Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
 изучить механизм реализации финансовой политики;
 проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);

Содержание

Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

финн2.docx

— 603.11 Кб (Скачать)

Попытаемся определить наиболее перспективные пути пополнения доходов  бюджета Костромской области  за счет собственных источников и  пути оптимизации расходов.

Рассмотрим несколько  реальных путей повышения поступлений  в бюджет.

В доход регионов поступают  как налоговые, так и неналоговые  платежи. Основные налоги, в том числе  и региональные, регламентированы Налоговым  кодексом и поэтому региональные органы власти во влиянии на налоговую  политику очень ограничены. Отличительной  особенностью неналоговых доходов  является то, что объем и полнота  их поступления в бюджет, а также  своевременность их зачисления полностью  зависят от принятой тем или иным регионом политики в отношении данных доходов. Поэтому основное внимание в вопросе о повышении поступлений  в бюджет будет уделено именно мобилизации неналоговых доходов.  

В Налоговом кодексе  в качестве механизма стимулирования предусмотрено предоставление налоговых  льгот (в том числе и по региональных налогам), что позволяет использовать так называемые «серые схемы» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время не всегда средства, высвобождаемые в результате использования  льгот, расходуются эффективно и  по целевому назначению. В результате применения этих льгот не достигается  предполагаемого эффекта от применения льгот и в то же время бюджет лишается доходов. В регионах из-за применения подобных схем из-под налоговых  платежей уходят миллиарды рублей. Решением проблемы здесь видится  замена данного механизма налоговых  льгот иными мерами государственной  поддержки. Например, ряд налоговых  льгот на инвестиции предприятий  разумнее заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. Преимущество кредитов перед  налоговыми льготами при решении  инвестиционных задач состоит в  том, что в случае нерациональной реализации инвестиционного проекта  льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, в то время  как налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо. Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  при предоставлении налоговых кредитов устанавливают условия их предоставления, которые могут включать условие  досрочной уплаты налога в случае как нецелевого, так и неэффективного использования налогового кредита.  

Эффективное использование  госимущества тоже является хорошим  источником поступлений в бюджет. И резервы в этом есть, особенно в регионах, в которых значительны  объемы инвестиций в строительную отрасль.

Остановлюсь на некоторых  аспектах, позволяющих повысить эффективность  использования госсобственности. 

Для эффективного управления государственным имуществом необходимо создание эффективной системы учета  госимущества как по составу, так  и по стоимостным характеристикам.  

В качестве одного из резервов пополнения доходной части бюджета  можно использовать предоставление земельных участков под коммерческое строительство с применением  схем компенсационных выплат. Использование  компенсационных выплат не только позволит направить дополнительные средства в бюджет за счет более полного  учета изменений конъюнктуры  рынка недвижимости, но и создаст  равные условия для всех инвесторов, осуществляющих коммерческое строительство. При этом бюджет будет застрахован  от возможных изменений нормативов распределения доходов от земельных  платежей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Переход на предлагаемую новую схему оплаты за предоставление земельных участков под строительство  позволит также все средства в  виде компенсационных выплат направлять в доход бюджета и тем самым  более полно обеспечивать финансирование городских программ.  

При совершения сделок по сдаче  госимущества в аренду, передаче его  в доверительное управление, а  также сделок по его отчуждению для  оценки стоимости имущества часто  привлекаются независимые оценщики. По результатам некоторых проверок были выявлены факты, как занижения  стоимости оцениваемых объектов, так и завышения, что в конечном итоге приводило к потерям  бюджета. Соответственно региональные органы власти должны принимать практические меры по усилению внимания со стороны  структур, занимающихся вопросами имущественного комплекса, к работе по организации и контролю за деятельностью независимых оценщиков, привлекаемых к оценке стоимости госсобственности.

Что касается оптимизации  расходов, то здесь также существует несколько путей снижения расходов бюджета.

Оптимизация расходов начинается еще на стадии формирования проекта  бюджета. Необходимо установление органами государственной власти субъекта Российской Федерации четкого порядка формирования бюджетной заявки на получение ассигнований из бюджета. Со стороны представительных органов власти и контрольно-счетных  органов должна проводиться работа по оценке целесообразности тех или  иных расходов на очередной год. Формирование городского заказа должно осуществляться на основе фактической потребности  в государственном заказе. Это  может выявить «избыточные» расходы (которые уже не нуждаются в  больших объемах финансирования) и соответственно сэкономить довольно существенные бюджетные суммы.  

На стадии исполнения бюджета  оптимизация может быть достигнута путем использования современных  информационных технологий.  

Практическая экономия бюджетных  средств может быть достигнута в  самой затратной области городского хозяйства – ЖКХ. Здесь экономия может достигаться путем активного  применения энергосберегающих технологий для сокращения расходов на ЖКХ, а  также усиление платежной дисциплины потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Также актуальной является проблема взимания платы за пользование  коммунальными услугами людей, не проживающих  в регионе постоянно, но находящихся  в нем более 1 месяца. Проживая в  квартире, они пользуются всеми коммунальными  услугами, но из-за фактически временного статуса своего пребывания не оплачивают их.

Многие субъекты Российской Федерации, динамично развиваются  и решение проблем, возникающих  при капитальном строительстве  социально-значимых объектов, может  сэкономить бюджетные средства.

Здесь наиболее значимы два  аспекта капитального строительства  – завышение стоимости строительства  и нерациональное строительство.

