Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51
· 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
· 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
· 123,8 млрд. рублей
(эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на
погашение долга перед
· 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.
Итоги кредитно-денежной политики 2005 года
За 2010 год инфляция на потребительском рынке составила 10.9% против 11.7% в прошлом году.
Почти до середины года цены повышались темпами, опережающими прошлогодние показатели. В итоге за январь-май 2010 г. прирост цен (7.3%) был почти в 1.4 раза выше аналогичного показателя за 2009 год (5.3 процента).
Прирост потребительских цен без учета товаров и услуг необязательного пользования за этот период (8.5%) был еще выше, чем годом ранее (5.7%). Это свидетельствует о более высоком росте спроса на товары (услуги) первой необходимости вследствие роста платежеспособного спроса наименее обеспеченных слоев населения в связи со значительным повышением их денежных доходов (из-за монетизации ряда льгот, повышения пенсий, увеличения выплат бюджетникам и др.).
На опережающих темпах инфляции также сказался повышенный рост административных тарифов в начале года, вдвое превышавший аналогичные прошлогодние показатели, связанный с принятием решения о переходе населения на 100% оплату услуг ЖКХ; сокращением дотаций из федерального бюджета; более значительным, чем в 2009 году, повышением регулируемых цен на отпускаемые для населения энергоносители естественными монополиями (оптовые цены газ с 1 января были увеличены на 25.1%, предельный размер повышения тарифов на электроэнергию был повышен также до 25%) с целью сокращения перекрестного субсидирования последних.
Правительство и Банк России принимали меры по снижению темпов инфляции. В I полугодии 2010 г. денежная политика была достаточно жесткой, поддерживался стабильным номинальный курс рубля. В целях увеличения предложения продовольственных товаров в мае был смягчен режим импорта говядины. Пристальное внимание уделялось росту регулируемых тарифов (намеченное вторичное повышение цен на газ для населения в апреле практически не было введено, тарифы в электроэнергетике для населения росли более медленными темпами, чем установленный предел их повышения).
В итоге с июня 2010 г. темпы инфляции замедлились. Во II полугодии 2010 г. темпы роста цен были почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (2.7% против 5.3 процента).
На замедлении темпов инфляции во второй половине 2010 года сказались также такие факторы, как значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период и осенью благодаря хорошему урожаю 2010 года; значительный рост импорта мясных (на 23-33%) и других продовольственных товаров; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2010 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов.
В августе 2010 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в августе 2008 г.), в том числе за счет более значительного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году.
В условиях высокой
внешнеэкономической
Итоги инвестиционной политики 2010 года
По итогам 2010 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился относительно 2010 года на 10.5%, что несколько меньше чем в 2010 году – 10.9 процента.
Баланс собственных и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).
В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных средств (на 1.8%), в том числе средств федерального бюджета (на 1.1%) и средств бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).
В 2010 году успешно реализовывалась Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), являющаяся одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования.
По данным Росстата, уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд по итогам за 2010 год составил 153721.7 млн. рублей, или 97% годового лимита. При этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время уровень финансирования 57 строек составил менее 50%, а по 351 стройке финансирование не осуществлялось.
По стройкам
и объектам для федеральных
Объем освоенных бюджетных средств за 2010 год в рамках основных комплексов составил: в производственном комплексе – 92764.8 млн. рублей, или 90% от годового лимита, в специальном комплексе – 5051.6 млн. рублей (73%) и в социальном комплексе – 44547.7 млн. рублей (92 процента).
Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, освоен годовой лимит государственных капитальных вложений в агропромышленном (96%) комплексе, а также по отраслям «Коммунальное строительство» (93%) и «Здравоохранение, физическая культура и соц. обеспечение» (91%). В пределах средних значений профинансированы транспортный комплекс (90%) и отрасль «Наука и научное обслуживание» (88%). В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам по разделу «Культура и искусство» (84%) и «Жилищное хозяйство» (80%).
Освоение государственных
капитальных вложений по стройкам и
объектам для федеральных
Федеральный округ |
Лимит государственных инвестиций на год |
Фактически
освоено государственных | |
млн. рублей |
в % от лимита на год | ||
Центральный |
55249.7 |
42749.5 |
77 |
Северо-Западный |
38269.5 |
36207.7 |
95 |
Южный |
20205.0 |
17734.6 |
88 |
Приволжский |
20721.7 |
25801.3 |
124 |
Уральский |
2483.4 |
2479.0 |
99.8 |
Сибирский |
14478.4 |
10858.1 |
75 |
Дальневосточный |
6950.1 |
6533.9 |
94 |
По данным Росстата за январь-сентябрь 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2009 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента).
В январе-сентябре 2010 г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2010 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2009 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России.
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2010 года
Финансовая
политика 2010 года наряду с благоприятной
внешнеэкономической
Так, темп экономического роста по итогам 2010 года составил 6,4%, то есть выше первоначального прогноза Минэкономразвития (5.9%), но ниже результата 2009 года (7.2%). По темпам экономического роста Россия продолжала опережать развитые страны мира, но уступала Китаю и большинству государств СНГ. Превышение темпов роста по сравнению с прогнозом было связано в первую очередь с более высокими ценами на нефть, которые способствовали дополнительному росту не только стоимостных объемов экспорта, но и доходов населения, торговли и инвестиций в основной капитал. Некоторое замедление роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта и сдержанной динамикой роста промышленного производства, даже в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.
Инвестиции в основной капитал увеличились в 2010 году к предыдущему году на 10.5% против 10.9% в 2009 году. Поддержать достаточно высокий темп роста инвестиций удалось за счет увеличения экспортных доходов, а также ускорения роста государственных инвестиций.
Индекс промышленного производства за 2010 год составил 104% против 104.4% по первоначальному прогнозу Минэкономразвития и 108.3% в 2009 году. Замедление динамики было обусловлено: низкими темпами роста добычи топливно-энергетических ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против 109.0% за 2009 год, из-за исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях, повышения налоговой нагрузки, увеличения транспортных тарифов и снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным и речным транспортом); неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта. Был снижен выпуск легковых автомобилей (на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных (на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов (на 1.3%), электродвигателей переменного тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на 11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%), целого ряда позиций в текстильном, швейном и обувном производстве и другой продукции.
В сфере оплаты труда в 2010 году была сохранена тенденция роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная для последних лет: по предварительным данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2010 году по сравнению с 2009 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства) данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2009 году, который составил 110.6 процента.
Если рассматривать финансовую политику 2010 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2010 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы 2010 года стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2010 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы.
В соответствии с целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2010 год Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.
Одним из значимых
положительных результатов
Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях