Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:
Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
Непропорциональное развитие экономических систем;
Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства;
Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4
1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6
Глава 2. Финансовая политика в РФ 12
2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24
Заключение 37

Работа содержит 1 файл

Тема 3 - Финансовая политика.docx

— 82.21 Кб (Скачать)

      Стоило  бы также предусмотреть возможность  уменьшения налоговой базы по налогам  на прибыль УК НПФ и доходы физических лиц на сумму убытков от операций с ценными бумагами и иными  финансовыми инструментами. Необходимо пересмотреть принципы сохранности  и доходности средств пенсионных резервов и накоплений при инвестировании в «длинные активы». Действующее  законодательство фактически блокирует  эту возможность, обрекая НПФ  на убытки, особенно в условиях кризиса.

      Минфин  РФ планировал с 01.01.2009 г. отменить ЕСН  на те средства, которые работодатель будет переводить в НПФ. Представляется, что эта мера могла бы быть дополнена  освобождением от налога на прибыль  средств, направляемых корпорациями на выплату дивидендов населению.

      Граждане  должны быть наделены правом снимать  средства для (самостоятельных) инвестиций с индивидуальных пенсионных счетов. Такие операции, по-видимому, должны стать предметом закона «О порядке  выплаты накопительной части  трудовой пенсии». При этом важно  предусмотреть освобождение от НДС  перевода средств из НПФ гражданам (социальная услуга).

      Поскольку по своей экономической сути НПС  — это, прежде всего, часть национальной финансовой системы, генерирующая потоки «длинных денег», то представляется целесообразным вообще вывести ее за пределы обязательного  социального пенсионного страхования. При таком подходе развитие НПС  как сугубо добровольной системы  является производной от трансформации  финансового рынка в ходе формировании в России международного финансового  центра.

      Естественно, что конкретный набор инструментов, разрешенных к инвестированию резервов НПФ, исторически изменчив и зависит  от развития глобальных финансовых рынков и распределения на них рисков. Общей «якорной привязкой» должен быть состав «ломбардного списка» Банка  России, применяемый им при рефинансировании банковской системы. Расширение списка Банком России означало бы автоматическое изменение набора инструментов инвестирования НПФ.

      В условиях радикального усиления роли банковской системы в формировании денежного предложения регуляторы поставлены перед необходимостью преодолеть третью «развилку»: сохранять статус-кво, полагаясь на естественное развитие событий по ходу кризиса и санируя наиболее слабых участников, либо переходить к реформе банковского сектора как важнейшего условия создания конкурентоспособной национальной финансовой системы.

      Кроме того, перенос центра тяжести в  действиях регуляторов на ликвидацию дефицита «длинных денег» потребует  ответа на вопрос о том, в какой  мере возможно сочетать предоставление долгосрочной ликвидности через  финансовую систему с оставлением  аналогичных ресурсов в экономике  посредством снижения налоговой  нагрузки. Быстрота и содержание такого ответа принципиальны: бизнес должен получить ясный сигнал (вплоть до «расписания  действий» денежных властей) для  определения границ собственного маневра.

      Следует подчеркнуть, что антикризисные  возможности налогово-бюджетной  политики объективно ограничены. Существенный дефицит федерального бюджета в  2009 г. и его ожидаемая несбалансированность в последующие годы (в 2010 г. дефицит не должен превысить 5%, а в 2011 г. — 3% ВВП) потребуют большей разборчивости в выделении средств господдержки и значительного повышения эффективности их использования.

      По  оценке Минфина РФ, в 2009 г. экономика в рамках налогово-бюджетных мер может получить чуть более 2 трлн. рублей.

      Таблица 2.1.

Мероприятия налогово-бюджетной политики,

направленные  на преодоление последствий мирового финансового кризиса22

Мероприятия  
млрд.

руб.

эквивалент

в млрд.

долл.

