Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
 изучить механизм реализации финансовой политики;
 проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);

Содержание

Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

финн2.docx

— 603.11 Кб (Скачать)

Сдерживающая политика подразумевает:

- уменьшение правительственных  расходов;

- увеличение налогов[9].

Политика в области  финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности  отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

- налоговую политику;

- бюджетную политику;

- денежно-кредитную политику;

- ценовую политику;

- таможенную политику;

- социальную политику;

- инвестиционную политику;

- политику в области  международных финансов.

Под бюджетной политикой  понимают определение государством:

- источников формирования  доходов  бюджета; 

- приоритетных направлений  расходов бюджета; 

- допустимых пределов  разбалансированности бюджета; 

- источников финансирования  бюджетного дефицита; 

- принципов взаимоотношений  между отдельными звеньями бюджетной  системы. 

В свою очередь, в составе  бюджетной политики приобретают  относительную самостоятельность  налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным  долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера  их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов  государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать  мотивацию к эффективной деятельности.    

Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией,  регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций[13].

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Таким образом, финансовая политика территорий-это комплекс мероприятий, по обеспечению повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в  регионе.

Финансовая политика как  на государственном уровне, так и  на уровне территорий имеет сложную  структуру и предполагает решение  определенных задач. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач федеральной финансовой политики с опорой на потребности данной территории.

Отсюда можно сделать  вывод, что значение финансовой политики в развитии региона трудно переоценить, поэтому ее формированию и реализации должно уделяться особое внимание.

 

1.2 Нормативно-правовая база финансовой политики РФ

 

Несмотря на разницу в  подходах к определению сущности финансовой политики, все авторы сходятся в том, что непременным условием ее осуществления является нормативно-правовое закрепление основных параметров. Это  означает, что финансовая политика государства может быть реализована  только в том случае, если входящие в ее состав идеи, принципы, программы  получат юридически определенную форму.

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма  управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов власти. Установление и  применение к финансовым отношениям соответствующих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

В целях реализации финансовой политики субъекты власти используют финансово-правовые акты, которые представляют собой результат правотворчества  органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в  их компетенцию, и содержат соответствующие  правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе реализации финансовой политики финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам.

-  По юридической силе  эти акты подразделяются на  законы и подзаконные акты;

- по уровню власти —  на правовые акты органов государственной  власти и органов местного самоуправления;

- по степени регулирования  сфер и звеньев финансовой  системы — на финансово-правовые  акты, которые применяются для  управления финансовыми отношениями  в каждой сфере финансовой  системы (Конституция РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие  финансовые отношения в отдельной  сфере или звене финансовой  системы[12].

Основным законом, закладывающим  основы управления финансами в нашей  стране, является Конституция РФ, в  которой определяются федеративное государственное устройство, что  обусловливает выделение в составе  бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения.

В формировании финансовой политики основополагающими являются федеральные законы (от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ»), законы субъектов РФ (Закон Костромской области от 23.12.2010 г. № 21-5-ЗКО «Об областном бюджете на 2011 год») и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления (Решение Думы г.Костромы от 16.12.2010 г. N 53 «О бюджете города Костромы на 2011г.»), регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования

Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует  отметить ежегодно принимаемые федеральные  законы о федеральном бюджете  и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год. Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового  регулирования в сфере формирования и реализации финансовой политики занимают указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ и ведомственные  нормативно-правовые акты — приказы, письма и инструкции федеральных  министерств, служб и агентств, органов  исполнительной власти регионального  уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам (Постановление Администрации города Костромы от 15 марта 2010 года № 446 «Об установлении порядка предоставления жителям города Костромы финансовой помощи»).

На основании постановлений  Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в Российской Федерации, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики[20].

Ведомственные нормативные  акты также играют важную роль в  реализации финансовой политики, поскольку  позволяют осуществлять государственное  правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями  и получателями бюджетных средств. Эффективность формирования финансовой политики во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения  во всех сферах финансовой системы  государства. Поэтому во всех странах правовым вопросам регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы — финансовая конституция. В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

- противоречия между федеральным  и региональным (муниципальным) законодательством,  что, с  одной стороны, приводит  к сепаратистским тенденциям  в построении финансовых отношений  между субъектами власти разных  уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению  интересов субъектов РФ и муниципальных  образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует  четкое разграничение доходных  и расходных полномочий между  уровнями бюджетной системы РФ);

- противоречия между отдельными  законами и ведомственными нормативно-правовыми  актами, порождающие их неоднозначное  толкование;

- формальный характер  научной экспертизы принимаемых  проектов законов и нормативно-правовых  актов в финансовой сфере;

-наличие законов и  нормативно-правовых актов, которые  не исполняются в течение ряда  лет из-за отсутствия финансовых  ресурсов для их реализации;

- нечеткие формулировки  в нормативных документах, порождающие  необходимость их уточнения и  дополнения;

- сложный, псевдонаучный  язык нормативных документов;

- несвоевременное принятие  и опубликование в печати законов  и подзаконных нормативно-правовых  актов по финансовым вопросам [9].

Решение указанных проблем  в области финансового права  позволит обеспечить стабильность развития экономики на всех уровнях, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и соответственно повысить эффективность финансовой политики.

 

1.3 Механизм реализации финансовой политики

Реализация  целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации  финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые  в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и  задач финансовой политики или финансового  механизма.

Финансовый  механизм – совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения[6].

Вид организации финансовых отношений  является исходным, первичным элементом  финансового механизма, поскольку  определяет способ их выражения и  проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый из которых  является результатом распределительного процесса как на макроуровне, так  и при формировании денежных доходов  и накоплений в рамках отдельной  организации. На практике в сфере  государственных и муниципальных  финансов в процессе мобилизации  доходов в бюджеты различных  уровней власти используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и  виды неналоговых поступлений (дивиденды  по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы  пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование соответствующих  отраслей экономики, на содержание аппарата управления, на реализацию целевых  программ, на обслуживание долговых обязательств и прочие расходы.

Методами  организации финансовых отношений  в финансовой науке называются способы  формирования финансовых ресурсов и  практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно  выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило, формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационных отчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной и безвозвратной основах);
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а на микроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетных кредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценных бумаг коммерческими организациями;
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.

Информация о работе Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)