Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа
Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:
Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
Непропорциональное развитие экономических систем;
Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства;
Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.
Введение 3
Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4
1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6
Глава 2. Финансовая политика в РФ 12
2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24
Заключение 37
Стоило
бы также предусмотреть
Минфин РФ планировал с 01.01.2009 г. отменить ЕСН на те средства, которые работодатель будет переводить в НПФ. Представляется, что эта мера могла бы быть дополнена освобождением от налога на прибыль средств, направляемых корпорациями на выплату дивидендов населению.
Граждане должны быть наделены правом снимать средства для (самостоятельных) инвестиций с индивидуальных пенсионных счетов. Такие операции, по-видимому, должны стать предметом закона «О порядке выплаты накопительной части трудовой пенсии». При этом важно предусмотреть освобождение от НДС перевода средств из НПФ гражданам (социальная услуга).
Поскольку
по своей экономической сути НПС
— это, прежде всего, часть национальной
финансовой системы, генерирующая потоки
«длинных денег», то представляется целесообразным
вообще вывести ее за пределы обязательного
социального пенсионного
Естественно, что конкретный набор инструментов, разрешенных к инвестированию резервов НПФ, исторически изменчив и зависит от развития глобальных финансовых рынков и распределения на них рисков. Общей «якорной привязкой» должен быть состав «ломбардного списка» Банка России, применяемый им при рефинансировании банковской системы. Расширение списка Банком России означало бы автоматическое изменение набора инструментов инвестирования НПФ.
В
условиях радикального усиления роли
банковской системы в формировании
денежного предложения
Кроме того, перенос центра тяжести в действиях регуляторов на ликвидацию дефицита «длинных денег» потребует ответа на вопрос о том, в какой мере возможно сочетать предоставление долгосрочной ликвидности через финансовую систему с оставлением аналогичных ресурсов в экономике посредством снижения налоговой нагрузки. Быстрота и содержание такого ответа принципиальны: бизнес должен получить ясный сигнал (вплоть до «расписания действий» денежных властей) для определения границ собственного маневра.
Следует
подчеркнуть, что антикризисные
возможности налогово-
По оценке Минфина РФ, в 2009 г. экономика в рамках налогово-бюджетных мер может получить чуть более 2 трлн. рублей.
Таблица 2.1.
Мероприятия налогово-бюджетной политики,
направленные
на преодоление последствий
Мероприятия | млрд. руб. |
эквивалент
в млрд. долл. США |
% ВВП |
1.
Мероприятия налогово- |
2045,3-2145,3 |
61,2-64,2 |
5,2-5,4 |
2.
Мероприятия налоговой |
900-1000 | 26,9-29,9 | 2,3-2,5 |
|
400—500 | 12—15 | 1,0—1,3 |
|
150,0 | 4,5 | 0,40 |
|
250,0 | 7,5 | 0,60 |
|
100,0 | 3,0 | 0,30 |
3.
Мероприятия бюджетной |
1145,43 | 34,3 | 2,90 |
|
439,0 | 13,1 | 1,10 |
|
75,0 | 2,2 | 0,20 |
|
29,0 | 0,9 | 0,10 |
|
60,0 | 1,8 | 0,20 |
|
75,0 | 2,2 | 0,20 |
|
200,0 | 6,0 | 0,50 |
|
450,0 | 13,5 | 1,13 |
|
200,0 | 6,0 | 0,50 |
|
25,0 | 0,7 | 0,06 |
|
225,0 | 6,7 | 0,57 |
|
18,07 | 0,5 | 0,05 |
|
32,0 | 1,0 | 0,08 |
|
39,0 | 1,2 | 0,10 |
|
6,0 | 0,2 | 0,02 |
|
6,2 | 0,2 | 0,02 |
|
43,7 | 1,3 | 0,11 |
|
35,0 | 1,0 | 0,09 |
|
50,0 | 1,5 | 0,13 |
|
26,3 |
0,8 |
0,07 |
Кроме
того, принято решение о
Фундаментальный принцип антикризисного регулирования заключается в том, что, если можно оставлять средства предприятиям и не перераспределять их через бюджетную систему, то это надо делать. Наглядный пример тому — обсуждаемый в Госдуме законопроект, согласно которому крайний срок переоформления прав на землю под промышленными объектами (без угрозы штрафов) может быть сдвинут с 2009 г. на 2013 г. Цена вопроса — экономия реальным сектором десятков, если не сотен миллиардов рублей.
В
числе других обсуждаемых мер
— изменение объемов залога, под
который госбанки могли бы предоставлять
кредиты системообразующим
Бюджетные ограничения 2009 г. и последующих 2010—2011 гг. предопределяют необходимость пройти еще через одну — четвертую «развилку»: либо направлять ресурсы, по большей части, на финансирование дефицита бюджета, либо на рефинансирование внешнего корпоративного долга (в 2009 г. не менее $120 млрд.)23. Очевидно, что в реальной политической практике будет выбрано решение, направленное на достижение обеих целей.
