Финансовая политика россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:31, курсовая работа

Описание работы

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы

1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5

1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8

1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года

2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15

2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21

2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35

Заключение……………………………………………………………………….46

Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Финансовая политика государства России в современных условиях.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Основные задачи и направления налоговой политики на 2005 год определялись исходя из главной  цели – цели завершения налоговой  реформы. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году» налоговая система по окончании реформирования должна была обеспечить финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Для достижения главной цели необходимо было решить ряд задач, сформулированных в бюджетном послании: 

1. Снизить эффективную  ставку единого социального налога, скорректировать механизм применения  регрессии, в том числе снять неоправданные ограничения на доступ к применению регрессии налогоплательщикам. 

2. Дополнить  Налоговый кодекс РФ главой  о водном налоге, предусмотрев  сокращение льгот и количества  объектов налогообложения. 

3. Определить  оптимальные (экономически обоснованные и необременительные для граждан и юридических лиц) размеры государственной пошлины и перечнем юридически значимых действий, при которых она взимается. 

4. Усовершенствовать  порядок взимания налога на  добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений. С 2006 года целесообразно снизить ставку этого налога. 

Основные направления  денежно-кредитной политики на 2005 год  определяли три варианта развития экономики в 2005 г. 

Первый сценарий предполагал существенное ухудшение  ценовой конъюнктуры на товары российского  экспорта, то есть снижение цен на нефть  марки “Urals” до 22,5 долл./бар. При  этом прогнозировалось сокращение положительного внешнеторгового сальдо по товарам и услугам более чем на 40%, снижение экспортных доходов, и. как следствие, ограничение инвестиционных возможностей российских предприятий. Замедление роста инвестиций в основной капитал, а также снижение возможностей для роста реальных располагаемых денежных доходов населения должно было привести к росту ВВП всего на 4,8%. 

Второй сценарий предполагал установление цены на российскую нефть около отметки в 26 долл./бар., и, как следствие: 

- неизменный  уровень объема экспорта ($180 млрд.); 

- рост импорта,  и как следствие, сокращение  сальдо внешней торговли товарами  и услугами примерно на 1/4 по  сравнению с 2004 г.; 

- увеличение  чистого оттока частного капитала  относительно первого варианта  на $1 млрд. (до $6,5 млрд.); 

- рост золотовалютных  резервов на $14,5 млрд.; 

- прирост ВВП  - 6%. 

В рамках третьего сценария предполагалось, что среднегодовая  цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар. (данная цена принималась  за основу при расчете доходов  федерального бюджета и поступлений в Стабилизационный фонд РФ); сальдо баланса товаров и услуг составит $43,9 млрд.; отток частного капитала достигнет $7 млрд., а золотовалютные резервы увеличатся на $17,9 млрд. Активный рост инвестиций в основной капитал и реальных располагаемых денежных доходов населения, согласно данному варианту развития экономики, будут способствовать росту ВВП, который оценивается на уровне 6,3%. 

В качестве целевого ориентира по инфляции выбран интервал 7,5-8,5%, при этом для базовой инфляции он составлял 7-8%. Прирост реального эффективного обменного курса рубля не должен был превысить в 2005 году 8%. Кроме того, в области политики валютного курса устанавливалась перспективная задача Банка России – создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Предполагалось, что это позволит в будущем перейти к полноценному инфляционному таргетированию (установлению целевых ориентиров денежной системы, регулированию прироста денежной массы), прежде всего, путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики. К тому же, исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса предполагалось использовать стоимость корзины доллар-евро. 

Основные задачи и направления инвестиционной политики 

на 2005 год 

Одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики 2005 года в рамках системы бюджетного планирования стала Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая отразила цели и приоритетные направления социально-экономического развития страны, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2005 году", Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. 

Эффективное использование  государственных капитальных вложений, включая рациональное расходование бюджетных ассигнований и концентрация государственных капитальных вложений на приоритетных направлениях государственного инвестирования, были призваны способствовать последовательной реализации задач по достижению устойчиво высоких темпов экономического роста, повышению конкурентоспособности национальной экономики, диверсификации ее структуры и обеспечению ускоренного инновационного развития. 

