Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:31, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49
В составе финансовой
политики, как правило, выделяют как относительно
самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную
политики.
Бюджетная политика
Российской Федерации основывается
на Бюджетном кодексе, других законодательных
актах, определяющих форму бюджетного
устройства страны и регламентирующих
весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная
политика выражается в определении источников
формирования доходов государственного
бюджета, в структуре расходной части
бюджета, в распределении расходов между
бюджетами разных уровней, в определении
источников и способов покрытия бюджетного
дефицита, форм и методов управления государственным
долгом. От характера решения этих вопросов
зависит социально-экономическая направленность
бюджетной политики, тип построения модели
бюджетного федерализма в государствах
с федеративным устройством.
В свою очередь,
в составе бюджетной политики
приобретают относительную
Налоговая политика
направлена на формирование налоговой
системы, определяет выбор состава налогов,
размера налоговых ставок, льгот и санкций
по каждому виду налогов. Она решает следующие
задачи: фискальные (мобилизация денежных
средств в бюджеты всех уровней); экономические
или регулирующие (стимулирование или
ограничение развития сфер экономики,
деловой активности внутри страны); контролирующие
(организация контроля при помощи систем
и методов налогообложения за деятельностью
хозяйствующих субъектов и граждан). Главной
целью налоговой политики является обеспечение
бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
Таможенная политика
представляет собой специфическую
область налоговой и ценовой
политики со своими специфическими формами
и методами влияния на экономику
государства в зависимости от конкретных
экономических целей при взаимодействии
с другими государствами. Государство,
используя определенный арсенал инструментов
таможенной политики, может ограничивать
или расширять доступ на внутренний рынок
импорт товаров и услуг и сдерживать или
поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
Инвестиционная
политика связана с созданием
условий для привлечения
Политика управления
государственным кредитом связана
с обеспечением деятельности государства
в качестве заемщика, кредитора и
гаранта. Это совокупность действий
государства, связанных с обслуживанием
и погашением государственного долга,
выпуском и размещением новых займов,
поддержанием вторичного рынка долговых
обязательств, регулированием рынка государственного
кредита. В России регулируют и осуществляют
эту деятельность Министерство финансов
РФ и Центральный банк РФ, которые определяют
общий объем бюджетного дефицита, объем
и характер займов, необходимых для его
финансирования.
Кредитно-денежная
политика представляет собой часть
социально-экономической политики, направленной
на борьбу с инфляцией, безработицей и
обеспечением стабильных темпов экономического
развития.
В свою очередь,
в составе кредитно-денежной политики
приобретают относительную
Денежная политика
направлена на обеспечение устойчивости
денежного обращения (через управление
эмиссией), регулирование инфляции,
стабилизацию национальной валюты.
Кредитная политика
направлена на обеспечение своевременности
и бесперебойности расчетов в народном
хозяйстве и в различных звеньях финансовой
системы (через регламентацию и регулирование
деятельности банковской системы).
Ценовая политика
- регулирование и корректировка
цен и тарифов на товары (работы
и услуги) предпринимательских структур
– монополистов; формирование и утверждение
цен на использование или реализацию естественных
ресурсов страны – недр, земли, водных,
лесных и других ресурсов.
Финансовая политика
на рынке ценных бумаг – управление
деятельностью финансового рынка (через
регламентацию, эмиссию и размещение государственных
и корпоративных ценных бумаг и регулирование
их оборота (курсы покупки и продажи); через
упреждающее повышение или понижение
Центральным банком ставок рефинансирования,
что влияет на уровень доходности на рынке
ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности
при репатриации капиталов нерезидентов).
Все большее
значение приобретает международная
финансовая политика. В ее основе лежит
управление валютно-финансовыми и
кредитными отношениями в сфере международных
отношений, связанных как с международным
разделением труда, с формированием и
погашением государственного долга, так
и с участием в деятельности международных
организаций, в том числе, и в международных
финансовых организациях.
1.3 Типы финансовой
политики
1. Классическая.
Такая финансовая
политика была основана на трудах классиков
политэкономии А. Смита и Д. Рикарда,
и их последователей. Основное ее направление
– невмешательство государства
в экономику, достижение полной свободы
рыночных отношений, использование рыночного
механизма как главного регулятора хозяйственных
процессов. Следствием этого было ограничение
государственных расходов и исполнение
равновесного бюджета. Система налогообложения
должна была создать необходимое поступление
средств для обеспечения сбалансированного
бюджета.
