Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51

Работа содержит 1 файл

курсовая .фин политика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Вместе с  тем, несмотря на положительные вышеуказанные  итоги финансовой политики, многие задачи на 2010 год остались нерешенными или же решенными, но не должным образом.

Так, например, темп инфляции за 2010 год составил 10.9%, что оказалось выше первоначально  установленного целевого уровня (8.5%). Данное превышение было обусловлено как  объективными причинами (опережающим ростом спроса на товары и услуги по сравнению с ростом их предложения; избыточным ростом денежного предложения (обусловленным высокими мировыми ценами на нефть), превышающим спрос на деньги, несмотря на стерилизацию значительной части сверхдоходов от экспорта в Стабилизационном фонде; резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года), так и ограниченным набором инструментов воздействия на инфляцию, среди которых были всего два - инструмент курсовой политики и инструмент процентной политики.

 

 

   Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе    

           (2009-2011 гг.)

Главными  целями финансовой политики на 2009 год и среднесрочную перспективу (2009-2011 гг.) стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики.

Основными целями бюджетной политики в 2009 году и среднесрочной перспективе  являются:

1) Создание условий для обеспечения сбалансированности бюджетной системы в долгосрочном периоде.

2) Продолжение  политики аккумулирования конъюнктурных  доходов в Стабилизационном фонде  с расширением его функцией  в качестве «фонда будущих  поколений».

3) Повышение  результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличения количества принимаемых обязательств, препятствующего сопоставлению и выбору наиболее эффективных направлений использования бюджетных средств.

4) Усиление роли  среднесрочного финансового планирования.

5) Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины.

6) Повышение  качества «человеческого капитала».

7) Обеспечение  прозрачности и эффективности  закупок для государственных  и муниципальных нужд. Расширение  практики проведения совместных  торгов государственными и муниципальными заказчиками.

8) Совершенствование  управления государственной собственностью. В соответствии с программой  приватизации будет продолжать  поэтапно сокращаться избыточная  часть государственного имущества,  не обеспечивающая выполнение  государственных функций и не соответствующая управленческим возможностям государства. К 2010 году в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического значения для обеспечения национальной безопасности и социальных нужд.

8) Эффективное  участие России в инициативах  мирового сообщества по облегчению  долгового бремени беднейших  стран.

9) Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

Проект федерального бюджета на 2009 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2009–2011 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально - экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2011 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.

Расчеты бюджетных  проектировок на 2009 год осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен  на нефть с 55 долл./бар. в т. г. до 50 долл. /бар. в следующем году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление беремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции в основной капитал увеличатся на 10,4%. Высокими тепами в среднесрочной перспективе будут продолжать расти доходы населения – в 2009 году они в реальном выражении увеличатся на 10,2 процента. Это будет способствовать сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократится с 12,3% в 2008 году до 11,5% в 2009 году и 10,0% в 2011 году.

Темпы прироста экспорта товаров и услуг будут  отставать от темпов роста импорта, в результате чего положительное  сальдо по счету текущих операций сократится примерно на четверть –  со 121,2 млрд. долл. в 2008 году до 83,3 млрд.долл. в 2009 году. Вместе с тем, произойдет усиление счета операций с капиталом и финансовыми инструментами – в 2009 году впервые за последние восемь лет будет зафиксировано столь значительное положительное сальдо притока и оттока частного и официального капитала – 9,1 млрд. долл. (в 2006 году сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами составляло 1,2 млрд. долл.).

Основным фактором экономического роста в 2009 году будет  увеличение потребительского и инвестиционного спроса, однако расширение внутреннего спроса будет происходить более низкими темпами, чем в текущем году. В результате темпы роста ВВП прогнозируются со снижением - 6% в 2009 году против 6,6% в 2008 году. Федеральный бюджет на 2009 год и среднесрочную перспективу обеспечивает создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого будут решены следующие задачи:

1. Стимулирование  инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.

Самый высокий  уровень налогового времени в  настоящее время имеет место  в секторе добычи полезных ископаемых (оп итогам 2011 года - 51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровень налоговой нагрузки в 2011 г. составил 19,1%. Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего сектора, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики и ухода от «голландской болезни».

2. Достижение  стабильно низкого уровня инфляции.

Устойчивость  национальной валюты является тем условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные условия для накопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потери покупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер и превышение инфляцией установленных ориентиров приводит к автоматическому росту ожидаемой инфляции, сохранению высокой склонности к потреблению.

Инфляция отражает усредненную оценку индекса потребительских  цен исходя из структуры расходов различных доходных групп населения. Средний рост потребительских цен  за 2008-2011 гг. составил 16,4%. Основным фактором высокой инфляции является ускоренный рост денежного предложения, опережающий рост спроса на деньги. Экономика и, денежно-кредитная сфера прежде всего, по-прежнему в значительной степени зависят от динамики цен на нефть. С августа 2011 по август 2011 года по мере пересмотра прогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2012 году в размере 120 долл. /бар. (дата прогноза - август 20010 года) индекс потребительских цен прогнозировался в размере 6-7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля – 3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть 61 долл. США (дата прогноза – август 2006 года) индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5-8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 26,5 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля – 4,8%.

Повышение прогнозируемых цен на нефть увеличивает величину дополнительных доходов экономики, не направляемых в стабилизационный фонд, и используемых для финансирования расходов бюджета. Результатом проводимой бюджетной политики, направленной на использование дополнительных доходов бюджета, поступающих в результате высоких цен на нефть, стало увеличение непроцентных расходов с 17,9% ВВП в 2008 году до 18,3% ВВП в 2009 году и 15,4% ВВП в 2010 году (по ожидаемой оценке). В 2009 году непроцентные расходы федерального бюджета составят 10% ВВП.

Процентные  расходы федерального бюджета составят в 2009 г 198 млрд руб, в 2010 г – 233,9 млрд руб, в 2011 г – 308,1 млрд руб. Непроцентные расходы федерального бюджета составят 8 трлн 826,7 млрд руб в 2009 г, в 2010 г – 10 трлн 86,4 млрд руб, в 2011 г – 11 трлн 9,6 млрд руб.

Ускоренными темпами  растет денежное предложение, превышающее потребности экономики, что служит причиной роста цен. Это создает угрозу избыточного укрепления рубля либо выхода инфляции за установленные пределы. В этих условиях для обеспечения целевых ориентиров по инфляции Банк России, стерилизационные возможности которого ограничены необходимостью обеспечения целевых ориентиров по базовой инфляции, вынужден идти на дополнительное повышение курса рубля. Учитывая изложенное, в целях повышения эффективности координации бюджетной и денежно-кредитной политики необходимы дополнительные механизмы, ограничивающие прирост непроцентных расходов федерального бюджета, в частности закрепление уровня расходов как долю к ВВП или установление фиксированного размера использования нефтегазовых доходов (нефтегазового трансферта) к ВВП.

Важным шагом  к поддержанию макроэкономической стабильности должно стать создание фонда будущих поколений, аккумулирующего  доходы бюджета, связанные с использованием невозобновляемых природных ресурсов и благоприятной внешней конъюнктурой. Необходимо предусмотреть возможность инвестирования этих средств в проекты, обеспечивающие в долгосрочной перспективе достаточно высокий доход. Это позволило бы перейти к последовательному замещению в долгосрочной перспективе сокращающихся в процентах от ВВП доходов от использования природных запасов инвестиционными доходами от размещения накопленных средств.

3. Реализация приоритетных национальных проектов, направленных на модернизацию социальной сферы, в том числе в сфере здравоохранения и образования, обеспечения населения доступным и комфортным жильем. Значительный социальный эффект будет также иметь реализация национального проекта в сфере АПК.

4. Обеспечение энергетической безопасности и модернизация энергетической инфраструктуры, технологическая модернизация экономики, развитие инновационной инфраструктуры и повышение конкурентоспособности экономики, прежде всего путем реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие научных исследований, разработку и внедрение новых технологий в электронике, авиакосмическом комплексе, в сфере информатики и нанотехнологий.

Реализация  комплекса мер по стимулированию экономического роста предполагает повышение эффективности государственных  расходов инвестиционного характера. Их объем, включая инвестиционный фонд и инвестиционную часть национальных проектов, увеличится с 2,1% ВВП в 2010 году до 2,7% ВВП в 2011 году в связи с запуском новых целевых программ и активизацией государственно-частного партнерства.

Существенным  фактором активизации накопления частного капитала станет формирование финансовых институтов развития. Они включают, в частности, создаваемую Государственную корпорацию развития и систему негосударственных венчурных фондов, формирующихся при поддержке Российской венчурной компании.

В результате реализации предлагаемых мер в бюджете на 2009 год доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал существенно возрастает с 17,8% в 2008 году до 20,3% в 2009 году и 20,6% в 2010 году.

В соответствии с проектом федерального бюджета  на 2009 год доходы в 2009 году составят 6965,3 млрд. руб. или 22,3% ВВП; расходы – 5463,5 млрд. руб. или 17,5% ВВП и профицит – 1501,8 млрд. руб. или 4,8% ВВП.

Прогнозируемый  объем доходов федерального бюджета  в 2009-2011 годах в реальном выражении (с учетом инфляции) практически останется неизменным. Средний реальный рост доходов составит 0,3% в год. Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в размере 22,6% ВВП, в 2009 году – 22,3% ВВП, в 2010 году – 19,8% ВВП, в 2011 году –19,2%ВВП.

Основными факторами столь существенного снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП, также прогнозируемое снижение цен на нефть с 80 долл./ бар. в 2010 году до 70  долл. /бар. в 2011 году.

Кроме того, в  ближайшие годы также будет происходить, хотя и более низкими темпами, чем в предыдущие годы, повышение  курса рубля – в 2009 году номинальный  курс рубля к доллару США увеличится на 1,1 процент.

Наиболее значительно, как в реальном, так и в номинальном выражении, в ближайшие годы снижаются поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Если в 2009 году  удельный вес этих налогов в общей сумме, по оценкам, составит 49,8%, то к 2011 году он сократится до 30,8%. Наиболее  активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2009-2011 годы реальные темпы роста составят 17,9%. В результате, доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к  2011 году возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2008 годом).

В ближайшие  годы необходимо скоординированное  совершенствование налогового законодательства и налогового администрирования, а  также активизация диалога правительства  с бизнесом относительно условий, способствующих последовательному выходу бизнеса из тени.

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях