Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:31, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49
Инвестиции в
основной капитал увеличились в
2005 году к предыдущему году на 10.5%
против 10.9% в 2004 году. Поддержать достаточно
высокий темп роста инвестиций удалось
за счет увеличения экспортных доходов,
а также ускорения роста государственных
инвестиций.
Индекс промышленного
производства за 2005 год составил 104%
против 104.4% по первоначальному прогнозу
Минэкономразвития и 108.3% в 2004 году.
Замедление динамики было обусловлено:
низкими темпами роста добычи топливно-энергетических
ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против
109.0% за 2004 год, из-за исчерпания возможностей
роста добычи на старых месторождениях,
повышения налоговой нагрузки, увеличения
транспортных тарифов и снижения привлекательности
экспорта нефти железнодорожным и речным
транспортом); неустойчивой динамикой
обрабатывающих производств, вызванной
серьезным давлением со стороны импорта.
Был снижен выпуск легковых автомобилей
(на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок
на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных
(на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов
(на 1.3%), электродвигателей переменного
тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на
11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%),
целого ряда позиций в текстильном, швейном
и обувном производстве и другой продукции.
В сфере оплаты
труда в 2005 году была сохранена тенденция
роста номинальной и реальной
начисленной заработной платы, характерная
для последних лет: по предварительным
данным Росстата номинальная начисленная
среднемесячная заработная плата в среднем
за год составила 8530 рублей и увеличилась
по сравнению с 2004 годом на 23,6 процента.
Реальная заработная плата в 2005 году по
сравнению с 2004 годом составила 109.7 процента.
В связи с некоторым замедлением в прошедшем
году темпов развития экономики (ВВП, промышленного
производства) данный показатель сложился
несколько ниже роста реальной заработной
платы в 2004 году, который составил 110.6 процента.
Если рассматривать
финансовую политику 2005 года в разрезе
составляющих ее элементов и в соответствии
с их целями и задачами, то среди итогов
2005 года можно выделить как положительные,
так и отрицательные стороны ее проведения.
Для начала отметим
те результаты реализации финансовой
политики, которые свидетельствуют о достижении
ранее поставленных и обнародованных
в Послании Президента РФ Федеральному
Собранию РФ целей и задач.
Важнейшим результатом
проводимой налоговой реформы 2005 года
стало заметное снижение налоговой
нагрузки на экономику, в частности,
за счет принятия законодательного решения
о снижении максимальной налоговой ставки
для большинства налогоплательщиков по
ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось
очередным шагом, направленным на улучшение
финансового положения предприятий. Благодаря
этому в 2005 г. более 280 млрд. руб. осталось
в их распоряжении, которые пошли на инвестиции,
пополнение оборотных средств и повышение
заработной платы.
В соответствии
с целями и задачами бюджетной
и налоговой политики на 2005 год
Налоговый кодекс Российской Федерации
был дополнен главами о водном и земельном
налогах, государственной пошлине; бюджеты
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации на 2005 год были сформированы
с применением новой бюджетной классификации,
обеспечивающей большую свободу маневра
для органов государственной власти и
органов местного самоуправления в процессе
исполнения бюджетов.
Одним из значимых
положительных результатов
Вместе с тем,
несмотря на положительные вышеуказанные
итоги финансовой политики, многие
задачи на 2005 год остались нерешенными
Так, например, темп
инфляции за 2005 год составил 10.9%, что
оказалось выше первоначально установленного
целевого уровня (8.5%). Данное превышение
было обусловлено как объективными причинами
(опережающим ростом спроса на товары
и услуги по сравнению с ростом их предложения;
избыточным ростом денежного предложения
(обусловленным высокими мировыми ценами
на нефть), превышающим спрос на деньги,
несмотря на стерилизацию значительной
части сверхдоходов от экспорта в Стабилизационном
фонде; резким повышением тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства в начале
года), так и ограниченным набором инструментов
воздействия на инфляцию, среди которых
были всего два - инструмент курсовой политики
и инструмент процентной политики.
В 2005 году была проведена
реформа системы социальной поддержки
отдельных категорий граждан, в
результате чего значительная часть натуральных
льгот трансформировалась в денежную
форму. При этом объемы бюджетного финансирования
системы социальной поддержки населения
были резко увеличены.
Однако последствия
принимаемых решений по монетизации
льгот и механизмы их реализации
оказались не до конца проработанными.
Первоначальная оценка бюджетных затрат
на проведение реформы системы социальной
поддержки населения была неоправданно
занижена. Из-за этого пришлось многое
менять на ходу, спешно искать выходы из
создавшегося положения. Возникла потребность
в существенной корректировке расходной
части федерального бюджета на 2005 год.
Итак, подводя
итоги, касающиеся эффективности финансовой
политики 2005 года, следует акцентировать
внимание на том, что значительную роль
в социально-экономическом развитии
России сыграл внешнеэкономический фактор.
По оценке Минэкономразвития, он обусловил
около половины роста ВВП, в том числе
фактор высоких цен на нефть – примерно
одну треть. И если бы ситуация на мировых
рынках нефти и газа резко ухудшилась,
то, возможно, никакие финансовые рычаги
не смогли бы оказать должного влияния
на укрепление финансов государства и
сохранение высоких темпов развития страны
в целом.
Глава 3. Финансовая
политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)
Главными целями
финансовой политики на 2007 год и среднесрочную
перспективу (2007-2009 гг.) стали: повышение
качества жизни населения, обеспечение
безопасности и правопорядка, развитие
институтов гражданского общества и повышение
конкурентоспособности экономики.
Основными целями
бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной
перспективе являются:
1) Создание условий
для обеспечения
2) Продолжение
политики аккумулирования
3) Повышение
результативности бюджетных
4) Усиление роли
среднесрочного финансового
5) Дальнейшее
расширение самостоятельности
6) Повышение
качества «человеческого
7) Обеспечение
прозрачности и эффективности
закупок для государственных
и муниципальных нужд. Расширение практики
проведения совместных торгов государственными
и муниципальными заказчиками.
8) Совершенствование
управления государственной
8) Эффективное
участие России в инициативах
мирового сообщества по
9) Реорганизация
и увеличение капитализации
Проект федерального
бюджета на 2007 год и перспективного
финансового плана Российской Федерации
на 2007–2009 годы рассчитывался на основе
прогноза основных показателей социально
- экономического развития Российской
Федерации и параметров прогноза
на период до 2009 года, предполагающих сохранение
относительно благоприятных внешних условий
и активизацию внутренних факторов роста
экономики.
Расчеты бюджетных
проектировок на 2007 год осуществлены
с учетом ожидаемого снижения цен
на нефть с 65 долл./бар. в т. г. до 61 долл.
/бар. в следующем году. Стабильная макроэкономическая
ситуация, ослабление беремени государственного
долга, высокий уровень золотовалютных
резервов будут способствовать сохранению
благоприятного инвестиционного климата.
Инвестиции в основной капитал увеличатся
на 10,4%. Высокими тепами в среднесрочной
перспективе будут продолжать расти доходы
населения – в 2007 году они в реальном выражении
увеличатся на 10,2 процента. Это будет способствовать
сокращению уровня бедности в стране.
Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного
минимума к общей численности населения
сократится с 18,4% в 2005 году до 14,3% в 2007 году
и 11,6% в 2009 году.
Темпы прироста
экспорта товаров и услуг будут
отставать от темпов роста импорта,
в результате чего положительное сальдо
по счету текущих операций сократится
примерно на четверть – со 111,2 млрд. долл.
в 2006 году до 83,3 млрд.долл. в 2007 году. Вместе
с тем, произойдет усиление счета операций
с капиталом и финансовыми инструментами
– в 2007 году впервые за последние восемь
лет будет зафиксировано столь значительное
положительное сальдо притока и оттока
частного и официального капитала – 9,1
млрд. долл. (в 2003 году сальдо по счету операций
с капиталом и финансовыми инструментами
составляло 0,7 млрд. долл.).
Основным фактором
экономического роста в 2007 году будет
увеличение потребительского и инвестиционного
спроса, однако расширение внутреннего
спроса будет происходить более
низкими темпами, чем в текущем
году. В результате темпы роста
ВВП прогнозируются со снижением - 6%
в 2007 году против 6,6% в 2006 году. Федеральный
бюджет на 2007 год и среднесрочную перспективу
обеспечивает создание предпосылок для
увеличения инвестиций в российскую экономику,
создания условий для ее устойчивого роста
и повышения конкурентоспособности. Для
этого будут решены следующие задачи:
1. Стимулирование
инструментами налоговой
Самый высокий
уровень налогового бремени в настоящее
время имеет место в секторе добычи полезных
ископаемых (оп итогам 2005 года - 51,6%). Минимальный
уровень налоговой нагрузки в сельском
хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%).
В обрабатывающих производствах уровеньналоговой
нагрузки в 2005 г. составил 19,1%. Тем самым
сокращается разрыв в инвестиционной
привлекательности сырьевого и перерабатывающего
сектора, что является необходимым условием
для прогресса в диверсификации экономики
и ухода от «голландской болезни».
2. Достижение стабильно
низкого уровня инфляции.
Устойчивость
национальной валюты является тем условием,
при котором экономика работает
эффективно и бесперебойно. Низкая
инфляция создает благоприятные
условия для накопления и инвестирования
средств в результате сокращения
риска потери покупательной способности
денег; укрепляются и получают возможность
эффективно функционировать кредитные
и финансовые рынки. Сохранение на протяжении
последних лет высоких темпов инфляции
формирует высокие инфляционные ожидания,
которые носят инерционный характер и
превышение инфляцией установленных ориентиров
приводит к автоматическому росту ожидаемой
инфляции, сохранению высокой склонности
к потреблению.
Инфляция отражает
усредненную оценку индекса потребительских
цен исходя из структуры расходов различных
доходных групп населения. Средний рост
потребительских цен за 2001-2005 гг. составил
13,4%. Основным фактором высокой инфляции
является ускоренный рост денежного предложения,
опережающий рост спроса на деньги. Экономика
и, денежно-кредитная сфера прежде всего,
по-прежнему в значительной степени зависят
от динамики цен на нефть. С августа 2005
по август 2006 года по мере пересмотра прогноза
цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной
и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой
цене на нефть в 2007 году в размере 35 долл.
/бар. (дата прогноза - август 2005 года) индекс
потребительских цен прогнозировался
в размере 6-7,5%, среднегодовой курс рубля
к доллару США - 28,6 руб./долл. США, повышение
реального эффективного курса рубля –
3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть
61 долл. США (дата прогноза – август 2006
года) индекс потребительских цен прогнозируется
в размере 6,5-8%, среднегодовой курс рубля
к доллару США - 26,5 руб./долл. США, повышение
реального эффективного курса рубля –
4,8%.