Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы…4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ………………………………4
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………….7
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………...11
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года…………………………………………………………………………….…14
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………..21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года…………….32
Глава 3. Финансовая политика России в среднесрочной перспективе (2008-2010 гг.)……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...48
Список использованной литературы………………………………………,,51

Работа содержит 1 файл

курсовая .фин политика.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

В качестве целевого ориентира по инфляции выбран интервал 7,5-8,5%, при этом для базовой инфляции он составлял 7-8%. Прирост реального эффективного обменного курса рубля не должен был превысить в 2010 году 8%. Кроме того, в области политики валютного курса устанавливалась перспективная задача Банка России – создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Предполагалось, что это позволит в будущем перейти к полноценному инфляционному таргетированию (установлению целевых ориентиров денежной системы, регулированию прироста денежной массы), прежде всего, путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики. К тому же, исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса предполагалось использовать стоимость корзины доллар-евро.

Основные задачи и направления инвестиционной политики на 2010 год

Одним из основных инструментов осуществления государственной  инвестиционной политики 2010 года в  рамках системы бюджетного планирования стала Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП), которая отразила цели и приоритетные направления социально-экономического развития страны, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2010 году", Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Эффективное использование  государственных капитальных вложений, включая рациональное расходование бюджетных ассигнований и концентрация государственных капитальных вложений на приоритетных направлениях государственного инвестирования, были призваны способствовать последовательной реализации задач по достижению устойчиво высоких темпов экономического роста, повышению конкурентоспособности национальной экономики, диверсификации ее структуры и обеспечению ускоренного инновационного развития.

Основными приоритетными  направлениями формирования ФАИП на 2010 и на период до 2011 г. стали:

- модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);

- модернизация  коммунальной инфраструктуры на  основе современных энергосберегающих  технологий для улучшения качества предоставляемых услуг, снижения издержек, стимулирования привлечения внебюджетных средств в реконструкцию коммунальной сферы;

- инвестирование  в объекты социальной инфраструктуры  федерального значения, в том  числе в науку, образование  и здравоохранение, реконструкцию объектов культуры, имеющих мировое и общероссийское значение;

- адресная поддержка  стратегически значимых, с позиций  повышения конкурентоспособности  экономики, инвестиционных программ  и проектов в секторах с  высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных сил Российской Федерации;

- формирование  и развитие технологической базы  секторов "новой экономики", в  первую очередь науки, что должно  обеспечить формирование системы поддержки инновационной деятельности в России, инновационное наполнение экономического роста всех секторов экономики;

- осуществление  природоохранных мероприятий и  создание условий безопасной  жизнедеятельности;

- инвестирование  в инфраструктуру судебной системы в целях обеспечения условий ее полной самостоятельности и независимости.

Таким образом, последовательная реализация приоритетов  государственного инвестирования была направлена на создание материальной основы повышения уровня жизни, образовательного, научно-технического, культурного уровня российских граждан, ускорения структурной перестройки экономики и повышения ее конкурентоспособности.

 

            2.2 Итоги финансовой политики 2010 года

        Итоги бюджетной и налоговой  политики 2010 года

Задачи и  ориентиры бюджетной и налоговой  политики, обнародованные в Бюджетном  послании Президента Российской РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010 году», нашли первоочередное отражение  в утвержденном проекте федерального бюджета на 2010 год. При формировании его параметров были учтены такие изменения в бюджетном и налоговом законодательствах, как:

1. Передача 1,5% ставки  налога на прибыль на федеральный  уровень (увеличение ставки налога  на прибыль, зачисляемого в  федеральный бюджет, с 5% до 6,5%),

2. Снижение эффективной  ставки единого социального налога  с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной  шкалы налогообложения;

3. Введение с  1 января 2010 года порядка взимания  НДС по принципу «страна назначения»  по углеводородам, экспортируемым  на территории государств-участников СНГ, а также освобождение от обложения НДС товаров, экспортируемых в Республику Белоруссия, и взимание налога по товарам, ввозимым из Республики Белоруссия;

4. Снижение в  среднем на 32% размера ставок вывозных  таможенных пошлин по всем группам, за исключением топливно-энергетической группы;

5. Увеличение  ставки налога на добычу нефти  с 347 до 419 руб. за 1 тонну (связано  с изъятием сверхприбыли при  высоких мировых ценах на нефть)  и ставки налога на добычу  полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров;

6. Введение главы  «Государственная пошлина» Налогового  кодекса Российской Федерации  и произведенная в этой связи  отмена налога на операции с ценными бумагами, а также сбора за право пользования наименования «Россия», «Российская Федерация».

Следует отметить, что группировка доходов и  расходов федерального бюджета на 2010 год была изменена в соответствии с новой бюджетной классификацией РФ. Наибольшим изменениям подверглась функциональная классификация расходов, в которой можно выделить такие значимые нововведения, как:

- сокращение  количества разделов и подразделов  функциональной классификации;

- отражение  расходов на управление и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации.

В основу расчетов доходов федерального бюджета на 2010 год и поступлений в Стабилизационный фонд РФ, как было уже отмечено, лег третий сценарий социально-экономического развития страны, которым предполагалось, что среднегодовая цена на нефть марки “Urals” составит 28 долл./бар.

Согласно первоначально  утвержденным параметрам федерального бюджета его объем доходов  был запланирован на уровне 3 326 млрд. руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9 млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд. рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынке нефти и газа (средняя цена на нефть марки «Urals» в январе-ноябре 2010 года составила 50.3 долл./барр против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре 2009 года), Федеральным законом от 04.11.2005 №141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению показателей федерального бюджета. В соответствии с ним доходы федерального составили 4979.8 млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд. руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб. (6.9% ВВП) (Приложение).

В целом же за 2010 год исполнение указанных показателей, по предварительной оценке Минфина, составило:

- по объему  поступивших доходов – 5121 млрд. руб., или 102.8% к уточненной росписи  поступлений доходов на 2010 год  и почти 154% к первоначально  принятому объему;

- по финансированию  – 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной  годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);

- по кассовому  исполнению расходов – 3504.5 млрд. руб., или 98% к уточненной годовой  бюджетной росписи расходов;

- профициту  (кассовому профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета за 2005 год, включая безвозмездные  перечисления, составили 5121 млрд. руб., что составили 23.6% к оценке объема ВВП за прошедший год.

Таблица 1. Структура  доходов федерального бюджета в январе-ноябре 2008-2010  гг. (в % к общей сумме доходов)

 

2008

2009

2010

Налог на прибыль

6.6

6.0

7.5

НДС

34.3

31.4

29.4

НДПИ

9.6

12.5

16.8

Акцизы

9.9

3.6

2.2

Таможенные  пошлины

17.6

24.7

30.7

Неналоговые доходы

6.9

6.5

3.4

ЕСН

13.7

12.6

5.1

Прочие доходы

1.5

2.4

4.7

ИТОГО

100

100

100


 

 

За январь-ноябрь 2010 года объем платежей за пользование  природными ресурсами по сравнению  с тем же периодом прошлого года возрос на 1.48 п.п. ВВП до 4.08% ВВП (связано  с увеличением ставки налога на добычу нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и  ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный со 107 рублей до 135 рублей за тысячу кубических метров).

Объем таможенных пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению  к январю-ноябрю 2009 года и составил 7.3% ВВП.

Поступления налога на прибыль в январе-ноябре 2010 года составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП выше, чем в январе-ноябре 2009 года (связано с увеличением ставки налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, с 5% до 6,5%).

Поступления НДС  увеличились на 0.6 п.п. ВВП и составили 7% ВВП.

Снижение эффективной  ставки единого социального налога с сохранением регрессивной шкалы  налогообложения сократило доходы федерального бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП;

В структуре  расходов федерального бюджета в  январе-ноябре 2005 года доля расходов на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность возросла на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме расходов. Межбюджетные трансферты возросли на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме расходов.

 

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в январе-ноябре 2008-2010 гг. (в % к общей сумме расходов)

   

2008

2009

2010

1

Общегосударственные вопросы, без процентных расходов

7.0

6.7

6.7

2

Национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность

25.7

27.7

28.0

3

Образование

5.1

5.6

4.4

4

Национальная  экономика

6.9

6.8

6.2

5

Социальная  политика, здравоохранение и спорт

8.5

8.5

7.6

6

Межбюджетные  трансферты

34.9

34.7

39.1

7

Обслуживание  государственного долга

10.1

8.2

6.4

8

Прочие

1.7

1.7

1.6


 

Финансирование расходов на обслуживание государственного и муниципального долга Российской Федерации (процентные расходы) в целом за 2010 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от общего объема финансирования расходов данного периода).

Благодаря превышению мировых цен на нефть отметки в 20 долларов за баррель – средней цены на нефть марки «Urals» за последние 10 лет – в 2010 году средства Стабилизационного Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях