Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа
Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:
Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
Непропорциональное развитие экономических систем;
Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства;
Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.
Введение 3
Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4
1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6
Глава 2. Финансовая политика в РФ 12
2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24
Заключение 37
Правительство
РФ совместно с Центральным банком
РФ внесет в Государственную Думу
проекты федеральных законов
об электронном документе и
В
реализации финансовой политики России
в XXI в. более полно будут учитываться
возможности финансового рынка
для активизации инвестиционной
деятельности путем создания дополнительных
стимулов к вовлечению свободных
средств домохозяйств, международных
финансовых институтов и фондов. Серьезные
изменения будут внесены и
в систему валютного
Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком РФ. Он действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ13. В соответствии с этим законом уставной капитал и иное его имущество является федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению им, включая золото – валютные резервы.
Коллегиальным
органом Банка России является Национальный
банковский совет численностью 12 человек,
состоящий из представителей Совета
Федерации РФ, Государственной Думы,
Президента РФ и Правительства РФ.
В состав входит также Председатель
Банка России. Члены национального
банковского совета , за исключением
Председателя Банка России, не работают
в Банке России на постоянной основе
и не получают плату за эту деятельность.
В компетенцию Совета входят рассмотрение
годового отчета Банка России, утверждение
общего объема расходов на содержание
его служащих, на их пенсионное обеспечение,
страхование жизни и
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно – кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Центральный аппарат состоит из 25 департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России, и департаменты, сопровождающие деятельность его самого. Территориальные учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющие на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждений Банка России14 и другими нормативными актами. Как правило, они создаются на территория субъектов РФ, по решению Совета Директоров Банка России они могут организовываться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов РФ.
Расчетно
– кассовые центры (РКЦ) – структурные
подразделения в составе
Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк Росси имеет три основные цели деятельности , закрепленные в законе.
Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.
Денежно
– кредитная политика является составной
частью экономической политики государства,
главные стратегические цели которой
– повышение благосостояния населения
и обеспечение максимальной занятости.
Исходя из этой долгосрочной стратегии,
основными ориентирами
Разработку денежно – кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следующим образом.
Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по его рекомендациям проект представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект, не позднее 1 декабря – уже сами основные направления единой государственной денежно – кредитной политики на предстоящий год. Последнее содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ, основные ориентиры. Параметры и инструменты единой государственной денежно – кредитной политики. Государственная Дума рассматривает эти основные направления и принимает решения. В ежегодно представленном Председателем Банка России Государственной Думы годовом отчете содержится перечень мероприятий по единой государственной денежно – кредитной политике, проведенных Банком России.
Процентная политика Центрального банка РФ используются для воздействия на рыночные ставки процента в целях укрепления национальной валюты. Он может устанавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фиксации.
Ставки процента Центрального банка РФ – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.16 Особенностью процесса их регулирования в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента, а в частности на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние центрального банка РФ на уровень ставок процента, осуществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы.
Политика резервных требований Банк России использует как механизм для регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Центральный
банк РФ, устанавливая и изменяя
нормативы обязательных резервов, воздействует
на объем и структуру привлеченных
кредитными организациями ресурсов,
следовательно, оказывает влияние
на их кредитную политику. Уменьшение
Центральном банком РФ норм резервирования
позволяет коммерческим банкам шире
использовать сформированные кредитные
ресурсы; увеличение ими кредитных
вложений ведет к росту денежной
массы, а в условиях спада производства
стимулирует инфляционные процессы
в экономике. Если объем денежной
массы превышает установленные
основными направлениями единой
государственной денежно –
На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации, быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов, при этом они могут дифференцироваться для различных кредитных организаций.17 Размер обязательных резервов в процентном соотношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливается Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в зависимости от проводимой денежно – кредитной политики. С января 2000 г. действует следующие нормативы обязательных резервов:
Как расчетный центр банковской системы Банк России играет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны.18 Он является органом, координирующим, регулирующим и централизующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Для обеспечения эффективного и бесперебойного функционирования систем расчетов он выполняет следующие функции:
Центральный банк РФ, как субъект платежной системы, предлагает коммерческим банкам услуги аналогичные тем, которые они сами предлагают своим клиентам. Банк России выступает в качестве общего банка – корреспондента для всех участников кредитных организаций. Он проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения, его участие в платежной системе снижает операционные риски всех своих экономических агентов.
Эмиссия наличных денег, которые являются одним из инструментов платежей, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Для организации налично – денежного обращения на территории РФ Банк России прогнозирует производство, перевозку, хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды. Он устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций, а также признаки платежеспособности и порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения. Банк России в рамках предоставленных ему полномочий определяет порядок ведения кассовых операций для кредитных организаций и их клиентов.
Совершенствование
действующей платежной системы
является фактором повышения стабильности
финансового сектора и
Потратив в августе-ноябре (до 10 ноября) 2008 г. на поддержание курса рубля около $100 млрд., с 11 ноября Банк России был вынужден приступить к «плавному» ослаблению национальной валюты путем постепенного расширения коридора допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. В ноябре-декабре 2008 г. этот коридор изменялся 16 раз, в январе 2009 г. — 9 раз. В итоге, по состоянию на 21 января 2008 г. и по отношению к максимуму, зафиксированному в июле 2008 г., курс рубля к доллару снизился на 44,5%, к евро — на 17,5%, к корзине валют — на 29,2%. Заметно сократились и международные резервы РФ — на треть по сравнению с рекордной величиной $598,1 млрд., достигнутой 8 августа 2008 г. По оценке главы Центробанка С.Игнатьева, на 20 января 2009 г. объем международных резервов составил $397,5 млрд. (из них на национальные фонды приходится $209,6 млрд., средства банков на валютных счетах ЦБ составляют $38,4 млрд., резервные средства Банка России — $148,5 млрд.).
Сложившийся в настоящее время курс рубля при текущих ценах на нефть и другие значимые товары российского экспорта обеспечит сбалансированность текущего счета платежного баланса Российской Федерации. При этом фактическая стоимость бивалютной корзины будет складываться внутри указанного технического коридора под воздействием как рыночных факторов, так и валютных интервенций Банка России, и может быть существенно ниже его верхней границы. Для обеспечения стабильности национальной валюты в рамках установленных ориентиров Банк России, в дополнение к валютным интервенциям, будет использовать и другие инструменты денежно-кредитной политики (процентные ставки, количественные ограничения на объемы рефинансирования).