2. Регулирующая.
В основу этого
типа финансовой политики положена экономическая
теория Дж. М. Кейнса, которая исходит
из того, что государство должно
вмешиваться в развитие экономики
с помощью определенных финансовых инструментов
(государственные расходы). Финансовая
политика наряду с ее традиционными задачами
стала преследовать цель использовать
финансовый механизм для регулирования
экономики и социальных отношений в целях
обеспечения полной занятости населения.
Система налогов в условиях регулирующей
финансовой политики изменилась. Главным
механизмом регулирования становится
подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки. Большое внимание в финансовом
механизме уделяется системе государственного
кредита, на основе которого проводится
политика дефицитного финансирования.
Рынок ссудных капиталов становится вторым
по значению источником доходов бюджета,
а дефицит бюджета используется для регулирования
экономики. Изменяется система управления
финансами: вместо единого органа управления
возникает несколько самостоятельных
специализированных органов.
3.Неокласическая.
Концепция этого
типа финансовой политики не отказывалась
от регулирующей роли государства, но
ограничивала степень его вмешательства
в экономику и социальную сферу. В действительности
степень вмешательства государства не
уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к.
это вмешательство осуществлялось теперь
не только непосредственно через доходы
или расходы государственного бюджета,
и через регулирование денежного обращения,
валютного курса, рынка ссудных капиталов
и ценных бумаг. Финансовый механизм в
этих условиях исходит из необходимости
сокращения объема перераспределения
национального дохода через финансовую
систему, снижения бюджетного дефицита,
стимулирования роста сбережений как
источника производственного инвестирования.
Ставится задача сокращения налогов и
уменьшения степени их прогрессивности
обложения.
4.Планово-директивная.
Планово-директивная
финансовая политика применяется в странах,
использующих административно-командную
систему управления экономикой. Основанная
на государственной собственности на
средства производства, плановая система
управления позволяет осуществлять прямое
директивное руководство всеми сферами
экономики и социальной жизни, в том числе
и финансами. Цель финансовой политики
в этих условиях – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у государства
для последующего перераспределения в
соответствии с основными направлениями
государственного плана. Основной задачей
финансового механизма было создание
инструментов, при помощи которых производиться
изъятие всех неиспользуемых в соответствии
с государственным планом финансовых
ресурсов. Расходы бюджетов определялись
исходя из приоритетов, устанавливаемых
государственным планом. Управление финансами
осуществлялось из единого центра – Министерства
финансов, которое занималось всеми вопросами
использования финансового механизма
в народном хозяйстве. Государство полностью
финансировало из бюджета потребности
экономики и социальной сферы, непосредственно
и монопольно регламентировало ценообразование,
денежное обращение, систему расчетов
и кредитные отношения. Таким образом,
государство непосредственно руководило
всеми сферами общественной деятельности
при помощи государственных планов экономического
и социального развития.
Глава 2. Характеристика
и анализ финансовой политики России
2005 года
2.1 Задачи и
направления финансовой
Финансовая политика
состоит из таких этапов, как:
• определение
целей и задач финансовой политики;
• разработка направлений
и ориентиров финансовой политики;
• реализация конкретных
действий для достижения намеченных
целей и задач.
В разработке государственной
финансовой политики в России участвуют
все ветви государственной власти. В то
же время в силу особенностей конституционного
строя приоритет в ее разработке принадлежит
Президенту РФ, который в ежегодных посланиях
Федеральному собранию определяет основные
направления финансовой политики на текущий
год и на перспективу.
Основные направления
бюджетной и налоговой политики
на 2005 год были сформированы в соответствии
с Бюджетным посланием
Согласно Бюджетному
посланию Президента Российской Федерации
основными задачами бюджетной политики
на 2005 год и среднесрочную
1. Создание условий
для обеспечения общей макроэкономической
сбалансированности. Основные параметры
бюджета должны обеспечивать:
• гарантированное
исполнение заложенных в бюджет обязательств;
• связывание избыточной
денежной ликвидности;
• последовательное
сокращение расходов на обслуживание
государственного долга с учетом приходящегося
на 2005 год значительного объема платежей
по внешнему долгу.
2. Использование
средств Стабилизационного
3. Реформирование
бюджетной классификации (
4. Повышение
роли перспективного
5. Четкое определение
показателей результативности
6. Ориентация
федеральных целевых программ
на решение крупных и
7. Создание новой
нормативной базы и