Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:31, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49
Повышение прогнозируемых
цен на нефть увеличивает величину
дополнительных доходов экономики,
не направляемых в стабилизационный
фонд, и используемых для финансирования
расходов бюджета. Результатом проводимой
бюджетной политики, направленной на
использование дополнительных доходов
бюджета, поступающих в результате высоких
цен на нефть, стало увеличение непроцентных
расходов с 14,9% ВВП в 2004 году до 15,3% ВВП
в 2005 году и 15,4% ВВП в 2006 году (по ожидаемой
оценке). В 2007 году непроцентные расходы
федерального бюджета составят 17% ВВП.
В 2007-2009 гг. непроцентные
расходы федерального бюджета увеличатся
в реальном выражении на 8,4% в среднем
за год, в том числе в 2007 году -
на 17,1%.
Ускоренными темпами
растет денежное предложение, превышающее
потребности экономики, что служит причиной
роста цен. Это создает угрозу избыточного
укрепления рубля либо выхода инфляции
за установленные пределы. В этих условиях
для обеспечения целевых ориентиров по
инфляции Банк России, стерилизационные
возможности которого ограничены необходимостью
обеспечения целевых ориентиров по базовой
инфляции, вынужден идти на дополнительное
повышение курса рубля. Учитывая изложенное,
в целях повышения эффективности координации
бюджетной и денежно-кредитной политики
необходимы дополнительные механизмы,
ограничивающие прирост непроцентных
расходов федерального бюджета, в частности
закрепление уровня расходов как долю
к ВВП или установление фиксированного
размера использования нефтегазовых доходов
(нефтегазового трансферта) к ВВП.
Важным шагом
к поддержанию
3. Реализация
приоритетных национальных
4. Обеспечение
энергетической безопасности и
модернизация энергетической
Реализация комплекса
мер по стимулированию экономического
роста предполагает повышение эффективности
государственных расходов инвестиционного
характера. Их объем, включая инвестиционный
фонд и инвестиционную часть национальных
проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году
до 2,7% ВВП в 2007 году в связи с запуском
новых целевых программ и активизацией
государственно-частного партнерства.
Существенным
фактором активизации накопления частного
капитала станет формирование финансовых
институтов развития. Они включают, в частности,
создаваемую Государственную корпорацию
развития и систему негосударственных
венчурных фондов, формирующихся при поддержке
Российской венчурной компании.
В результате реализации
предлагаемых мер в бюджете на
2007 год доля бюджетных средств
в инвестициях в основной капитал
существенно возрастает с 17,8% в 2005 году
до 20,3% в 2006 году и 20,6% в 2007 году.
В соответствии
с проектом федерального бюджета
на 2007 год доходы в 2007 году составят 6965,3
млрд. руб. или 22,3% ВВП; расходы – 5463,5 млрд.
руб. или 17,5% ВВП и профицит – 1501,8 млрд.
руб. или 4,8% ВВП.
Прогнозируемый
объем доходов федерального бюджета
в 2007-2009 годах в реальном выражении
(с учетом инфляции) практически останется
неизменным. Средний реальный рост доходов
составит 0,3% в год. Доходы федерального
бюджета в 2006 году прогнозируются в размере
22,6% ВВП, в 2007 году – 22,3% ВВП, в 2008 году –
19,8% ВВП, в 2009 году –19,2%ВВП.
Основными факторами
столь существенного снижения доходов
федерального бюджета по отношению к ВВП
являются замедление темпов роста добычи
и экспорта нефти и газа по сравнению с
темпами роста ВВП, также прогнозируемое
снижение цен на нефть с 61 долл./ бар. в
2007 году до 48 долл. /бар. в 2009 году.
Кроме того, в
ближайшие годы также будет происходить,
хотя и более низкими темпами,
чем в предыдущие годы, повышение
курса рубля – в 2007 году номинальный
курс рубля к доллару США увеличится
на 1,1 процент.
Наиболее значительно,
как в реальном, так и в номинальном выражении,
в ближайшие годы снижаются поступления
налога на добычу полезных ископаемых
(НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если
в 2006 году удельный вес этих налогов в
общей сумме, по оценкам, составит 49,8%,
то к 2009 году он сократится до 30,8%. Наиболее
активный рост поступлений будет обеспечен
за счет роста сборов НДС, в среднем за
2007-2009 годы реальные темпы роста составят
17,9%. В результате, доля НДС в структуре
доходов федерального бюджета к 2009 году
возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта
по сравнению с 2006 годом).
В ближайшие
годы необходимо скоординированное
совершенствование налогового законодательства
и налогового администрирования, а
также активизация диалога
С 2007 года подлежат
введению следующие налоговые меры
по таким направлениям, как:
1. Изменения
в области акцизного
2. Совершенствование
налогообложения при добыче
3. Увеличение
размеров социальных налоговых вычетов
на обучение граждан и их близких родственников
в образовательных учреждениях, а также
на их лечение в медицинских учреждениях
Российской Федерации, распространение
налоговой льготы по ЕСН в части неначисления
налога на выплаты наемным работникам,
являющихся инвалидами, на налогоплательщиков
- индивидуальных предпринимателей и т.
