Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
 изучить механизм реализации финансовой политики;
 проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);

Содержание

Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

финн2.docx

— 603.11 Кб (Скачать)

 

Из данных таблицы видно, что продукция промышленности Костромской  области в 2009г. в сравнении с 2000г. имеет более низкие показатели прироста к предыдущему году. Однако этот показатель за 2001-2007г.г. еще ниже, что  в целом соответствует среднероссийскому  уровню.

Инждекс роста продукции  сельского хозяйства Костромской  области в целом, за обозначенный период имеет положительную динамику, а по данным 2008г. превосходит среднероссийский уровень.

Что касается инвестиций в  основной капитал, то в Костромской  области  за последние годы обозначенного  периода, как и в России в целом,  можно отметить положительную тенденцию.

Доходы населения после  стабильного роста в 2000-2008гг. имеют  отрицательную динамику. в 2009г. Что  соответствует российской и, очевидно, имеет обусловленность ситуацией  в стране.

Динамика оборота розничной  торговли Костромской области несмотря на положительную среднероссийскую тенденцию не отличается стабильностью, однако в 2009г. в сравнении с 2000г. наблюдается  явное увеличение.

Объем платных услуг населению  Костромской области в своих  изменениях показателяотличается стабильностью.

 По итогам III квартала 2010 года индекс выпуска базовых видов экономической деятельности (сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, розничная торговля) составил 106,8% по отношению к аналогичному периоду 2007 года (II квартал – 104,7%)[16].


Рисунок 1-  Структура валовой добавленной стоимости Костромской области по видам экономической деятельности, % [16].

Наибольший удельный вес  в структуре валовой добавленной  стоимости Костромской области занимают такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства (29,3%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления (13,8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,2%), добыча полезных ископаемых (10,9%)[16].

В структуре использования  валового регионального продукта в  текущих основных ценах сохраняется  тенденция прошлых лет: доля расходов на конечное потребление превышает  валовое накопление основного капитала.

Согласно рейтингу конкурентоспособности  регионов, разработанному Институтом региональной политики Костромская область входит в группу регионов России с высоким уровнем конкурентоспособности и демонстрирует устойчивый характер развития.

Инвестиционная политика Администрации области ориентирована на сохранение благоприятного инвестиционного климата, создание условий для эффективных вложений в экономику региона и внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющее сбалансировать государственные и частные интересы.

В соответствии с приоритетами социально-экономического развития области  государственная поддержка оказывается  инвесторам, обеспечивающим создание в рамках реализации национальных и  крупных инфраструктурных проектов «полюсов конкурентоспособности», сохранение существующих и создание новых рабочих  мест, внедрение инновационных разработок и технологий. С этой целью региональное инвестиционное законодательство содержит инвестиционные стимулы и льготы как финансового, так и организационного характера, предоставляемые инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных проектов.

Наиболее инвестиционно  привлекательным видом экономической  деятельности в регионе, по-прежнему, являются обрабатывающие производства, где рост инвестиций превысил уровень 2009 года на 30,3%

В 2009 году на территории области за счёт средств федерального бюджета реализовывались мероприятия 9 федеральных целевых программ, в рамках которых осуществлялось строительство и реконструкция 80 объектов с лимитом государственных капитальных вложений в 4,66 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах превышает аналогичный показатель 200 года на 65,9%, 2007 года - в 2,4 раза. Количество строящихся и реконструируемых объектов в прошедшем году превысило уровень 2008 года на 12%, 2007 года на 9%. Рост федеральных инвестиций в 2009 году обеспечен привлечением субсидий из средств федерального бюджета на строительство автомобильных дорог общего пользования и мостовых переходов, на проведение капитального ремонта жилищного фонда.



Рисунок 2 - Инвестиции федерального бюджета в 2007-2009 гг., млн. рублей [15]

В 2009 году продолжилась позитивная динамика основных показателей уровня и качества жизни населения Костромской области. По уровню благосостояния, рассчитанному как покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, область входит в тройку лидеров по Центральному федеральному округу.

В 2009 году рост доходов населения несколько увеличился по сравнению с предыдущим годом, что соответствует общероссийской тенденции. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов составило 9,1% против 11,4% в 2008 году, что объясняется значительно возросшими темпами роста обязательных платежей и разнообразных взносов (на 34,9% в реальном выражении против 20,1% за предыдущий год).

По оценке за 2009 год прирост реальных доходов составил 5%, реальной заработной платы – 14%, удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума– 14%[15].

Таблица 3 - Сравнение уровней зарегистрированной и общей безработицы по Костромской области, Центральному федеральному округу и Российской Федерации за 2008 год (в процентах от экономически активного населения)[15]

Показатель

Костромская область

ЦФО

РФ

2008

2009

Уровень безработицы по МОТ (в среднем  за год)

4,3

4,3

6,1

6,1

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

1,4

1,5

1,3

2,1


 

Ситуация на рынке труда  области, благодаря совместным, скоординированным  усилиям социальных партнеров, остается управляемой. Однако уровень безработицы  в Костромской области ниже, чем показатели в России и Центральном Федеральном округе.

Таблица 4- Структура консолидированного бюджета области [16]

 

2009г.

 

2010г




Из таблицы 4, что бюджет 2010г. меньше бюджета 2009г. как в статьях доходов, так и в расходных статьях. Что касается доходов бюджета, то наибольший удельный вес имеет налог на доходы физических лиц – 31% и 21% к итогу в 2010 и 2009гг. соответственно. Что касается остальных доходных статей, то среди них наиболее ярко выделяются безвозмездные поступления-29,7% и 66,6%  соответственно. Наименьший удельный вес в доходах бюджета имеют административные платежи и сборы, их удельный вес менее 1%.

Наиболее значительный удельный вес имеют расходы на социально-культурные мероприятия. Их удельный вес  67,4% и 62,0% в 2010 и 2009гг. соответственно.

Довольно крупные отчисления приходятся на решение общегосударственных  вопросов – более 11% к итогу, на ЖКХ - 6,9 и 8,2% соответственно и на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 6%.

Из представленных данных видно, что доходы превышают расходы.  Кроме того заметно увеличилась доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета. Сократилась доля расходов на социально-культурные мероприятия, национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Увеличилась доля расходов на ЖКХ, сельское хозяйство и рыболовство.

Таким образом, можно отметить, что структура регионального  бюджета имеет сложную структуру, элементы которой являются четко  обозначенными. Однако их соотношение  находится в постоянной динамике, определяемой потребностями и особенностями  региона.

Таблица 5- Выписка из государственной долговой книги Костромской области по состоянию на 1 февраля 2011 года[16]

     

№ п.п.

Вид государственных долговых обязательств

Сумма, 
рублей

1

Государственные ценные бумаги Костромской области

2 100 000 000,00

2

Бюджетные кредиты, привлеченные в бюджет Костромской области  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации

1 763 144 488,00

3

Кредиты, полученные Костромской  областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных  финансовых организаций

4 120 000 000,00

 

Итого

7 983 144 488,00




 

 

 

 

 

 

 

Из данных таблицы можно  сделать вывод, что наибольший объем  долга Костромской области в 2011г. выражается в кредитах от кредитных  организаций, иностранных банков и  международных организаций. Кроме  того существует долг в бюджетных  кредитах и государственных ценных бумагах, объем по которым примерно на одном уровне.

Финансовая политика Костромской  области в ближайшие годы будет  направлена на решение важнейших  социальных задач в регионе, восстановление экономики, а также на ее модернизацию.

Основные параметры областного бюджета на 2011 год сформированы:

- по доходам в сумме  15,0 млрд. рублей или 15,9% к ВРП;

- по расходам - 16,4 млрд. рублей  или 17,4% к ВРП;

- дефицит установлен в  объеме 1,4 млрд. рублей.

Большая часть средств  направлена на выплату заработной платы, стипендий, пособий, приобретение медикаментов и перевязочных материалов, предоставление мер социальной поддержки отдельным  категориям граждан, на топливно-энергетические ресурсы, на содержание автомобильных  дорог общего пользования, субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям  части затрат на уплату процентов  по кредитам, межбюджетные трансферты и т.д. Кроме того, значительная часть бюджетных средств будет направлена на развитие региона. Общий объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета прогнозируется в сумме 9,4 млрд. рублей[16].

Сформированный бюджет является реальным для исполнения, в то же время жестким по содержанию. Как  и в предыдущие годы, он социально  ориентирован. При определении приоритетов расходов бюджета приняты принципы, содержащиеся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.О результативности финансовой политики региона – об эффективности расходования средств и определения источников и путей их формирования можно судить по основным экономическим показателям (таблица 6), так как именно они определяют ситуацию в регионе.

Таблица 6 - Основные экономические показатели [15]

 

Из данных видно, что средняя номинальная начисленная заработная плата- около 14тыс.руб., причем если рассматривать динамику этого показателя за 2009-2011гг., то можно отметить рост показателя (судя по процентному отношению- это связано с инфляционными процессами в стране). Кроме того, отмечается снижение числа безработных, в сравнении  с предыдущим годом почти вполовину (на 35%).

Показатели по импорту  и экспорту товаров за 2010-2011гг. увеличились, причем импорт увеличился на 50%. Внешнеторговый оборот увеличился почти на 30%. Грузооборот  в динамике 2-х лет снизился более, чем на 10%.  Если брать тенденции  в целом, то за 2010-2011гг. можно отметить положительную динамику практически  по всем показателям. Что касается тенденций  февраль-январь 2011г., то  почти по всем показателям отмечается снижение уровня.  Это свидетельствует о нестабильности динамики показателей в течение года, однако рост показателей по большинству направлений свидетельствует о работе в заданных аспектах. Причем экономические показатели отражают результаты и финансовой деятельности. Так увеличение объемов работ по виду «Строительство» почти в 2 раза свидетельствует об увеличении финансирования данной отрасли.

Вместе с увеличением  уровня индекса потребительских  цен увеличивается и доля доходов  населения, что необходимо для поддержания  финансовой стабильности в регионе. Именно ее обеспечение первоочередная задача финансовой политики Костромской  области.

Таким образом, финансовая политика Костромской области заключается в формировании и исполнении бюджета, увеличении бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в регионе, повышении инвестиционной привлекательности региона, снижении финансовых рисков, эффективность инвестиционных вложений.

Кроме того, финансовая политика включает финансирование областных целевых программ. На 2011г. в Костромской области проводится 30 целевых программ (см. Приложение), затрагивающих важнейшие социальные аспекты и нуждающиеся в финансировании. Так финансовое обеспечение программы «Молодежь Костромской области на 2011-2015гг. осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы составляет

116821,0 тыс. руб., в том  числе: 
2011 год –   22164,0 тыс. руб.; 
2012 год –   22335,0   тыс. руб.; 
2013 год –   22697,0  тыс. руб.; 
2014 год –   24732,0 тыс. руб.; 
2015 год –   24893,0 тыс. руб [16].

Перед финансовым органом  области на сегодняшний день стоят  следующие задачи: увеличение поступлений  налоговых и неналоговых доходов, улучшение оценки качества организации  бюджетного процесса, повышение эффективности  бюджетных расходов, а также их оптимизация. Для должного  осуществления финансовой политики области необходима ее детальная проработка и совершенствование механизма еще на этапе ее формирования.

 

2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики  региона

 

Финансовая политика территорий имеет непосредственную взаимосвязь с развитием региона, от того, насколько органы власти смогут обеспечить полноту поступления в бюджет и рациональность расходования этих средств, зависит, как регион сможет решить поставленные задачи и выполнить свои функции.

В последнее время федеральные  органы власти создают бюджетную  систему, в которой большая часть доходов перераспределяется в центр, поэтому во многих регионах Российской Федерации вопрос обеспечения собственной доходной базой стоит очень остро. Кроме того, органы власти пытаются стимулировать промышленность путем снижения налоговой нагрузки. Это решение заслуживает всякой поддержки, однако в основном оно реализуется за счет регионов, что не совсем правильно. Реализация финансовой политики не имеет смысла в отсутствии необходимых финансовых средств. Поэтому для ее реализации большое значение имеет формирование доходной базы бюджета.

Информация о работе Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)