Основными приоритетными  направлениями формирования ФАИП на 2005 и на период до 2007 г. стали: 

- модернизация  и развитие стратегически важных  для страны объектов производственной  инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной); 

- модернизация  коммунальной инфраструктуры на  основе современных энергосберегающих  технологий для улучшения качества  предоставляемых услуг, снижения  издержек, стимулирования привлечения  внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы; 

- инвестирование  в объекты социальной инфраструктуры  федерального значения, в том  числе в науку, образование  и здравоохранение, реконструкцию  объектов культуры, имеющих мировое  и общероссийское значение; 

- адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации; 

- формирование  и развитие технологической базы  секторов "новой экономики", в  первую очередь науки, что должно  обеспечить формирование системы  поддержки инновационной деятельности  в России, инновационное наполнение  экономического роста всех секторов экономики; 

- осуществление  природоохранных мероприятий и  создание условий безопасной  жизнедеятельности; 

- инвестирование  в инфраструктуру судебной системы  в целях обеспечения условий  ее полной самостоятельности  и независимости. 

Таким образом, последовательная реализация приоритетов  государственного инвестирования была направлена на создание материальной основы повышения уровня жизни, образовательного, научно-технического, культурного уровня российских граждан, ускорения структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности. 

2.2 Итоги финансовой  политики 2005 года 

Итоги бюджетной  и налоговой политики 2005 года 

Задачи и ориентиры  бюджетной и налоговой политики, обнародованные в Бюджетном послании Президента Российской РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2005 году», нашли первоочередное отражение в утвержденном проекте федерального бюджета на 2005 год. При формировании его параметров были учтены такие изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, как: 

1. Передача 1,5% ставки  налога на прибыль на федеральный  уровень (увеличение ставки налога  на прибыль, зачисляемого в  федеральный бюджет, с 5% до 6,5%), 

2. Снижение эффективной  ставки единого социального налога  с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения; 

3. Введение с  1 января 2005 года порядка взимания  НДС по принципу «страна назначения»  по углеводородам, экспортируемым  на территории государств-участников  СНГ, а также освобождение от  обложения НДС товаров, экспортируемых  в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия; 

4. Снижение в  среднем на 32% размера ставок вывозных  таможенных пошлин по всем  группам, за исключением топливно-энергетической  группы; 

5. Увеличение  ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием сверхприбыли при высоких мировых ценах на нефть) и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров; 

6. Введение главы  «Государственная пошлина» Налогового  кодекса Российской Федерации  и произведенная в этой связи  отмена налога на операции  с ценными бумагами, а также  сбора за право пользования  наименования «Россия», «Российская Федерация». 

Следует отметить, что группировка доходов и  расходов федерального бюджета на 2005 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась  функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как: 

- сокращение  количества разделов и подразделов  функциональной классификации; 

- отражение расходов  на управление и прикладные  научные исследования в соответствующих  сферах деятельности в составе  разделов и подразделов функциональной классификации. 

В основу расчетов доходов федерального бюджета на 2005 год и поступлений в Стабилизационный фонд РФ, как было уже отмечено, лег  третий сценарий социально-экономического развития страны, которым предполагалось, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар. 

Согласно первоначально  утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов  был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2004 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение). 

В целом же за 2005 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило: 

- по объему  поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи  поступлений доходов на 2005 год и почти 154% к первоначально принятому объему; 

- по финансированию  – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной  годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета  выбытия финансовых активов); 

- по кассовому  исполнению расходов – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов; 

- профициту (кассовому  профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей. 

Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные  перечисления, составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год. 

Таблица 1. Структура  доходов федерального бюджета в  январе-ноябре 2003-2005 гг. 

(в % к общей  сумме доходов) 

2003 2004 2005 

Налог на прибыль 6.6 6.0 7.5 

НДС 34.3 31.4 29.4 

НДПИ 9.6 12.5 16.8 

Акцизы 9.9 3.6 2.2 

Таможенные пошлины 17.6 24.7 30.7 

Неналоговые доходы 6.9 6.5 3.4 

ЕСН 13.7 12.6 5.1 

Прочие доходы 1.5 2.4 4.7 

Информация о работе Финансовая политика россии