Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Финансы выражают экономические общественные отношения. В теории и менеджменте системой называют то, что способно решить проблему. В качестве проблем нынешнего общества, которые должна решать финансовая система, можно выделить:
Недостаточно стремительные темпы развития экономики в целом;
Непропорциональное развитие экономических систем;
Медленное восприятие изменений внешних товарных и финансовых рынков, а, следовательно, и не умение быстро адаптироваться к ним;
Социальную напряженность, которая отрицательно влияет на процесс воспроизводства;
Низкий уровень стремления удовлетворить потребности индивидуума и тд.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансовая система, сущность, принципы построения 4
1.1. Зарождение и развитие финансовой системы 4
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ 6
Глава 2. Финансовая политика в РФ 12
2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления 12
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике 17
Глава 3. Перспективы развития финансовой системы РФ 24
Заключение 37

Работа содержит 1 файл

Тема 3 - Финансовая политика.docx

— 82.21 Кб (Скачать)

      Государственный кредит выделяется в самостоятельное  звено государственных финансов, так как ему присущи специфические  формы финансово-кредитных отношений  по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный  кредит представляет собой особую форму  денежных отношений между государством и юридическими и физическими  лицами, при которых государство  выступает в основном как заемщик  средств, а также кредитор и гарант.

      В количественном отношении преобладает  деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в  качестве кредитора, т.е. когда государство  представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее  время финансирование из бюджета  на условиях возвратности и платности  получило более широкое развитие. Необходимость государственного кредита  связана с опережающим темпом роста государственных расходов по сравнению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Очевидно, что в условиях рыночной экономики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансовой политики, традиционное представление о системе звеньев государственных финансов должно быть расширено и в современном понимании системы финансов включать в нее и систему Центрального банка РФ.

      Рассмотрим  подсистемы финансов хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности, которые представляют собой относительно самостоятельное звено. Именно в нем формируется основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

      Финансовые  отношения этих двух групп хозяйствующих  субъектов имеют свою специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств. Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме, т.е. как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов.

      Важную  роль в движении финансовых потоков  играют финансовые рынки и финансовые посредники, т.е. организации, основной деятельностью которых является предоставление финансовых услуг и  продуктов. К ним относятся банки, страховые и инвестиционные компании, использующие для оказания этих услуг  различные финансовые инструменты. Так, к финансовым услугам относят  открытие расчетных, текущих и депозитных счетов, выдачу коммерческих займов и  ипотечных кредитов, страхование, управление портфелем ценных бумаг и т.п.

      Финансовая  система более мобильна, чем система  финансов. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовые инструменты  и услуги, обеспечивающие бесперебойное  движение финансовых потоков в пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной, поскольку  финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другом через  всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, дающих бесперебойное движение капитала и  финансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой в значительной степени обеспечивается функционированием  и самой финансовой системы.

 

Глава 2. Финансовая политика в РФ

   2.1. Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления

 

      Финансовая  политика — это совокупность методологических принципов, форм организации и методов  использования финансов.

      Практически она реализуется на основе принятия системы государственных мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для  выполнения государством своих функций. Для ее осуществления применяется  совокупность бюджетно-налоговых и  других финансовых инструментов и институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов и регулированию  денежных потоков. Как составная  часть экономической политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение  экономического роста, социального  мира и значимости государства в  международном сообществе.

      На  современном этапе известны три  типа финансовой политики: классическая, планово-директивная, регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие  экономические теории.

      Классическая  теория практически отводила государству  «роль ночного сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», —  достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором, способствующим во всех случаях  экономическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка  определенными правовыми нормами, стремясь минимизировать все государственные  расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя. Планово-директивная  теория выводила на передовые позиции  отношения планомерности, систему  директивных планово-распределительных  функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет значительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

      Регулирующая  теория, в основу которой положена экономическая теория   Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство государства в циклическое развитие экономики с помощью определенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ставок процента и др.).

      Современная финансовая политика России должна была преодолеть ограничительные рамки  планово-директивной политики бывшего  СССР и развивалась в 1992—1998 гг. по пути так называемой политики финансовой стабилизации в крайне неблагоприятных  условиях как объективного, так и  субъективного характера. К ним  можно отнести:

  • отсутствие соответствующей (российской) теории в области финансового регулирования и «романтическую» ориентацию на рекомендации МВФ, предлагавшего все регулирование экономикой свести к ограниченному кругу индикаторов (темпу инфляции, бюджетному дефициту, денежной массе (М2), курсу рубля и золотовалютным резервам). В действительности этих макроэкономических показателей явно недостаточно. Недооценивалось влияние таких показателей, как динамика и структура внутренних и внешних долгов, просроченная кредиторская задолженность, доля импорта в товарообороте, инвестиционная активность. Важнейшие показатели — занятость, производительность труда, фондоотдача, состояние оборотных средств предприятий при разработке финансовой политики просто не учитывались;
  • резкое снижение объемов производства, сужение доходной базы бюджета с соответствующим увеличением налогового пресса на реального производителя. Все это привело к хроническому невыполнению доходной части бюджета, росту бюджетного дефицита, низкой собираемости налогов;
  • частые смены министров финансов и глав правительств, что не давало возможности выработать реальную и предсказуемую финансовую политику.

      Все это обусловило возникновение кризиса 17 августа 1998 г., основными причинами которого, помимо изложенных выше, были:

  • искусственное сдерживание курса рубля, ошибки в прогнозировании его курса, приведшие к ухудшению платежного баланса и потере золотовалютных резервов;
  • нарастание внутреннего и внешнего долга, его неблагоприятная структура с преобладанием сравнительно «коротких» долгов;
  • ошибки в широком допуске нерезидентов на рынок ценных бумаг;
  • отсутствие стимулов к накоплению, что привело к конвертации свободных средств населения в доллары и нелицензируемому вывозу капитала;
  • ухудшение в 1997-1998 гг. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ и другие сырьевые ресурсы;
  • рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков;
  • кризис фондового рынка в Юго-Восточной Азии;
  • нестабильность политической ситуации в России и непродуманность заявлений Правительства и ЦБ РФ.

      Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000-2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно роста отечественного производства.

      Финансовая  политика в ее широком понимании  включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.9

      Рассмотрим  основные направления современной  бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным  кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ, который в ежегодных  посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную  перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную  Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правительство должно либо согласиться  с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск  Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о  бюджете. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций — 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в.

      Приоритетные  задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной  политикой, с помощью которой  реализуются следующие основные функции:10

  • финансовое обеспечение в результате выполнения государством своих функций;
  • поддержание финансовой стабильности в стране;
  • обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
  • создание условий для социально-экономического развития.

      Бюджетная политика включает политику бюджетных  доходов и расходов, управление государственным  долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему  управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются  в следующем:

  • несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
  • недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
  • избыточности долгового бремени;
  • неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
  • незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

      Основными задачами налоговой политики являются:11

  • значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
  • упрощение налоговой системы;
  • минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
  • ликвидация налогов с оборота;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
  • создание условий для легализации прибылей предприятий;
  • сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

      В области таможенной политики будут  осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную торговую организацию, стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых  хозяйственных связей и ее структурной  перестройки. Предусматривается также  и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем  унификации таможенных тарифов и  штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного  администрирования.

Информация о работе Финансовая политика