Однако при любом решении фактически безальтернативным оказывается выдвижение частного бизнеса на роль главной движущей силы в преодолении рецессии. Готовность государства активно действовать на этом генеральном направлении для участников рынка, впрочем, до сих пор не очевидна. Между тем, это центральный вопрос доверия, укреплению которого способствовали бы четкие ориентиры на демонтаж в послекризисной финансовой системе избыточной доли государственных активов. Крайне важны акцентированные меры по укреплению конкуренции и защите частной собственности. Прежде всего, они необходимы для формирования делового климата, стимулирующего собственные усилия частного бизнеса по адаптации к кризису.
Финансовые
системы возникли с зарождением
классового общества и развивались
как часть политической, социальной
и экономической системы
Наряду
с прямым администрированием, информационным
воздействием, законодательной и
нормативной деятельностью
При
всех ограниченных возможностях инструментов
налоговой политики для их применения
в условиях кризиса есть определенные
резервы. Обременение бизнеса (особенно
с учетом рецессии в промышленности
и спада инвестиционного и
потребительского спроса) остается высоким:
с каждого рубля
Планируется сделать более либеральными правила освобождения от налогообложения дивидендов, полученных материнскими компаниями от дочерних организаций. Предполагается снизить или даже отменить абсолютный размер участия материнской компании (сейчас «порог» составляет 500 млн. рублей) при сохранении ограничений в отношении размера ее доли (не менее 50%). В 2009 г. российские компании получат право обратиться за налоговой рассрочкой на сумму свыше 10 млрд. рублей на срок 5 лет. Решение об этом может принять министр финансов РФ. Проценты на отсроченную сумму будут начисляться из расчета 0,5 ставки рефинансирования Банка России. Налоговые органы смогут принимать предварительные заключения о возмещении НДС и уточнять его размер, когда будут собраны необходимые документы. Не исключено также сокращение в 3 раза — до 1 месяца с момента подачи налоговой декларации — срока возврата НДС.
Все эти меры, безусловно, благотворно повлияют на положение бизнеса в условиях кризиса, создадут определенные стимулы для роста деловой активности и инвестиций. Они, однако, не являются достаточными и не исчерпывают налоговой повестки 2009 года.
Крайне актуальными остаются задачи реформирования ЕСН (в частности, переноса на более поздний срок — например, на 2012 г. — введения страховых платежей, если не будет найден иной компромиссный вариант), дифференциации ставок НДПИ (в зависимости от срока ввода в действие и разработки месторождений), определения периода применения 30-процентной амортизационной премии (Минфин не исключает ее обратного снижения через 3—4 года).
Требуется определенность относительно возможности предоставления налоговых каникул. Так, предпринимательские ассоциации предлагают предоставить предприятиям налоговый кредит по уплате НДС и налога на прибыль с рассрочкой платежей, начисленных за III и IV квартал 2008 г., сроком на 2 года под ставку рефинансирования Банка России. Другой вариант — получение кредита от государства на 7—10 лет при ставке 10—12% в форме возврата компаниям до 30% налогов на прибыль и НДС, уплаченных ими в бюджеты всех уровней за 2 последних года. Заслуживает внимания и предложение создать в рамках резервных фондов специальный субфонд, из которого могли бы быть покрыты выпадающие доходы бюджета в случае введения временного налогового моратория, хотя бы для предприятий малого бизнеса.
Целесообразно
освободить от НДФЛ и ЕСН дотации
на питание сотрудников (как минимум,
по 100 рублей в день на человека). Концепция
соответствующего законопроекта подготовлена
специалистами юридической
Большая часть мер, принятых к настоящему времени в рамках государственного антикризисного регулирования, касается поддержки финансового сектора российской экономики. Именно на это направлена львиная доля (свыше 75%) ресурсов, уже выделенных Правительством РФ и Банком России. Именно здесь будет задействована и большая часть зарезервированных средств.
Причины
такой расстановки приоритетов
очевидны. Во-первых, кризисные процессы
начались, прежде всего, в финансовой
системе. Первая реакция правительства,
осуществлявшаяся в режиме «пожаротушения»,
— беспрецедентные меры по укреплению
банковской ликвидности — была затем
дополнена другими решениями, направленными
на стабилизацию фондового рынка, защиту
вкладов, создание механизмов санации
банков, «рассасывание» кредитных «тромбов»
и т.п. Во-вторых, существенную роль
играет функциональная «нагрузка» самого
объекта поддержки: «кровеносная»
система экономики — это основа
основ. В зависимости от состояния
механизмов генерирования и распределения
финансовых потоков, последние могут
нести с собой как