США

 
% ВВП
1. Мероприятия налогово-бюджетной  политики, всего  
2045,3-2145,3
 
61,2-64,2
 
5,2-5,4
2. Мероприятия налоговой политики, всего 900-1000 26,9-29,9 2,3-2,5
    Снижение налога на прибыль на 4 пункта
400—500 12—15 1,0—1,3
    Увеличение  амортизационных отчислений с 10 до 30%
150,0 4,5 0,40
    Изменение порядка  взимания вывозной пошлины на нефть
250,0 7,5 0,60
    Прочие, в том  числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый  бизнес, поддержка рыболовства
100,0 3,0 0,30
3. Мероприятия бюджетной политики, всего 1145,43 34,3 2,90
    Пополнение  уставных капиталов, всего
439,0 13,1 1,10
    увеличение  уставного капитала «Россельхозбанка»
75,0 2,2 0,20
    увеличение  уставного капитала ОАО «Росагролизинг»
29,0 0,9 0,10
    увеличение  уставного капитала ОАО АИЖК
60,0 1,8 0,20
    увеличение  уставного капитала «Внешэкономбанка»
75,0 2,2 0,20
    имущественный взнос в ГКО «Агентство по страхованию  вкладов»
200,0 6,0 0,50
    Субординированные кредиты, предоставленные:
450,0 13,5 1,13
      «Внешторгбанку»
200,0 6,0 0,50
      «Россельхозбанку»
25,0 0,7 0,06
      иным банкам
225,0 6,7 0,57
    Субсидирование  процентных ставок для предприятий  агропромышленного комплекса
18,07 0,5 0,05
    Поддержка авиакомпаний
32,0 1,0 0,08
    Поддержка отрасли  автомобилестроения
39,0 1,2 0,10
    Поддержка экспорта промышленной продукции
6,0 0,2 0,02
    Развитие малого и среднего бизнеса
6,2 0,2 0,02
    На проведение активной политики на рынке труда  и содействие занятости 
43,7 1,3 0,11
    Увеличение  пособия по безработице
35,0 1,0 0,09
    Оборонно-промышленный комплекс
50,0 1,5 0,13
    Предоставление  возможности использования средств  материнского капитала на погашение  основного долга и уплату процентов  по кредитам или займам, в том  числе ипотечным, на приобретение или  строительство жилья
 
26,3
 
0,8
 
0,07
 

      Кроме того, принято решение о предоставлении в 2009 г. государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики в размере 300 млрд. рублей. Меры налогово-бюджетной политики предполагается осуществить в сумме 175 млрд. рублей за счет остатков бюджета на начало 2009 г., остальные — за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета. При этом, как считает А. Кудрин, расходы бюджета 2009 г. снижаться не будут, часть их будет перенесена на 2010 г. Часть же, соответствующая антикризисной программе, будет реализована ускоренно.

      Фундаментальный принцип антикризисного регулирования  заключается в том, что, если можно  оставлять средства предприятиям и  не перераспределять их через бюджетную  систему, то это надо делать. Наглядный  пример тому — обсуждаемый в Госдуме  законопроект, согласно которому крайний  срок переоформления прав на землю  под промышленными объектами (без  угрозы штрафов) может быть сдвинут  с 2009 г. на 2013 г. Цена вопроса — экономия реальным сектором десятков, если не сотен миллиардов рублей.

      В числе других обсуждаемых мер  — изменение объемов залога, под  который госбанки могли бы предоставлять  кредиты системообразующим предприятиям: не собственность заемщика, а госконтракты, специально выпущенные облигации, выручка. Помогут реальному сектору и  предлагаемые Минпромторгом РФ 50% авансирования  компаний, работающих на федеральные  целевые программы, и госзаказ. В  определенной степени эти средства могут стать субститутом «длинных»  кредитных денег. Как уже было отмечено, генерирование финансово-банковской системой «длинных денег» и оставление денег (которыми может поступиться  бюджет) в экономике — две стороны  одной медали.

      Бюджетные ограничения 2009 г. и последующих 2010—2011 гг. предопределяют необходимость пройти еще через одну — четвертую «развилку»: либо направлять ресурсы, по большей части, на финансирование дефицита бюджета, либо на рефинансирование внешнего корпоративного долга (в 2009 г. не менее $120 млрд.)23. Очевидно, что в реальной политической практике будет выбрано решение, направленное на достижение обеих целей.

      Однако  при любом решении фактически безальтернативным оказывается  выдвижение частного бизнеса на роль главной движущей силы в преодолении  рецессии. Готовность государства активно  действовать на этом генеральном  направлении для участников рынка, впрочем, до сих пор не очевидна. Между тем, это центральный вопрос доверия, укреплению которого способствовали бы четкие ориентиры на демонтаж в  послекризисной финансовой системе  избыточной доли государственных активов. Крайне важны акцентированные меры по укреплению конкуренции и защите частной собственности. Прежде всего, они необходимы для формирования делового климата, стимулирующего собственные  усилия частного бизнеса по адаптации  к кризису.

 

Заключение

 

    Финансовые  системы возникли с зарождением  классового общества и развивались  как часть политической, социальной и экономической системы государства.

    Наряду  с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и  нормативной деятельностью финансы  являются одним из инструментов социального  менеджмента.

