Финансовая политика россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы

1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5

1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8

1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15

2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Финансовая политика государства России в современных условиях.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Повышение прогнозируемых цен на нефть увеличивает величину дополнительных доходов экономики, не направляемых в стабилизационный фонд, и используемых для финансирования расходов бюджета. Результатом проводимой бюджетной политики, направленной на использование дополнительных доходов бюджета, поступающих в результате высоких цен на нефть, стало увеличение непроцентных расходов с 14,9% ВВП в 2004 году до 15,3% ВВП в 2005 году и 15,4% ВВП в 2006 году (по ожидаемой оценке). В 2007 году непроцентные расходы федерального бюджета составят 17% ВВП. 

В 2007-2009 гг. непроцентные расходы федерального бюджета увеличатся в реальном выражении на 8,4% в среднем  за год, в том числе в 2007 году - на 17,1%. 

Ускоренными темпами  растет денежное предложение, превышающее потребности экономики, что служит причиной роста цен. Это создает угрозу избыточного укрепления рубля либо выхода инфляции за установленные пределы. В этих условиях для обеспечения целевых ориентиров по инфляции Банк России, стерилизационные возможности которого ограничены необходимостью обеспечения целевых ориентиров по базовой инфляции, вынужден идти на дополнительное повышение курса рубля. Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности координации бюджетной и денежно-кредитной политики необходимы дополнительные механизмы, ограничивающие прирост непроцентных расходов федерального бюджета, в частности закрепление уровня расходов как долю к ВВП или установление фиксированного размера использования нефтегазовых доходов (нефтегазового трансферта) к ВВП. 

Важным шагом  к поддержанию макроэкономической стабильности должно стать создание фонда будущих поколений, аккумулирующего  доходы бюджета, связанные с использованием невозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой. Необходимо предусмотреть возможность инвестирования этих средств в проекты, обеспечивающие в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. Это позволило бы перейти к последовательному замещению в долгосрочной перспективе сокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования природных запасов инвестиционными доходами от размещения накопленных средств. 

3. Реализация  приоритетных национальных проектов, направленных на модернизацию  социальной сферы, в том числе  в сфере здравоохранения и  образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК. 

4. Обеспечение  энергетической безопасности и  модернизация энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий. 

Реализация комплекса  мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности  государственных расходов инвестиционного  характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2006 году до 2,7% ВВП в 2007 году в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства. 

Существенным  фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании. 

В результате реализации предлагаемых мер в бюджете на 2007 год доля бюджетных средств  в инвестициях в основной капитал  существенно возрастает с 17,8% в 2005 году до 20,3% в 2006 году и 20,6% в 2007 году. 

В соответствии с проектом федерального бюджета  на 2007 год доходы в 2007 году составят 6965,3 млрд. руб. или 22,3% ВВП; расходы – 5463,5 млрд. руб. или 17,5% ВВП и профицит – 1501,8 млрд. руб. или 4,8% ВВП. 

Прогнозируемый  объем доходов федерального бюджета  в 2007-2009 годах в реальном выражении (с учетом инфляции) практически останется неизменным. Средний реальный рост доходов составит 0,3% в год. Доходы федерального бюджета в 2006 году прогнозируются в размере 22,6% ВВП, в 2007 году – 22,3% ВВП, в 2008 году – 19,8% ВВП, в 2009 году –19,2%ВВП. 

Основными факторами столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, также прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл./ бар. в 2007 году до 48 долл. /бар. в 2009 году. 

Кроме того, в  ближайшие годы также будет происходить, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы, повышение  курса рубля – в 2007 году номинальный  курс рубля к доллару США увеличится на 1,1 процент. 

Наиболее значительно, как в реальном, так и в номинальном выражении, в ближайшие годы снижаются поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если в 2006 году удельный вес этих налогов в общей сумме, по оценкам, составит 49,8%, то к 2009 году он сократится до 30,8%. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 годы реальные темпы роста составят 17,9%. В результате, доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 году возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 годом). 