д.
Бюджетная политика
в области расходов в 2007 году и
среднесрочной перспективе
Непроцентные
расходы федерального бюджета в
2007 году в реальном выражении увеличатся
на 17,1% (несмотря на рост доходов в
реальном выражении всего лишь на 4,7%) и
составят 17% ВВП, что на 1,6 процентный пункт
ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2006
году.
Непроцентные
расходы федерального бюджета возрастут
в 2007 году на 1110,4 млрд. рублей по сравнению
с ожидаемой оценкой 2006 года. Значительная
часть прироста государственных непроцентных
расходов направлена на повышение жизненного
уровня работников организаций бюджетной
сферы, федеральных государственных служащих
военнослужащих и приравненных с ним лиц,
а также на повышение уровня жизни пенсионеров
и других граждан, в отношении которых
на федеральном уровне существуют финансовые
обязательства. Расходы на национальную
экономику в 2007 году по сравнению с уточенной
росписью на 2006 год возрастут на 172,7 млрд.
рублей, на национальную оборону – 161,9
млрд. рублей, на национальную безопасность
и правоохранительную деятельность –
124,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную
экономику увеличиваются почти на 50%, на
образование – на 33,4%, на здравоохранение
– на 31,5%.
В 2007–2008 годах будет
продолжено финансирование приоритетных
национальных проектов. Совокупный объем
средств, предусмотренных на финансирование
национальных проектов в 2007 году составляет
с учетом гарантий – 239,8 млрд. рублей, без
учета гарантий - 206,3 млрд. рублей, т. е.
прирост по отношению к т. г. – 72,6 млрд.
рублей или 54,3 процента.
Объем средств
на финансирование национального проекта
«Образование » в 2007 году составит 48,9
млрд. рублей (увеличение по сравнению
с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье
» – 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК
» – 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное
и комфортное жилье » (без учета гарантий)
– 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей).
Политика в
области государственного долга
Российской Федерации на 2007 год сформирована
с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством
Российской Федерации Долговой стратегии
на 2007-2009 годы, предусматривающей:
• уменьшение абсолютных
и относительных размеров государственного
внешнего долга Российской Федерации
путем его замещения внутренними заимствованиями;
• сохранение и
развитие национального рынка
• использование
инструментов долговой политики, в
частности, государственных гарантий,
для ускорения темпов социально-экономического
развития страны;
• использование
инструментов долговой политики при
проведении
денежно-кредитной
политики с целью осуществления
дополнительной стерилизации излишней
денежной массы и борьбы с инфляцией.
В области внутренних
заимствований проведение долговой
политики в 2007 году будет исходить из целей
сохранения и развития рынка государственных
ценных бумаг. В этом отношении ключевыми
задачами станут повышение ликвидности
рыночной части государственного внутреннего
долга, выраженного в государственных
ценных бумагах и сохранение оптимальной
доходности на рынке государственных
ценных бумаг.
Программа внутренних
заимствований на 2007 год разработана
с учетом возможного спроса на государственные
ценные бумаги со стороны различных
категорий инвесторов и предусматривает
положительное сальдо заимствований на
внутреннем рынке, не приводящее к увеличению
процентных ставок. Незначительный рост
доходности по рублевым инструментам
может быть вызван внешними по отношению
к рынку государственного долга факторами:
колебание курса рубля к иностранным валютам,
изменение объемов валютных резервов,
корректировка цены на нефть, рост процентных
ставок на долговых рынках за рубежом
и т. д.
Умеренный объем
внутренних заимствований федерального
бюджета не вытесняет инвестиции,
необходимые для роста экономики.
В сфере внешних
заимствований основными
• отсутствие заимствований
на международных рынках капитала;
• завершение и
ускоренная реализация большинства
действующих
проектов с международными
финансовыми организациями с ограничением
принятия обязательств
по новым займам;
• полный отказ
от привлечения новых кредитов правительств
иностранных государств.
В результате, уже
в 2008 году объем внутреннего долга
превысит размер внешних обязательств,
а совокупный объем государственного
долга сократится с 9% ВВП на конец 2006 года
до 8,3% ВВП на конец 2007 года и 7,5% на конец
2009 года, при этом в уже в 2008 году объем
внутреннего долга превысит размер внешних
обязательств.
Заключение
В данной курсовой
работе была рассмотрена финансовая
политика России в современных условиях.
На основании
проделанной работы можно сделать
следующие выводы.
Финансовая политика
является составной частью экономической
политики государства. В ней конкретизируются
главные направления развития народного
хозяйства, определяется общий объем финансовых
ресурсов, их источники и направления
использования, разрабатывается механизм
регулирования и стимулирования финансовыми
методами социально-экономических процессов.
Иными же словами,
финансовая политика, представляющая
собой совокупность государственных
мероприятий по использованию финансовых
отношений для выполнения государством
своих функций, оказывает огромное
влияние на уровень и темпы
развития страны.
Характеристика
и анализ финансовой политики Российской
Федерации 2005 года показали, что наряду
с благоприятной