Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51

Работа содержит 1 файл

курсовая .фин политика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

· 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед  Международным валютным фондом;

· 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

· 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

· 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Итоги кредитно-денежной политики 2005 года

За 2010 год инфляция на потребительском рынке составила 10.9% против 11.7% в прошлом году.

Почти до середины года цены повышались темпами, опережающими прошлогодние показатели. В итоге  за январь-май 2010 г. прирост цен (7.3%) был почти в 1.4 раза выше аналогичного показателя за 2009 год (5.3 процента).

Прирост потребительских  цен без учета товаров и услуг необязательного пользования за этот период (8.5%) был еще выше, чем годом ранее (5.7%). Это свидетельствует о более высоком росте спроса на товары (услуги) первой необходимости вследствие роста платежеспособного спроса наименее обеспеченных слоев населения в связи со значительным повышением их денежных доходов (из-за монетизации ряда льгот, повышения пенсий, увеличения выплат бюджетникам и др.).

На опережающих  темпах инфляции также сказался повышенный рост административных тарифов в  начале года, вдвое превышавший аналогичные прошлогодние показатели, связанный с принятием решения о переходе населения на 100% оплату услуг ЖКХ; сокращением дотаций из федерального бюджета; более значительным, чем в 2009 году, повышением регулируемых цен на отпускаемые для населения энергоносители естественными монополиями (оптовые цены газ с 1 января были увеличены на 25.1%, предельный размер повышения тарифов на электроэнергию был повышен также до 25%) с целью сокращения перекрестного субсидирования последних.

Правительство и Банк России принимали меры по снижению темпов инфляции. В I полугодии 2010 г. денежная политика была достаточно жесткой, поддерживался стабильным номинальный курс рубля. В целях увеличения предложения продовольственных товаров в мае был смягчен режим импорта говядины. Пристальное внимание уделялось росту регулируемых тарифов (намеченное вторичное повышение цен на газ для населения в апреле практически не было введено, тарифы в электроэнергетике для населения росли более медленными темпами, чем установленный предел их повышения).

В итоге с  июня 2010 г. темпы инфляции замедлились. Во II полугодии 2010 г. темпы роста цен были почти вдвое ниже по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (2.7% против 5.3 процента).

На замедлении темпов инфляции во второй половине 2010 года сказались также такие факторы, как значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период и осенью благодаря хорошему урожаю 2010 года; значительный рост импорта мясных (на 23-33%) и других продовольственных товаров; приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2010 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов.

В августе 2010 г. была зафиксирована дефляция на 0.1% (последний раз дефляция была в  августе 2008 г.), в том числе за счет более значительного сезонного снижения цен на плодоовощную продукцию, чем в прошлом году.

В условиях высокой  внешнеэкономической конъюнктуры  цены на товары российского экспорта в 2010 году в среднем более чем на 40% превысили уровень 2009 года. Это касается не только газа, нефти, нефтепродуктов, но и черных, цветных металлов и др. Уровень торгового и платежного балансов, уровень накапливания золотовалютных резервов также был гораздо больше, чем предполагалось. Так, уровень золотовалютных резервов достиг 182,2 млрд. долларов, что примерно на 61,5 млрд. долларов превышает величину на конец 2004 года. А с учетом того, что 18,5 млрд. долларов были направлены на досрочное погашение долгов перед Парижским клубом кредиторов, перед Международным валютным фондом, то это совместно дает величину около 80 млрд. долларов прироста. В результате были эмитированы значительные объемы денег, увеличены денежная база и денежная масса. Увеличение денежной массы относительно 2009 года составило 38%. В отдельные месяцы, особенно в середине года, в третьем квартале, было и 42, и 43% относительно предшествующих периодов 2009 года. То есть высокий объем предложения оказывал влияние на инфляцию, и наличие Стабилизационного фонда, с одной стороны, и достаточно аккуратная курсовая и процентная политика Центрального банка РФ, с другой стороны, привели к тому, что все-таки в этих условиях удалось инфляцию снизить. Однако, несмотря на это, уровень инфляции в 2010 году превысил целевой уровень в 8.5%, установленный Федеральным законом о бюджете.

Итоги инвестиционной политики 2010 года

По итогам 2010 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился относительно 2010 года на 10.5%, что несколько меньше чем в 2010 году – 10.9 процента.

Баланс собственных  и привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в январе-сентябре 2005 г. практически не изменился по сравнению с январем-сентябрем 2009 г. В то же время произошли значительные изменения в составе как привлеченных, так и собственных средств. Значительно (на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций, направляемой на инвестиции при одновременном снижении доли используемой в инвестиционных целях амортизации (на 3 процента).

В привлеченных средствах отмечается рост бюджетных  средств (на 1.8%), в том числе средств  федерального бюджета (на 1.1%) и средств  бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%), при снижении доли банковского кредитования (на 1.2 процента).

В 2010 году успешно  реализовывалась Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), являющаяся одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики в рамках системы бюджетного планирования.

