Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
изучить механизм реализации финансовой политики;
проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);
Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Попытаемся определить наиболее перспективные пути пополнения доходов бюджета Костромской области за счет собственных источников и пути оптимизации расходов.
Рассмотрим несколько реальных путей повышения поступлений в бюджет.
В доход регионов поступают
как налоговые, так и неналоговые
платежи. Основные налоги, в том числе
и региональные, регламентированы Налоговым
кодексом и поэтому региональные
органы власти во влиянии на налоговую
политику очень ограничены. Отличительной
особенностью неналоговых доходов
является то, что объем и полнота
их поступления в бюджет, а также
своевременность их зачисления полностью
зависят от принятой тем или иным
регионом политики в отношении данных
доходов. Поэтому основное внимание
в вопросе о повышении
В Налоговом кодексе в качестве механизма стимулирования предусмотрено предоставление налоговых льгот (в том числе и по региональных налогам), что позволяет использовать так называемые «серые схемы» вполне легального уклонения от уплаты налогов. В то же время не всегда средства, высвобождаемые в результате использования льгот, расходуются эффективно и по целевому назначению. В результате применения этих льгот не достигается предполагаемого эффекта от применения льгот и в то же время бюджет лишается доходов. В регионах из-за применения подобных схем из-под налоговых платежей уходят миллиарды рублей. Решением проблемы здесь видится замена данного механизма налоговых льгот иными мерами государственной поддержки. Например, ряд налоговых льгот на инвестиции предприятий разумнее заменить государственными гарантиями или инвестиционными налоговыми кредитами. Преимущество кредитов перед налоговыми льготами при решении инвестиционных задач состоит в том, что в случае нерациональной реализации инвестиционного проекта льготированные средства не могут быть возвращены в бюджет, в то время как налоговый кредит возвратить в бюджет необходимо. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении налоговых кредитов устанавливают условия их предоставления, которые могут включать условие досрочной уплаты налога в случае как нецелевого, так и неэффективного использования налогового кредита.
Эффективное использование госимущества тоже является хорошим источником поступлений в бюджет. И резервы в этом есть, особенно в регионах, в которых значительны объемы инвестиций в строительную отрасль.
Остановлюсь на некоторых
аспектах, позволяющих повысить эффективность
использования
Для эффективного управления государственным имуществом необходимо создание эффективной системы учета госимущества как по составу, так и по стоимостным характеристикам.
В качестве одного из резервов
пополнения доходной части бюджета
можно использовать предоставление
земельных участков под коммерческое
строительство с применением
схем компенсационных выплат. Использование
компенсационных выплат не только позволит
направить дополнительные средства
в бюджет за счет более полного
учета изменений конъюнктуры
рынка недвижимости, но и создаст
равные условия для всех инвесторов,
осуществляющих коммерческое строительство.
При этом бюджет будет застрахован
от возможных изменений нормативов
распределения доходов от земельных
платежей между федеральным бюджетом
и бюджетами субъектов
При совершения сделок по сдаче
госимущества в аренду, передаче его
в доверительное управление, а
также сделок по его отчуждению для
оценки стоимости имущества часто
привлекаются независимые оценщики.
По результатам некоторых проверок
были выявлены факты, как занижения
стоимости оцениваемых
Что касается оптимизации расходов, то здесь также существует несколько путей снижения расходов бюджета.
Оптимизация расходов начинается
еще на стадии формирования проекта
бюджета. Необходимо установление органами
государственной власти субъекта Российской
Федерации четкого порядка
На стадии исполнения бюджета
оптимизация может быть достигнута
путем использования
Практическая экономия бюджетных
средств может быть достигнута в
самой затратной области
Также актуальной является проблема взимания платы за пользование коммунальными услугами людей, не проживающих в регионе постоянно, но находящихся в нем более 1 месяца. Проживая в квартире, они пользуются всеми коммунальными услугами, но из-за фактически временного статуса своего пребывания не оплачивают их.
Многие субъекты Российской Федерации, динамично развиваются и решение проблем, возникающих при капитальном строительстве социально-значимых объектов, может сэкономить бюджетные средства.
Здесь наиболее значимы два
аспекта капитального строительства
– завышение стоимости
Завышение стоимости строительства
происходит из-за отсутствия полного
комплекта проектно-сметной
Что касается нерационального строительства, то это касается включения слишком большого количества объектов в инвестиционную программу – в основном это относится к социально-значимым объектам, когда экономическая целесообразность приносится в жертву политическому моменту. В результате многие объекты превращаются в «долгострой» с уже вложенными в них огромными средствами. В результате распыляются значительные бюджетные средства по многим объектам без видимого эффекта. Поэтому в инвестиционную программу региона целесообразно включать только те объекты, финансирование которых может быть обеспеченно в полном объеме.
Модернизация системы государственных закупок. Одним из инструментов повышения эффективности расходования средств бюджета является конкурсное размещение государственных заказов при закупке и поставке товаров, работ и услуг за счет средств бюджета. Создание единого центра по размещению госзаказов и проведению торгов (тендеров, конкурсов) представляется оправданным для достижения эффективного управленческого механизма по оптимизации государственного заказа и упрощения системы контроля за использованием бюджетных средств.
Создание единого центра
имеет яркие положительные
Таким образом, реализация финансовой политики требует детальной проработки как в направлении формирования доходных средств, так и в направлении их реализации.
Заключение
Эффективная финансовая политика
развития регионов является залогом
успешного развития страны в целом.
Современная экономическая
Курс на централизацию большинства доходных источников на уровне федерального центра, взятый несколько лет назад был единственно верным в сложившейся ситуации, когда необходимо было расплачиваться с кредиторами страны, погашать внешний долг. Сегодня Россия оправдывает статус надежного партнера, фондовый рынок нашей страны один из самых динамично развивающихся. Все это создает предпосылки передачи полномочий на предоставление услуг населению, а также жилищного строительства от федерального центра регионам. Соответствующая передача полномочий должна подкрепляться передачей доходных источников. Постепенно самостоятельность бюджетов субъекта возрастает.
Важным фактором роста
экономики регионов и страны в
целом выступает
Источники инвестиций необходимо искать внутри страны. Прямая кооперация государства и бизнеса – вот решение многих проблем. Государство не должно вмешиваться в развитие предпринимательства, используя различные рычаги воздействия. Государство должно создать условия для развития бизнеса, стимулировать вложения средств бизнесменами в модернизацию производства.
Путей возможного развития
много, но выбрать все из имеющихся
невозможно в силу ограниченности ресурсов.
Определение оптимальных путей
развития и конечный результат зависит
от конкретных целей, а выбор наиболее
эффективного способа развития –
дело органов государственной
Поэтому усилия органов власти субъектов
Федерации, федеральных органов
власти должны быть направлены на повышение
эффективности принимаемых
Список используемых источников:
1.Андрюшин С.А., Дадашев А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля. // Финансы. – М., 2009. - №4. – с. 59-63.
2.Банин С.П. Финансовые инструменты как важнейшее условие регулирования хозяйственной деятельности в рыночной экономике // Финансы и кредит. 2009. №9(177). С.45-51.
3.Буев В.З. Финансовый контроль // Финансы. – М., 2009. - №1. – с. 34-36
4.Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2008. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
5.Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2009. – 384 с.
6.Жуков М.П.Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост // Финансы и кредит. 2009. №6(174). С.52-64.
7.Игудин А.М. Актуальные проблемы межбюджетных отношений // Финансы. 2009. №10. С.15-19.
8.Ишханов А.П., Кубрак А.С. Государственная финансовая политика в условиях глобализации: стратегия выбора // Финансы и кредит. 2009 №11(179). С.34-43.
9.Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2008. – 256 с.
10.Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2009. №10
11.Коровкина Е.К.О доходах и расходах федерального бюджета // Финансы. 2008. №8. С.27-30.
12.Куликова В.М. Финансовая политика современной России// Российский экономический журнал. 2009. №10. С.72-85.
13.Куликов А.М. Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию // Вопросы экономики. 2008. №8. C.149-150.
14.Лебедева Н.К. Совершенствование институционального механизма России в условиях глобализации мировой экономики // Финансы и кредит. 2009. №11(179). С.26-33.