В ближайшие  годы необходимо скоординированное  совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а  также активизация диалога правительства  с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени. 
 

С 2007 года подлежат введению следующие налоговые меры по таким направлениям, как: 

1. Изменения  в области акцизного налогообложения  (изменение существующего порядка  уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%). 

2. Совершенствование  налогообложения при добыче нефти,  направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений. 

3. Увеличение  размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и т. д. 

Бюджетная политика в области расходов в 2007 году и  среднесрочной перспективе направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала. 

Непроцентные  расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличатся на 17,1% (несмотря на рост доходов в  реальном выражении всего лишь на 4,7%) и составят 17% ВВП, что на 1,6 процентный пункт ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2006 году. 

Непроцентные  расходы федерального бюджета возрастут  в 2007 году на 1110,4 млрд. рублей по сравнению  с ожидаемой оценкой 2006 года. Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства. Расходы на национальную экономику в 2007 году по сравнению с уточенной росписью на 2006 год возрастут на 172,7 млрд. рублей, на национальную оборону – 161,9 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 124,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются почти на 50%, на образование – на 33,4%, на здравоохранение – на 31,5%. 

В 2007–2008 годах будет продолжено финансирование приоритетных национальных проектов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов в 2007 году составляет с учетом гарантий – 239,8 млрд. рублей, без учета гарантий - 206,3 млрд. рублей, т. е. прирост по отношению к т. г. – 72,6 млрд. рублей или 54,3 процента. 

Объем средств  на финансирование национального проекта  «Образование » в 2007 году составит 48,9 млрд. рублей (увеличение по сравнению  с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье » – 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК » – 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное и комфортное жилье » (без учета гарантий) – 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей). 

Политика в  области государственного долга  Российской Федерации на 2007 год сформирована с учетом одобренной в апреле 2006 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2007-2009 годы, предусматривающей: 

• уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации  путем его замещения внутренними заимствованиями; 

• сохранение и  развитие национального рынка государственных  ценных бумаг; 

• использование  инструментов долговой политики, в  частности, государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны; 

• использование  инструментов долговой политики при  проведении 

денежно-кредитной  политики с целью осуществления  дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией. 

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007 году будет исходить из целей сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг. В этом отношении ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг. 

Программа внутренних заимствований на 2007 год разработана  с учетом возможного спроса на государственные  ценные бумаги со стороны различных  категорий инвесторов и предусматривает положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. Незначительный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван внешними по отношению к рынку государственного долга факторами: колебание курса рубля к иностранным валютам, изменение объемов валютных резервов, корректировка цены на нефть, рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом и т. д. 

Умеренный объем  внутренних заимствований федерального бюджета не вытесняет инвестиции, необходимые для роста экономики. 

В сфере внешних  заимствований основными принципами долговой политики в 2007 году являются: 

• отсутствие заимствований  на международных рынках капитала; 

• завершение и  ускоренная реализация большинства  действующих 

проектов с международными финансовыми организациями с ограничением 

принятия обязательств по новым займам; 

• полный отказ  от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств. 

В результате, уже  в 2008 году объем внутреннего долга  превысит размер внешних обязательств, а совокупный объем государственного долга сократится с 9% ВВП на конец 2006 года до 8,3% ВВП на конец 2007 года и 7,5% на конец 2009 года, при этом в уже в 2008 году объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств. 
 

Заключение 

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях. 

На основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы. 

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. 

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы  развития страны. 

Характеристика  и анализ финансовой политики Российской Федерации 2005 года показали, что наряду с благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, проводимая финансовая политика в целом оказала положительное  влияние на социально-экономическое развитие России – темп экономического роста по итогам 2005 года составил 6,4% (выше первоначального прогноза Минэкономразвития - 5.9%), индекс промышленного производства превысил 104 %, номинальные и реальные доходы населения увеличились на 23, 6% и 9,7 % соответственно. 

Информация о работе Финансовая политика россии