По данным Росстата, уровень финансирования годового лимита по стройкам и объектам для государственных нужд по итогам за 2010 год составил 153721.7 млн. рублей, или 97% годового лимита. При этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы в размере предусмотренного годового лимита бюджетных ассигнований. В то же время уровень финансирования 57 строек составил менее 50%, а по 351 стройке финансирование не осуществлялось.

По стройкам и объектам для федеральных государственных  нужд, предусмотренным в Федеральной  адресной инвестиционной программе на 2010 год, по данным Росстата, освоено государственными заказчиками 142364.1 млн. рублей государственных капитальных вложений, или 90% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство.

Объем освоенных  бюджетных средств за 2010 год в рамках основных комплексов составил: в производственном комплексе – 92764.8 млн. рублей, или 90% от годового лимита, в специальном комплексе – 5051.6 млн. рублей (73%) и в социальном комплексе – 44547.7 млн. рублей (92 процента).

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных нужд, освоен годовой лимит государственных капитальных вложений в агропромышленном (96%) комплексе, а также по отраслям «Коммунальное строительство» (93%) и «Здравоохранение, физическая культура и соц. обеспечение» (91%). В пределах средних значений профинансированы транспортный комплекс (90%) и отрасль «Наука и научное обслуживание» (88%). В то же время существенно ниже среднего уровня освоен годовой лимит государственных капитальных вложений по стройкам и объектам по разделу «Культура и искусство» (84%) и «Жилищное хозяйство» (80%).

Освоение государственных  капитальных вложений по стройкам и  объектам для федеральных государственных  нужд, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу, в разрезе федеральных округов за 2005 год характеризуется следующими данными:

 

Федеральный округ

Лимит государственных  инвестиций на год

Фактически  освоено государственных капитальных  вложений

млн. рублей

в % от лимита на год

Центральный

55249.7

42749.5

77

Северо-Западный

38269.5

36207.7

95

Южный

20205.0

17734.6

88

Приволжский

20721.7

25801.3

124

Уральский

2483.4

2479.0

99.8

Сибирский

14478.4

10858.1

75

Дальневосточный

6950.1

6533.9

94


 

По данным Росстата за январь-сентябрь 2010 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2009 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента).

В январе-сентябре 2010 г. в экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2009 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2010 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2009 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России.

 

   2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2010 года

 

Финансовая  политика 2010 года наряду с благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и  газа, в целом оказала положительное  влияние на социально-экономическое  развитие страны.

Так, темп экономического роста по итогам 2010 года составил 6,4%, то есть выше первоначального прогноза Минэкономразвития (5.9%), но ниже результата 2009 года (7.2%). По темпам экономического роста Россия продолжала опережать развитые страны мира, но уступала Китаю и большинству государств СНГ. Превышение темпов роста по сравнению с прогнозом было связано в первую очередь с более высокими ценами на нефть, которые способствовали дополнительному росту не только стоимостных объемов экспорта, но и доходов населения, торговли и инвестиций в основной капитал. Некоторое замедление роста ВВП по сравнению с предыдущим годом было обусловлено прежде всего значительным снижением темпов роста физических объемов экспорта и сдержанной динамикой роста промышленного производства, даже в условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Инвестиции  в основной капитал увеличились  в 2010 году к предыдущему году на 10.5% против 10.9% в 2009 году. Поддержать достаточно высокий темп роста инвестиций удалось  за счет увеличения экспортных доходов, а также ускорения роста государственных инвестиций.

Индекс промышленного  производства за 2010 год составил 104% против 104.4% по первоначальному прогнозу Минэкономразвития и 108.3% в 2009 году. Замедление динамики было обусловлено: низкими темпами роста добычи топливно-энергетических ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против 109.0% за 2009  год, из-за исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях, повышения налоговой нагрузки, увеличения транспортных тарифов и снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным и речным транспортом); неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта. Был снижен выпуск легковых автомобилей (на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных (на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов (на 1.3%), электродвигателей переменного тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на 11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%), целого ряда позиций в текстильном, швейном и обувном производстве и другой продукции.

В сфере оплаты труда в 2010 году была сохранена тенденция  роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная  для последних лет: по предварительным  данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2010 году по сравнению с 2009 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства) данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2009 году, который составил 110.6 процента.

Если рассматривать  финансовую политику 2010 года в разрезе  составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2010 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения.

Важнейшим результатом  проводимой налоговой реформы 2010 года стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2010 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы.

В соответствии с целями и задачами бюджетной  и налоговой политики на 2010 год Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов.

Одним из значимых положительных результатов финансовой политики 2010 года стало существенное укрепление финансового состояния  государства. Доходы федерального бюджета  превысили запланированный уровень: их объем за 2010 год, по предварительным  данным Минфина, составил 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета (по федеральному бюджету на кассовой основе - 7.5% ВВП) обеспечил стерилизацию большей части избыточного денежного предложения. В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57.7 млрд. долл. (против прогнозируемых 17,9 млрд. долл.) и достигли на начало 2011  года 182.24 млрд. долл. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (1237 млрд. руб. на начало 2011  года) позволило произвести значительные выплаты по внешнему государственному долгу, в том числе досрочному

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях