов коммерческих организаций, связанной с деятельностью хозяйствующих субъектов, направленной на извлечение прибыли. Также как и финансы коммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей базируются на принципах хозяйственной самостоятельности, самофинансирования, материальной ответственности, заинтересованности в результатах хозяйственной деятельности, обеспечения финансовых резервов.

      Вместе с тем, индивидуальный характер участия в хозяйственном обороте данных субъектов хозяйствования предопределяет специфику финансов индивидуальных предпринимателей, которая проявляется в составе и структуре финансовых ресурсов образуемых в их распоряжении, механизме аккумуляции и использования данных ресурсов, формах и методах взаимоотношений с бюджетной системой.

      Структура финансовых ресурсов отражает особенности финансов индивидуальных предпринимателей. В их составе основную долю занимают собственные ресурсы в виде прибыли и личных сбережений самих предпринимателей. В составе заемных средств заметный объем занимают средства, полученные взаймы у других физических лиц (часто родственников и знакомых). Это обусловлено не столько особенностями характера деятельности индивидуальных предпринимателей, сколько проблемами организации кредитования этой сферы предпринимательства. 
 

2.4. Финансы некоммерческих организаций

      В системе финансовых взаимосвязей финансы некоммерческих организаций занимают отдельное положение, обусловленное их предназначением. Они обеспечивают осуществление управленческих, социально – культурных и иных функций некоммерческого характера, связанных с предоставлением общественно значимых услуг в области управления, национальной обороны, национальной безопасности, правопорядка, жилищного устройства, образования, культуры, здравоохранения, спорта, физической культуры, социального обеспечения, а также, в сфере общественной и религиозной деятельности.

      Некоммерческие организации не имеют основной целью деятельности извлечение прибыли и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

      Некоммерческие  организации могут создаваться  в различных организационно-правовых формах:

  • Потребительским кооперативом является добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов;
  • Общественные и религиозные организации представляют собой добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей;
  • Некоммерческое партнерство некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта и в иных целях направленных на достижение общественных благ;
  • Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально – культурных, или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично;
  • Автономная некоммерческая организация представляет собой не имеющую членства некоммерческую организацию, учрежденную гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг;
  • Фондом признается, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и не имеющая членства организация, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели;
  • Ассоциация (союз) представляет собой объединение коммерческих или некоммерческих организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

      Каждая из перечисленных организационно – правовых форм деятельности некоммерческих организаций отличается своей спецификой. Она обусловлена целью создания некоммерческой организации, правовым статусом ее участников и их имущественными правами в отношении созданной организации, порядком формирования уставного фонда, наличием и формой ответственности участников по обязательствам организации, наличием права осуществления предпринимательской деятельности, видами денежных доходов, поступлений и накоплений.

     Таким образом, на вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы индивидуальный предпринимателей.

      2.5. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики

      Государственные и муниципальные финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизводственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

      Основными факторами, влияющими на уровень  концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики; цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение государства.

      Формирование  и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств – в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

      Бюджеты, формируемые в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, имеют многоцелевой характер. Они используются для финансового обеспечения всех задач и функций, возложенных на государство, в том числе, обеспечения экономического роста; соблюдения макроэкономического равновесия с устранением отраслевых и территориальных диспропорций в развитии экономики; регулирования экономической конъюнктуры и деловой активности хозяйствующих субъектов; содержания непроизводственной сферы; обеспечения социальной защиты отдельных категорий населения; сохранения среды обитания; осуществления международного сотрудничества и участия в международном разделении труда и т.д.

      Таким образом, бюджеты выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых на удовлетворение разнообразных общественных потребностей.

      Формирование  внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной власти и местного самоуправления в значительных объемах финансовых ресурсов для реализации отдельных общественно значимых социально-экономических мероприятий. Внебюджетные фонды могут быть предназначены для реализации гарантируемых конституционных прав граждан на социальное обеспечение, на проведение природоохранных мероприятий и защиту окружающей среды, на осуществление мероприятий в области научно-технического развития и т.п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления вне их бюджетов, для финансирования отдельных общественных потребностей.

      Помимо  бюджетов и внебюджетных фондов, действующий бюджетный механизм предусматривает и иные формы образования и расходования денежных средств органов государственной власти и местного самоуправления:

  • Целевые бюджетные фонды образуются в составе бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или поступлений. Они используются по отдельной смете, с финансированием задач и функций, обусловленных предназначением фондов.
  • Резервные фонды создаются в составе расходной части бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления для обеспечения задач и осуществления мероприятий чрезвычайного или специального характера.

      Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и в государственные внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

      При этом денежные средства, зачисляемые  в бюджеты органов государственной  власти различных уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, мобилизуемые в государственных внебюджетных фондах, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти различных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов. [7]

Информация о работе Финансовая система: ее состав и структура