Завышение стоимости строительства  происходит из-за отсутствия полного  комплекта проектно-сметной документации с расчетами до начала строительства, применения неправильных коэффициентов  на этапе строительства и превышения нормативов продолжительности строительства. За этими моментами требуется  строгий контроль.

Что касается нерационального  строительства, то это касается включения  слишком большого количества объектов в инвестиционную программу –  в основном это относится к  социально-значимым объектам, когда  экономическая целесообразность приносится в жертву политическому моменту. В результате многие объекты превращаются в «долгострой» с уже вложенными в них огромными средствами. В  результате распыляются значительные бюджетные средства по многим объектам без видимого эффекта. Поэтому в  инвестиционную программу региона  целесообразно включать только те объекты, финансирование которых может быть обеспеченно в полном объеме. 

Модернизация системы  государственных закупок. Одним  из инструментов повышения эффективности  расходования средств бюджета является конкурсное размещение государственных  заказов при закупке и поставке товаров, работ и услуг за счет средств бюджета. Создание единого  центра по размещению госзаказов и  проведению торгов (тендеров, конкурсов) представляется оправданным для  достижения эффективного управленческого  механизма по оптимизации государственного заказа и упрощения системы контроля за использованием бюджетных средств.

Создание единого центра имеет яркие положительные стороны:

  • снижение конкурентной цены госзаказа в результате большей прозрачности процесса торгов;
  • формирование единого  заказа по поставке однотипной продукции;
  • единое информационное пространство и единое место проведения всех торгов (тендеров, конкурсов), упрощающее их организацию и снижающее стоимость проведения;
  • упрощение внешнего контроля, поскольку за проведение всех торгов (тендеров, конкурсов) отвечает один уполномоченный орган.

Таким образом, реализация финансовой политики требует детальной проработки как в направлении формирования доходных средств, так и в направлении  их реализации.

 

 

Заключение

 

Эффективная финансовая политика развития регионов является залогом  успешного развития страны в целом. Современная экономическая ситуация в Костромской области, да и в  других регионах страны, такова, что  говорить о финансовой политике роста  не приходится. Причин тому много. Это  и внешняя политика государства, государственная политика развития регионов, существующая система межбюджетных отношений и другие. К сожалению, решить отдельно возникшие проблемы на уровне региона нельзя.

Курс на централизацию  большинства доходных источников на уровне федерального центра, взятый несколько  лет назад был единственно  верным в сложившейся ситуации, когда  необходимо было расплачиваться с кредиторами  страны, погашать внешний долг. Сегодня  Россия оправдывает статус надежного  партнера, фондовый рынок нашей страны один из самых динамично развивающихся. Все это создает предпосылки  передачи полномочий на предоставление услуг населению, а также жилищного  строительства от федерального центра регионам. Соответствующая передача полномочий должна подкрепляться передачей  доходных источников. Постепенно самостоятельность  бюджетов субъекта возрастает.

Важным фактором роста  экономики регионов и страны в  целом выступает промышленность. Нам надо развивать те отрасли  промышленности, для развития которых  у нас есть все предпосылки. Развивая промышленность, необходимо учитывать  положения теории размещения производства. Экономический рост, основанный на экспорте сырья, постепенно необходимо заменить экономикой, основанной на экспорте товаров и услуг. Добиться этого  можно только, улучшив качество производимых товаров. А это во многом может  стать результатом крупномасштабных инвестиций. В этом огромная роль принадлежит  государству.

Источники инвестиций необходимо искать внутри страны. Прямая кооперация государства и бизнеса – вот  решение многих проблем. Государство  не должно вмешиваться в развитие предпринимательства, используя различные  рычаги воздействия. Государство должно создать условия для развития бизнеса, стимулировать вложения средств бизнесменами в модернизацию производства.

Путей возможного развития много, но выбрать все из имеющихся  невозможно в силу ограниченности ресурсов. Определение оптимальных путей  развития и конечный результат зависит  от конкретных целей, а выбор наиболее эффективного способа развития –  дело органов государственной власти.

Поэтому усилия органов власти субъектов  Федерации, федеральных органов  власти должны быть направлены на повышение  эффективности принимаемых решений  в области формирования финансовой политики.

 

Список используемых источников:

1.Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы        общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2009. - №4. – с. 59-63.

2.Банин С.П. Финансовые инструменты как важнейшее условие регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2009. №9(177). С.45-51.

3.Буев В.З. Финансовый контроль // Финансы. – М., 2009. - №1. – с. 34-36

4.Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2008. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.

5.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2009. – 384 с.

6.Жуков М.П.Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост // Финансы и кредит. 2009. №6(174). С.52-64.

7.Игудин А.М. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2009. №10. С.15-19.

8.Ишханов А.П., Кубрак А.С. Государственная финансовая политика в условиях глобализации: стратегия выбора // Финансы и кредит. 2009 №11(179). С.34-43.

9.Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 256 с.

10.Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2009. №10

11.Коровкина Е.К.О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2008. №8. С.27-30.

12.Куликова В.М. Финансовая политика современной России// Российский экономический журнал. 2009. №10. С.72-85.

13.Куликов А.М. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию // Вопросы экономики. 2008. №8. C.149-150.

14.Лебедева Н.К. Совершенствование институционального механизма России в условиях глобализации мировой экономики // Финансы и кредит. 2009. №11(179). С.26-33.

Информация о работе Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)