      При всех ограниченных возможностях инструментов налоговой политики для их применения в условиях кризиса есть определенные резервы. Обременение бизнеса (особенно с учетом рецессии в промышленности и спада инвестиционного и  потребительского спроса) остается высоким: с каждого рубля предприниматели  отдают государству 29 копеек, а нефтяники  — до 63 копеек. Более устойчивый эффект, например, для стимулирования инвестиций должны дать введение института  «консолидированного налогоплательщика» и решение тесно связанного с  этим вопроса о трансфертном ценообразовании. Это уже не столько антикризисное  регулирование, сколько поддержка  развития. Ожидается, что соответствующий  законопроект будет рассмотрен Федеральным  Собранием весной 2009 г.

      Планируется сделать более либеральными правила  освобождения от налогообложения дивидендов, полученных материнскими компаниями от дочерних организаций. Предполагается снизить или даже отменить абсолютный размер участия материнской компании (сейчас «порог» составляет 500 млн. рублей) при сохранении ограничений в  отношении размера ее доли (не менее 50%). В 2009 г. российские компании получат право обратиться за налоговой рассрочкой на сумму свыше 10 млрд. рублей на срок 5 лет. Решение об этом может принять министр финансов РФ. Проценты на отсроченную сумму будут начисляться из расчета 0,5 ставки рефинансирования Банка России. Налоговые органы смогут принимать предварительные заключения о возмещении НДС и уточнять его размер, когда будут собраны необходимые документы. Не исключено также сокращение в 3 раза — до 1 месяца с момента подачи налоговой декларации — срока возврата НДС.

      Все эти меры, безусловно, благотворно  повлияют на положение бизнеса в  условиях кризиса, создадут определенные стимулы для роста деловой  активности и инвестиций. Они, однако, не являются достаточными и не исчерпывают  налоговой повестки 2009 года.

      Крайне  актуальными остаются задачи реформирования ЕСН (в частности, переноса на более  поздний срок — например, на 2012 г. — введения страховых платежей, если не будет найден иной компромиссный вариант), дифференциации ставок НДПИ (в зависимости от срока ввода в действие и разработки месторождений), определения периода применения 30-процентной амортизационной премии (Минфин не исключает ее обратного снижения через 3—4 года).

      Требуется определенность относительно возможности  предоставления налоговых каникул. Так, предпринимательские ассоциации предлагают предоставить предприятиям налоговый кредит по уплате НДС и  налога на прибыль с рассрочкой платежей, начисленных за III и IV квартал 2008 г., сроком на 2 года под ставку рефинансирования Банка России. Другой вариант — получение кредита от государства на 7—10 лет при ставке 10—12% в форме возврата компаниям до 30% налогов на прибыль и НДС, уплаченных ими в бюджеты всех уровней за 2 последних года. Заслуживает внимания и предложение создать в рамках резервных фондов специальный субфонд, из которого могли бы быть покрыты выпадающие доходы бюджета в случае введения временного налогового моратория, хотя бы для предприятий малого бизнеса.

      Целесообразно освободить от НДФЛ и ЕСН дотации  на питание сотрудников (как минимум, по 100 рублей в день на человека). Концепция  соответствующего законопроекта подготовлена специалистами юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». В условиях кризиса предоставление компаниям налоговых стимулов (возможно, временных) по формированию социального пакета для работников — мера оправданная и справедливая. Целесообразно также введение дополнительных льгот, помимо уже действующих, в отношении добровольного медицинского страхования, компенсации проектов по ипотечным кредитам, обучения сотрудников, пенсионных программ.

      Большая часть мер, принятых к настоящему времени в рамках государственного антикризисного регулирования, касается поддержки финансового сектора  российской экономики. Именно на это  направлена львиная доля (свыше 75%) ресурсов, уже выделенных Правительством РФ и  Банком России. Именно здесь будет  задействована и большая часть  зарезервированных средств.

      Причины такой расстановки приоритетов  очевидны. Во-первых, кризисные процессы начались, прежде всего, в финансовой системе. Первая реакция правительства, осуществлявшаяся в режиме «пожаротушения», — беспрецедентные меры по укреплению банковской ликвидности — была затем  дополнена другими решениями, направленными  на стабилизацию фондового рынка, защиту вкладов, создание механизмов санации  банков, «рассасывание» кредитных «тромбов»  и т.п. Во-вторых, существенную роль играет функциональная «нагрузка» самого объекта поддержки: «кровеносная»  система экономики — это основа основ. В зависимости от состояния  механизмов генерирования и распределения  финансовых потоков, последние могут  нести с собой как дополнительные кризисные импульсы, так и стимулы  к макроэкономической стабилизации. Поэтому в острой фазе кризиса, которая, кстати сказать, вовсе не завершена, поддержание работоспособности  финансовой системы — это приоритет, безусловный и оправданный. И  доказательство тому — первые результаты антикризисных мер.

Информация о работе Финансовая политика