Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:
Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
Непропорциональное развитие экономических систем;
Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства;
Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4
1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6
Глава 2. Финансовая политика в РФ 12
2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24
Заключение 37

Работа содержит 1 файл

Тема 3 - Финансовая политика.docx

— 82.21 Кб (Скачать)

    Содержание 
     

Введение 3

Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4

1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4

1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6

Глава 2. Финансовая политика в РФ 12

2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12

2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17

Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24

Заключение 37

Список литературы 40 
 
 
 
 
 

 

Введение

 

      Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:

  • Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
  • Непропорциональное развитие экономических систем;
  • Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
  • Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства; 
  • Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.

      Уже давно известно определение финансовой политики, как системы форм и методов образования, распределения, а также использования фонов денежных средств государства и предприятий. В других источниках выделяют из совокупности финансовых отношений три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов, страхование, государственные финансы. В совокупности же они образуют финансовую систему государства.

      Целью курсовой работы является раскрытие  сущности и структуры современной  финансовой политики в рыночной экономике и тенденции ее развития.

      Курсовая  работа определяет постановку следующих  задач:

  • раскрытие основных сфер деятельности и конкретизация звеньев финансовой системы и финансовой политики;
  • рассмотрение значения и сущности гос. бюджета;
  • рассмотрение основного звена финансовой системы и финансовой политики;
  • выявление основных функций финансовой системы.

 

Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения

   1.1. Зарождение и развитие финансовой системы

 

    В «Толковом словаре» В. И. Даль определял термин «финансы» следующим образом: «все, что касается до прихода и расхода государства». Он был по – своему прав к современному пониманию понятия «государственные финансы». Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, зарплаты и т.п.). Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для охраны границ и ведения войн, охрану общественного порядка, сохранение власти, постройку общественных зданий, дорог и т.д.1

    Таким образом, даже в рабовладельческом  обществе государство предоставило определенные общественные блага для  своих граждан. Естественно, что  они присваивались в основном самим государством и его приближенными  и об общественных благах для всех подданных здесь говорить еще  рано. Однако для их предоставления государству требовались определенные ресурсы, как в натуральной, так  и в денежной форме. Отсюда и возникли налоги вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

    Термин «финансы» берет свое название от латинских слов «finis», т. е. конец, и «financia» – наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца 17 в. и в других европейских государствах под словом «финансы» (finance) стали понимать всю совокупность денежного государства, (его доходы, расходы и долги). В 18 в. этот термин стали применять и в России. До начала 20 в. его употребляли в сравнительно узком смысле – именно государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В. И. Даля.2

    С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и  банковского капитала, появлением разнообразных  финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичного) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) – в

дальнейшем  финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных  финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

    Таким образом, если деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы – это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие:3

  • Существование государства
  • Развитие товарно-денежных отношений
  • Появление налогов в денежной форме
  • Движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

   1.2 Система финансов  и ее звенья  в РФ

 

    Финансы – это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных  категорий состоит в том, что  это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и  регламентируемых государством, связанная  с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального  богатства. Здесь следует подчеркнуть  очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, это отношения не регулируются государством, они абсолютно добровольный и носят случайный характер.

    В отличие от чисто денежных финансовые отношения обладают естественным атрибутом  – регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными  правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или иной степени, регламентирующими их.4

    Таким образом, государственные финансы  представляют собой совокупность перераспределительных  денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием  и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака, действующих только в совокупности:

    1. эти отношения – всегда денежные;
    2. денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
    3. денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

    Если  в наличии имеются все три  признака, то эти отношения относятся  именно к государственным финансам5.

    Под системой финансов понимаются совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и  используются различные денежные фонды (доходы). Понятие «система финансов»  является развитием более общего понятия «финансы» в широком  смысле слова. Необходимость выделения  отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений  в образовании, распределении и  перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому  звену системы финансов присущи  свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера  финансов предприятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение  внутри организаций и перераспределение  части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с  дальнейшим перераспределением между  экономическими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения.

    Система финансов РФ состоит из двух подсистем:6

    1. государственных и муниципальных финансов;
    2. финансов хозяйствующих субъектов.

    Эти укрупненные подсистемы в зависимости  от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные  подсистемы (звенья), представленные в  приложении I.

    Государственные и муниципальные финансы:

  • бюджетная система, которая в свою очередь состоит из федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов);
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

    Финансы, хозяйствующих субъектов:

  • коммерческие предприятия и организации;
  • финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты);
  • некоммерческие организации;
  • республиканский (федеральный) бюджет РФ;
  • бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);7
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

         Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.

    Внебюджетные  фонды создаются в различных  государствах на определенный срок или  действуют постоянно. Их появление  в западных странах было связано  с необходимостью иметь независимые  от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших  общественных благ, как социальное обеспечение, бесплатное здравоохранение, снижение безработицы и др. Аккумуляция  и применение средств этих фондов государством проводятся с помощью  специфических форм и методов. Поэтому  правомерно их выделение в самостоятельное  звено государственных финансов. По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно представить в  виде двух групп:

  • внебюджетные фонды социального назначения;
  • внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера. 
           Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

    В российской действительности концентрация огромных средств (почти равных федеральному бюджету) в многочисленных внебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев  привела к неэффективному их применению и многочисленным злоупотреблениям. Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственных  внебюджетных фондов в федеральном  бюджете РФ. Это касалось внебюджетных фондов, доходы которых формировались  за счет обязательных платежей предприятий  и организаций. Целевая направленность консолидируемых фондов сохранилась. Консолидация не распространяется на государственные целевые внебюджетные фонды социального назначения: Пенсионный фонд РФ (ПРФ), Фонд социального страхования  РФ (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).8

Информация о работе Финансовая политика