Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51
В качестве целевого ориентира по инфляции выбран интервал 7,5-8,5%, при этом для базовой инфляции он составлял 7-8%. Прирост реального эффективного обменного курса рубля не должен был превысить в 2010 году 8%. Кроме того, в области политики валютного курса устанавливалась перспективная задача Банка России – создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Предполагалось, что это позволит в будущем перейти к полноценному инфляционному таргетированию (установлению целевых ориентиров денежной системы, регулированию прироста денежной массы), прежде всего, путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики. К тому же, исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса предполагалось использовать стоимость корзины доллар-евро.
Основные задачи и направления инвестиционной политики на 2010 год
Одним из основных инструментов осуществления государственной инвестиционной политики 2010 года в рамках системы бюджетного планирования стала Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая отразила цели и приоритетные направления социально-экономического развития страны, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010 году", Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Эффективное использование
государственных капитальных
Основными приоритетными направлениями формирования ФАИП на 2010 и на период до 2011 г. стали:
- модернизация и развитие стратегически
важных для страны объектов производственной
инфраструктуры (транспортной, трубопроводной,
информационно-
- модернизация
коммунальной инфраструктуры
- инвестирование
в объекты социальной
- адресная поддержка
стратегически значимых, с позиций
повышения
- формирование
и развитие технологической
- осуществление природоохранных мероприятий и создание условий безопасной жизнедеятельности;
- инвестирование в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости.
Таким образом, последовательная реализация приоритетов государственного инвестирования была направлена на создание материальной основы повышения уровня жизни, образовательного, научно-технического, культурного уровня российских граждан, ускорения структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности.
2.2 Итоги финансовой политики 2010 года
Итоги бюджетной и налоговой политики 2010 года
Задачи и
ориентиры бюджетной и
1. Передача 1,5% ставки
налога на прибыль на
2. Снижение эффективной
ставки единого социального
3. Введение с
1 января 2010 года порядка взимания
НДС по принципу «страна
4. Снижение в среднем на 32% размера ставок вывозных таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы;
5. Увеличение
ставки налога на добычу нефти
с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано
с изъятием сверхприбыли при
высоких мировых ценах на
6. Введение главы
«Государственная пошлина»
Следует отметить,
что группировка доходов и
расходов федерального бюджета на 2010
год была изменена в соответствии
с новой бюджетной классификаци
- сокращение
количества разделов и
- отражение расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации.
В основу расчетов
доходов федерального бюджета на
2010 год и поступлений в
Согласно первоначально утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-ноябре 2010 года составила 50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2009 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение).
В целом же за 2010 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило:
- по объему поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2010 год и почти 154% к первоначально принятому объему;
- по финансированию – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);
- по кассовому исполнению расходов – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов;
- профициту (кассовому профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные перечисления, составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год.
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2008-2010 гг. (в % к общей сумме доходов)
2008 |
2009 |
2010 | |
Налог на прибыль |
6.6 |
6.0 |
7.5 |
НДС |
34.3 |
31.4 |
29.4 |
НДПИ |
9.6 |
12.5 |
16.8 |
Акцизы |
9.9 |
3.6 |
2.2 |
Таможенные пошлины |
17.6 |
24.7 |
30.7 |
Неналоговые доходы |
6.9 |
6.5 |
3.4 |
ЕСН |
13.7 |
12.6 |
5.1 |
Прочие доходы |
1.5 |
2.4 |
4.7 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
За январь-ноябрь 2010 года объем платежей за пользование природными ресурсами по сравнению с тем же периодом прошлого года возрос на 1.48 п.п. ВВП до 4.08% ВВП (связано с увеличением ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров).
Объем таможенных пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению к январю-ноябрю 2009 года и составил 7.3% ВВП.
Поступления налога на прибыль в январе-ноябре 2010 года составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП выше, чем в январе-ноябре 2009 года (связано с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%).
Поступления НДС увеличились на 0.6 п.п. ВВП и составили 7% ВВП.
Снижение эффективной
ставки единого социального налога
с сохранением регрессивной шкалы
налогообложения сократило
В структуре расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2005 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность возросла на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме расходов. Межбюджетные трансферты возросли на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме расходов.
Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2008-2010 гг. (в % к общей сумме расходов)
2008 |
2009 |
2010 | ||
1 |
Общегосударственные вопросы, без процентных расходов |
7.0 |
6.7 |
6.7 |
2 |
Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность |
25.7 |
27.7 |
28.0 |
3 |
Образование |
5.1 |
5.6 |
4.4 |
4 |
Национальная экономика |
6.9 |
6.8 |
6.2 |
5 |
Социальная политика, здравоохранение и спорт |
8.5 |
8.5 |
7.6 |
6 |
Межбюджетные трансферты |
34.9 |
34.7 |
39.1 |
7 |
Обслуживание государственного долга |
10.1 |
8.2 |
6.4 |
8 |
Прочие |
1.7 |
1.7 |
1.6 |
Финансирование расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) в целом за 2010 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от общего объема финансирования расходов данного периода).
Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2010 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:
Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях