Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51

Работа содержит 1 файл

курсовая .фин политика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

С 2007 года подлежат введению следующие налоговые меры по таким направлениям, как:

1. Изменения  в области акцизного налогообложения  (изменение существующего порядка  уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

2. Совершенствование  налогообложения при добыче нефти,  направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений.

3. Увеличение  размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющихся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и т. д.

Бюджетная политика в области расходов в 2009 году и среднесрочной перспективе направлена на повышение эффективности государственного управления, рост качества и условий предоставления государственных услуг, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала.

Непроцентные  расходы федерального бюджета в 2009 году в реальном выражении увеличатся на 17,1% (несмотря на рост доходов в  реальном выражении всего лишь на 4,7%) и составят 17% ВВП, что на 1,6 процентный пункт ВВП выше, чем по ожидаемой оценке в 2008 году.

Непроцентные  расходы федерального бюджета возрастут  в 2009 году на 1110,4 млрд. рублей по сравнению  с ожидаемой оценкой 2008 года. Значительная часть прироста государственных непроцентных расходов направлена на повышение жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных государственных служащих военнослужащих и приравненных с ним лиц, а также на повышение уровня жизни пенсионеров и других граждан, в отношении которых на федеральном уровне существуют финансовые обязательства. Расходы на национальную экономику в 2009 году по сравнению с уточенной росписью на 2008 год возрастут на 172,7 млрд. рублей, на национальную оборону – 161,9 млрд. рублей, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 124,6 млрд. рублей. При этом расходы на национальную экономику увеличиваются почти на 50%, на образование – на 33,4%, на здравоохранение – на 31,5%.

В 2009–2011 годах  будет продолжено финансирование приоритетных национальных проектов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов в 2009 году составляет с учетом гарантий – 239,8 млрд. рублей, без учета гарантий - 206,3 млрд. рублей, т. е. прирост по отношению к т. г. – 72,6 млрд. рублей или 54,3 процента.

Объем средств  на финансирование национального проекта  «Образование » в 2009 году составит 48,9 млрд. рублей (увеличение по сравнению  с т. г. на 19,6 млрд. рублей), «Здоровье  » – 107,7 млрд. рублей (45,1 млрд. рублей), «АПК » – 23,4 млрд. рублей (1,5 млрд. рублей), «Доступное и комфортное жилье » (без учета гарантий) – 26,3 млрд. рублей (6,4 млрд. рублей).

Политика  в области государственного долга  Российской Федерации на 2009 год сформирована с учетом одобренной в апреле 2008 года Правительством Российской Федерации Долговой стратегии на 2009-2011 годы, предусматривающей:

уменьшение  абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем его замещения  внутренними заимствованиями;

сохранение  и развитие национального рынка  государственных ценных бумаг;

использование инструментов долговой политики, в  частности, государственных гарантий, для ускорения темпов социально-экономического развития страны;

использование инструментов долговой политики при проведении

денежно-кредитной  политики с целью осуществления  дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

В области внутренних заимствований проведение долговой политики в 2007 году будет исходить из целей сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг. В этом отношении ключевыми задачами станут повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах и сохранение оптимальной доходности на рынке государственных ценных бумаг.

Программа внутренних заимствований на 2009 год разработана  с учетом возможного спроса на государственные  ценные бумаги со стороны различных  категорий инвесторов и предусматривает  положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. Незначительный рост доходности по рублевым инструментам может быть вызван внешними по отношению к рынку государственного долга факторами: колебание курса рубля к иностранным валютам, изменение объемов валютных резервов, корректировка цены на нефть, рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом и т. д.

Умеренный объем  внутренних заимствований федерального бюджета не вытесняет инвестиции, необходимые для роста экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях.

На основании  проделанной работы можно сделать  следующие выводы.

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Характеристика  и анализ финансовой политики Российской Федерации 2010 года показали, что наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, проводимая финансовая политика в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие России – темп экономического роста по итогам  2009 года составил 6,4% (выше первоначального прогноза Минэкономразвития - 5.9%), индекс промышленного производства превысил 104 %, номинальные и реальные доходы населения увеличились на 23, 6% и 9,7 % соответственно.

Если рассматривать  финансовую политику 2009 года в разрезе  составляющих ее элементов и в  соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2010 были как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.

Важнейшим результатом  проводимой налоговой реформы 2009 года стало заметное снижение налоговой  нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2009 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы.

Другим не менее  значимым результатом финансовой политики 2009 года стало существенное укрепление финансового состояния государства. Доходы федерального бюджета превысили  запланированный уровень: их объем за 2009 год, по предварительным данным Минфина, составил 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета (по федеральному бюджету на кассовой основе - 7.5% ВВП) обеспечил стерилизацию большей части избыточного денежного предложения. В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57.7 млрд. долл. (против прогнозируемых 17,9 млрд. долл.) и достигли на начало 2010  года  182.24 млрд. долл. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (3137 млрд. руб. на начало 2010 года) позволило произвести значительные выплаты по внешнему государственному долгу, в том числе досрочному

Вместе с  тем, несмотря на положительные вышеуказанные итоги финансовой политики, темп инфляции за 2009 год составил 6.9%, что оказалось выше первоначально установленного целевого уровня (4.5%). Данное превышение было обусловлено как объективными причинами (опережающим ростом спроса на товары и услуги по сравнению с ростом их предложения; избыточным ростом денежного предложения (обусловленным высокими мировыми ценами на нефть), превышающим спрос на деньги; резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года), так и ограниченным набором инструментов воздействия на инфляцию, среди которых были всего два - инструмент курсовой политики и инструмент процентной политики.

Итак, подводя  итоги, касающиеся эффективности финансовой политики 2009 года, следует акцентировать внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии России сыграл внешнеэкономический фактор. По оценке Минэкономразвития, он обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на нефть – примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках нефти и газа резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития страны в целом.

 

              Список использованной литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете РФ на 2005 год» № 173-ФЗ от 23.12.2008 г.;
  4. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений от 22.12.2009 № 176-ФЗ;
  5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 20.05.2009 г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ»;
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2009г. «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ»;
  7. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2009 году» от 12.06.2008 г.;
  8. Бюджетное послание Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2011 году» от 30.05.2010 г.;
  9. Минэкономразвития РФ. Об итогах социально-экономического развития РФ за 2009 год и задачах экономической политики Правительства РФ на 2011 год.. – Москва, 2011.;
  10. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.;
  11. Финансы: Учебник для вузов / под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Б. М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2007;
  12. Шаталов С. Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. – 2008. - №7 с. 3-10;
  13. http://www.minfin.ru;
  14. http://www.finansy.ru.

1 Министерство финансов. 1802-1902 гг. Часть II. СПб., с. 315.


Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях