Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
изучить механизм реализации финансовой политики;
проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);
Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач [3].
Изменение
соответствующих элементов
Эффективность используемого
финансового механизма
Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:
Реализация
финансовой политики также должна предусматривать
рост финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении субъектов хозяйствования,
способствовать созданию прочной финансовой
основы деятельности органов власти
для реализации задач и функций,
возложенных на государство, обеспечивать
стабильность общественного производства
с целью улучшения
В рыночной экономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектов хозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации[8].
На современном этапе в регионах России наметились следующие тенденции:
- усиление регулирования
развития экономики в регионах
со стороны Правительства РФ
с помощью трансфертов и иных
реальных финансовых
- повышение инвестиционного рейтинга России, регионов, российских корпораций и банков ведущими международными агентствами;
- повышение инвестиционных
рейтингов регионов-доноров
- медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;
- продолжающийся отток капитала из страны;
- продолжающийся отток
человеческого капитала из
- усиление вертикального
регулирования экономики в
-усиление противоречий
в межбюджетных отношениях на
уровнях: субъект РФ - экономически
сильное (донор) муниципальное
образование (МО) и МО - экономически
сильные города и крупные
Перед страной остро стоит
проблема диверсификации экономики
и создание эффективных современных
производств, выпускающих
В процессе реализации финансовой
политики государство может влиять
на социально-экономическое
Сущность реализации финансовой
политики с помощью бюджетных
ассигнований состоит в определении
направлений, объемов и форм финансирования
отдельных субъектов, областей, регионов.
Оптимизация распределения
Реализация финансовой политики,
в которой преобладают основы
самофинансирования, осуществляется прежде
всего с помощью налоговой
политики. В ее основе лежит определение
оптимального уровня налогообложения
выходя, с одной стороны, из необходимости
обеспечения предприятий
Установление приоритетности
интересов предприятий или
На первый взгляд, для финансового обеспечения не имеет значения, за счет чего будут решаться конкретные задачи. Наконец величина доходов, сформированных в обществе на основе определенного объема ВВП, есть неизменной, независимо от того, как они распределяются и перераспределяются. Однако с точки зрения эффективности финансовой политики самофинансирования есть значительно действенной формой, чем бюджетные ассигнования. Предприятие всегда старается сохранить и эффективно использовать собственные финансовые ресурсы и доходы. Бюджетные же ассигнования как безвозмездные ресурсы, имеют менее эффективное влияние и потому должны использоваться для сбалансирования тех перекосов, которые невозможно исправить с помощью других форм.
Возможности использования
государством в своей финансовой
политике кредитования ограниченные.
Коммерческие банки самостоятельно
определяют, кому, на каких условиях
и по какой цене они будут предоставлять
займа. Вместе с тем государство
средствами денежно-кредитной политики
может влиять на функционирование кредитного
рынка. Основным инструментом влияния
являются регулирования стоимости
заимствований через учетную
ставку центрального банка. Кроме того,
государство может регулировать
объемы кредитных ресурсов через
механизмы обязательных резервных
требований, которые устанавливаются
для коммерческих банков, и с помощью
операций с ценными бумагами на открытом
рынке. В некоторых случаях
Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:
1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;
2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.
Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики
данного правительства и для
рекомендаций по ее корректировке в
первую очередь необходимо иметь
ясную программу общественного
развития с выделением интересов
всего общества и отдельных групп
населения, характеристикой перспективных
и более близких задач, определением
сроков и методов их решения. Только
при таком условии можно
Результативность финансовой
политики тем выше, чем больше она
учитывает потребности
Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области
Эффективность финансовой политики имеет непосредственную взаимосвязь с уровнем развития региона. На основе данных региональной статистики осуществляется оценка хозяйственной ситуации в регионах, рыночной экономической конъюнктуры, инвестиционной привлекательности объектов, позволяющая определить тактические цели и задачи управления, разрабатывать программы и прогнозы социально-экономического развития регионов, принимать оперативные решения по формированию финансовой политики, осуществлять контроль за их выполнением.
Проблема определения
уровня экономического развития региона
тесно связана с проблемами обеспечения
социально-экономической
Попробуем проанализировать уровень экономического развития Костромской области. Исследование проводилось с использованием официальных данных государственной статистики.
Для анализа общей экономической ситуации используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, доходы населения, национальное богатство. Для межрегиональных сопоставлений уровней развития эти показатели даются в расчете на душу населения. При принятии решений по вопросам управления экономическим развитием региона рассчитывают динамику этих показателей.
Таблица 1- Объем и динамика валого регионального продукта [15]
По данным таблицы прослеживается постепенное повышение уровня номинального подушевого ВРП Костромской области. Причем наблюдается значительный прирост более, чем на 10000млн.ВРП в целом и 1000тыс.-на душу населения.Что касается процентного изменения к предыдущему году, то эта динамика незначительна и явно обозначена лишь стабильность в ежегодном формировании.
Таблица 2 - Основные показатели социально-экономического развития Костромской области и России за период 2000-2009 годы[16]
Показатели |
2000 год |
2001-2007 годы (в среднем за год) |
2008 год |
2009 год |
Продукция промышленности, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
111,0 |
103,8 |
105,0 |
105,2 |
Россия |
112,0 |
105,2 |
103,9 |
106,3 |
Продукция сельского хозяйства, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
100,2 |
101,9 |
105,9 |
103,6 |
Россия |
107,7 |
103,1 |
103,6 |
103,3 |
Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
127,8 |
107,8 |
123,8 |
128,7 |
Россия |
117,4 |
109,9 |
113,7 |
121,1 |
Реальные располагаемые в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
104,7 |
111,1 |
111,4 |
109,1 |
Россия |
112,0 |
111,5 |
113,3 |
110,4 |
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
100,1 |
109,2 |
108,5 |
111,1 |
Россия |
109,0 |
111,1 |
113,0 |
115,2 |
Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % | ||||
Костромская область |
100,6 |
107,7 |
106,5 |
105,7 |
Россия |
104,7 |
105,4 |
107,6 |
107,1 |