Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
 изучить механизм реализации финансовой политики;
 проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);

Содержание

Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

финн2.docx

— 603.11 Кб (Скачать)

Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных  образований. Используя различные  элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение  ее стратегических и тактических  задач [3].

Изменение соответствующих элементов финансового  механизма в зависимости от условий  экономического и социального развития общества предопределяет возможности  его количественного и качественного  воздействия на экономику и социальную сферу.

Эффективность используемого  финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным  функционированием всех его элементов.

Значение  финансовой политики заключается в  тех результатах, которые могут  быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового  года, так и в более долгосрочном периоде. На результативность финансовой политики оказывают влияние следующие факторы:

  1. научный подход;
  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
  3. учет накопленного опыта;
  4. четкое определение макроэкономических показателей;
  5. учет национальных и географических особенностей;
  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовой политики, их взаимосвязь.
  7. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития.

Реализация  финансовой политики также должна предусматривать  рост финансовых ресурсов, находящихся  в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

В рыночной экономике основными  целями проведения финансовой политики являются сглаживание неблагоприятных  последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и  населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды, достижение баланса  финансовых интересов субъектов  власти, субъектов хозяйствования и  населения. Перечисленные цели характерны и для современной финансовой политики Российской Федерации[8].

На современном этапе  в регионах России наметились следующие  тенденции:

- усиление регулирования  развития экономики в регионах  со стороны Правительства РФ  с помощью трансфертов и иных  реальных финансовых инструментов;

- повышение инвестиционного  рейтинга России, регионов, российских  корпораций и банков ведущими  международными агентствами;

- повышение инвестиционных  рейтингов регионов-доноров ведущими  международными агентствами;

- медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;

- продолжающийся отток  капитала из страны;

- продолжающийся отток  человеческого капитала из страны;

- усиление вертикального  регулирования экономики в регионах;

-усиление противоречий  в межбюджетных отношениях на  уровнях: субъект РФ - экономически  сильное (донор) муниципальное  образование (МО) и МО - экономически  сильные города и крупные поселки,  входящие в МО.

Перед страной остро стоит  проблема диверсификации экономики  и создание эффективных современных  производств, выпускающих конкурентоспособную  продукцию с высокой добавленной  стоимостью (высокотехнологичных производств).

В процессе реализации финансовой политики государство может влиять на социально-экономическое развитие через все три формы финансового  обеспечения. Но возможности такого влияния и механизмы его реализации при использовании каждой из этих форм существенно различаются. Так, бюджетные ассигнования являются формой прямого влияния государства, это  средство, которое непосредственно  находится в ее руках. На процессы кредитования государство может  влиять довольно чувствительно, но только опосредованно. Самофинансирование обеспечивает права владельца самостоятельно определять направления использования  средств. Однако степень самофинансирования зависит как от объема собственных  ресурсов субъектов хозяйствования, так и от уровня налогообложения  предпринимательской деятельности.

Сущность реализации финансовой политики с помощью бюджетных  ассигнований состоит в определении  направлений, объемов и форм финансирования отдельных субъектов, областей, регионов. Оптимизация распределения бюджетных  средств из позиций обеспечения  как решение приоритетных задач, так и достижение сбалансированного  развития экономики и социальной сферы представляет сущность бюджетной  политики государства. Возможности  этой политики определяются уровнем  и объемами бюджетной централизации  ВВП - чем они высшие, тем больший  финансовый потенциал государства. Однако здесь возникает противоречие между интересами государства и  юридических и физический лиц, ведь чем высший уровень бюджетной  централизации ВВП, тем низший уровень  самофинансирования как ведущей  и восходящей формы финансового  обеспечения.

Реализация финансовой политики, в которой преобладают основы самофинансирования, осуществляется прежде всего с помощью налоговой  политики. В ее основе лежит определение  оптимального уровня налогообложения  выходя, с одной стороны, из необходимости  обеспечения предприятий достаточными для их деятельности и развития средствами, а с другого - обеспечение государства  достаточными доходами. Механизм этой политики основывается на установлении определенного уровня ставок налогов, использование целенаправленных льгот  для отдельных предприятий, областей, регионов и т.п.

Установление приоритетности интересов предприятий или государства  определяет превосходящую роль инструментов налоговой или бюджетной политики. Ведь главное в реализации того или  другой задачи - это полное обеспечение  его необходимыми средствами. Они  могут быть сформированы самым предприятием при условии умеренного налогообложения  его доходов, или предоставленные  из бюджета, когда собственных доходов  не хватает вследствие высокого уровня их изъятия в бюджет[10].

На первый взгляд, для  финансового обеспечения не имеет  значения, за счет чего будут решаться конкретные задачи. Наконец величина доходов, сформированных в обществе на основе определенного объема ВВП, есть неизменной, независимо от того, как они распределяются и перераспределяются. Однако с точки зрения эффективности финансовой политики самофинансирования есть значительно действенной формой, чем бюджетные ассигнования. Предприятие всегда старается сохранить и эффективно использовать собственные финансовые ресурсы и доходы. Бюджетные же ассигнования как безвозмездные ресурсы, имеют менее эффективное влияние и потому должны использоваться для сбалансирования тех перекосов, которые невозможно исправить с помощью других форм.

Возможности использования  государством в своей финансовой политике кредитования ограниченные. Коммерческие банки самостоятельно определяют, кому, на каких условиях и по какой цене они будут предоставлять  займа. Вместе с тем государство  средствами денежно-кредитной политики может влиять на функционирование кредитного рынка. Основным инструментом влияния  являются регулирования стоимости  заимствований через учетную  ставку центрального банка. Кроме того, государство может регулировать объемы кредитных ресурсов через  механизмы обязательных резервных  требований, которые устанавливаются  для коммерческих банков, и с помощью  операций с ценными бумагами на открытом рынке. В некоторых случаях государство  может выделять средства коммерческим банкам на целевое кредитование отдельных  субъектов или мероприятий [12].

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества; 

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом; 

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей. 

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Финансовая политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. 

Для оценки финансовой политики данного правительства и для  рекомендаций по ее корректировке в  первую очередь необходимо иметь  ясную программу общественного  развития с выделением интересов  всего общества и отдельных групп  населения,  характеристикой перспективных  и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать  конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку. 

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она  учитывает потребности общественного  развития, интересы всех слоев и  групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. 

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

 

2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ 

2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области

 

Эффективность финансовой политики имеет непосредственную взаимосвязь  с уровнем развития региона. На основе данных региональной статистики осуществляется оценка хозяйственной ситуации в  регионах, рыночной экономической конъюнктуры, инвестиционной привлекательности  объектов, позволяющая определить тактические  цели и задачи управления, разрабатывать  программы и прогнозы социально-экономического развития регионов, принимать оперативные  решения по формированию финансовой политики, осуществлять контроль за их выполнением.

Проблема определения  уровня экономического развития региона  тесно связана с проблемами обеспечения  социально-экономической безопасности, развития регионального рынка труда, формирования и реализации финансовой политики в регионе. Различные интерпретации  экономического развития в трудах ученых позволяют сделать вывод, что  определяющим в анализе уровня экономического развития является экономический потенциал.

Попробуем проанализировать уровень экономического развития Костромской  области. Исследование проводилось  с использованием официальных данных государственной статистики.

Для анализа общей экономической  ситуации используются в основном те же макропоказатели, что и для  анализа национальной экономики. Это  валовой региональный продукт, доходы населения, национальное богатство. Для  межрегиональных сопоставлений  уровней развития эти показатели даются в расчете на душу населения. При принятии решений по вопросам управления экономическим развитием  региона рассчитывают динамику этих показателей.

Таблица 1- Объем и динамика валого регионального продукта [15]

По данным таблицы прослеживается постепенное повышение уровня номинального подушевого ВРП Костромской области. Причем наблюдается значительный прирост более, чем на 10000млн.ВРП в целом  и 1000тыс.-на душу населения.Что касается процентного изменения к предыдущему году, то эта динамика незначительна и явно обозначена лишь стабильность в ежегодном формировании.

Таблица 2 - Основные показатели социально-экономического развития  Костромской области и России за период 2000-2009 годы[16]

Показатели

2000 год

2001-2007 годы (в среднем за год)

2008 год

2009 год

Продукция промышленности, в сопоставимых ценах 

к предыдущему  году, %

Костромская область

111,0

103,8

105,0

105,2

Россия

112,0

105,2

103,9

106,3

Продукция сельского хозяйства, в  сопоставимых ценах

к предыдущему  году, %

Костромская область

100,2

101,9

105,9

103,6

Россия

107,7

103,1

103,6

103,3

Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах 

к предыдущему  году, %

Костромская область

127,8

107,8

123,8

128,7

Россия

117,4

109,9

113,7

121,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения,

в сопоставимых ценах к предыдущему году, %

Костромская область

104,7

111,1

111,4

109,1

Россия

112,0

111,5

113,3

110,4

Оборот розничной торговли, в  сопоставимых ценах к предыдущему  году, %

Костромская область

100,1

109,2

108,5

111,1

Россия

109,0

111,1

113,0

115,2

Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах 

к предыдущему  году, %

Костромская область

100,6

107,7

106,5

105,7

Россия

104,7

105,4

107,6

107,1

Информация о работе Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)