Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение путей повышения эффективности ее формирования .
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
 изучить механизм реализации финансовой политики;
 проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);

Содержание

Введение 3
1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Содержание и значение финансовой политики на современном этапе 5
1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ 12
1.3 Механизм реализации финансовой политики 14
2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ
2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области 24
2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики региона 35
Заключение 41
Список используемых источников 43
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

финн2.docx

— 603.11 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Костромской государственный технологический университет»

(ГОУ ВПО КГТУ)

 

Кафедра финансов и кредита

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и  кредит» 

на тему:

Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере  Костромской области)

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса, ИУЭФ,

группы  09-Н-10

Грамыко Мария

Руководитель: к.э.н. Тихонова Светлана Сергеевна

 

 

 

 

 

 

Кострома, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                          3

1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Содержание  и значение финансовой политики  на современном этапе 5

1.2Нормотивно-правовая база финансовой политики РФ                               12

   1.3 Механизм реализации финансовой политики                                        14

2.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ  ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИЙ 

2.1 Анализ эффективности реализации финансовой политики в Костромской области                                                                                                            24

2.2 Совершенствование механизма формирования и реализации финансовой политики  региона                                                                                         35

Заключение                                                                                                              41

Список используемых источников                                                                         43 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                            

 

Введение

 

Современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики  страны, но у каждого региона есть и специфические характеристики его социально-экономического состояния. Социально-экономическое развитие территории – это объективный  процесс, происходящий как в самом  регионе, так и в стране в целом  под воздействием исторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов. Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействием управленческих мер, в первую очередь  со стороны региональной администрации, а также администрации федерального уровня. Большинство своих функций  государство реализует путем  формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики.

В связи с этим особую актуальность имеет изучение финансовой политики на уровне субъекта Федерации. Именно в рамках республик, краев  и областей происходит создание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, экономическое и социальное развитие, которое в своей совокупности и определяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место в  мировом разделении труда, а также  степень ее политического авторитета в международных отношениях. На этом же уровне фактически проверяется степень  рациональности финансовой политики федерального центра. Успех финансовой политики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общей  экономической ситуации в регионе.

Исследование финансовой политики и ее составных частей, как инструмента  воздействия на экономическую ситуацию, легло в основу предмета курсовой работы. В качестве объекта исследования выбран механизм ее реализации.

В связи с этим целью работы является изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовой политики региона и на этой основе определение  путей повышения эффективности  ее формирования .

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • определить теоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и значение для экономики страны;
  • изучить механизм реализации финансовой политики;
  • проанализировать эффективность финансовой политики региона (на примере Костромской области);
  • определить направления совершенствования механизма формирования и реализации финансовой политики.

Курсовая работа состоит из 2-х  частей, введения, заключения, списка используемых источников. В первой части работы разбирается теоретический аспект понятия «финансовая политика». Во второй- анализируется эффективность  финансовой политики Костромской области  и разрабатываются направления  ее совершенствования.

При подготовке работы были использованы материалы Департамента финансов Костромской  области,  публикации по данной теме в научной литературе и СМИ.

 

1.ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА  ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Содержание  и значение финансовой политики  на современном этапе

 

Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти, возложенных на них  функций по обеспечению экономической  стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению  уровня жизни населения. Осуществление  указанных функций невозможно без  формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, создания финансового  механизма их реализации в соответствии с целями экономического развития. Изменение цели развития экономики  обусловливает необходимость изменения  финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности, пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы их использования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующую финансовую политику[2].

Финансовая политика государства, как часть (подсистема) экономической  политики государства, представляет собой  совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством  полномочиями по формированию и использованию  финансовых ресурсов государства в  соответствии со стратегическими и  тактическими целями государственной  экономической политики1.

В этом определении принципиально  важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики - инструментов и финансовых институтов государственной  власти. Это единство проявляется  в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в  финансовой жизни страны лишь при  условии, если его технология практического  использования формируется в  государственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерство экономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютному контролю и т.д.).

Важной компонентой приведенного определения является положение, что  финансовая политика – это органическая часть экономической политики и  поэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента - будь то бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. - существует связь с целями экономической  политики и ее социальной направленностью.

Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к  которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу[20].

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в Российской Федерации  – это собственно республиканские  в составе РФ, краевые, областные  и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных  потребностей.

Территориальные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально – культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения, так как  через территориальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, строительства и  содержания дорог.

Таким образом, территориальные финансы  – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий [8].

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера использования расширяется. Территориальные финансы – это  превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Сущность и роль территориальной  финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.

Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.

Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами государственных средств.

Основная особенность  территориальных финансов заключается  в том, что здесь действуют  как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов  и самого субъекта Федерации); муниципальных  образований; а также отдельных  юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих  субъектов. Первые две подсистемы традиционно  относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и  централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории  децентрализованных финансов.

Принципы организации  территориальных финансов:

  • самостоятельность;
  • сбалансированность;
  • государственная финансовая поддержка (целевая и не целевая финансовая помощь из федерального бюджета);
  • прозрачность;
  • гласность.

Финансовая политика территорий - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению финансами территорий. Целью финансовой политики территорий на современном этапе является увеличение бюджетной обеспеченности их жителей, повышение уровня доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни на данной территории. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия социальных нормативов. Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов на уровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны, централизованно их невозможно определить. Потому что не могут быть одинаковыми стандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительность зимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение на душу населения, будут отличаться в несколько раз. С другой стороны, разработка социальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к их значительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могут установить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая их реализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет.

Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Осуществление  финансовой политики субъектом РФ предполагает решение следующих задач:

  • обеспечение достаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенции разумной налоговой политики;
  • рациональной использование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;
  • формирование политики в сфере страхования,
  • разработка региональной политики на рынке ценных бумаг.

Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на уровне субъекта РФ, этот факт обусловливает  необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно  зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий  экономического развития с целью  корректировки тактических направлений  финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений  и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового  механизма.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым  можно отнести такие как:

- обеспечение высокой  занятости,

- стимулирование экономического  роста,

- выравниванием платежного  баланса и др.,

ведущие экономисты разделяют  ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой  активности (сдерживающая).

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

- рост государственных  расходов;

- снижение налогового  бремени.

Если же органы власти пытаются удержать объем выпуска продукции  на его типичном для рассматриваемой  страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема валового продукта по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется органами власти в период экономического подъема с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Информация о работе Финансовая политика территорий: задачи, сущность, особенности (на примере Костромской области)