Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Инвестиции в  основной капитал увеличились в 2005 году к предыдущему году на 10.5% против 10.9% в 2004 году. Поддержать достаточно высокий темп роста инвестиций удалось  за счет увеличения экспортных доходов, а также ускорения роста государственных инвестиций. 

Индекс промышленного  производства за 2005 год составил 104% против 104.4% по первоначальному прогнозу Минэкономразвития и 108.3% в 2004 году. Замедление динамики было обусловлено: низкими темпами роста добычи топливно-энергетических ресурсов (в том числе нефти – 102.2% против 109.0% за 2004 год, из-за исчерпания возможностей роста добычи на старых месторождениях, повышения налоговой нагрузки, увеличения транспортных тарифов и снижения привлекательности экспорта нефти железнодорожным и речным транспортом); неустойчивой динамикой обрабатывающих производств, вызванной серьезным давлением со стороны импорта. Был снижен выпуск легковых автомобилей (на 3.8%, при увеличении импорта новых иномарок на 58% и подержанных – на 29%), грузовых магистральных (на 1.4%) и пассажирских магистральных вагонов (на 1.3%), электродвигателей переменного тока (на 10.2%), металлорежущих станков (на 11.4%), кузнечно-прессовых машин (на 13.4%), целого ряда позиций в текстильном, швейном и обувном производстве и другой продукции. 

В сфере оплаты труда в 2005 году была сохранена тенденция  роста номинальной и реальной начисленной заработной платы, характерная  для последних лет: по предварительным  данным Росстата номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в среднем за год составила 8530 рублей и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 23,6 процента. Реальная заработная плата в 2005 году по сравнению с 2004 годом составила 109.7 процента. В связи с некоторым замедлением в прошедшем году темпов развития экономики (ВВП, промышленного производства) данный показатель сложился несколько ниже роста реальной заработной платы в 2004 году, который составил 110.6 процента. 

Если рассматривать  финансовую политику 2005 года в разрезе составляющих ее элементов и в соответствии с их целями и задачами, то среди итогов 2005 года можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны ее проведения. 

Для начала отметим  те результаты реализации финансовой политики, которые свидетельствуют о достижении ранее поставленных и обнародованных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ целей и задач. 

Важнейшим результатом  проводимой налоговой реформы 2005 года стало заметное снижение налоговой  нагрузки на экономику, в частности, за счет принятия законодательного решения о снижении максимальной налоговой ставки для большинства налогоплательщиков по ЕСН с 35,6% до 26%. Снижение ставки ЕСН явилось очередным шагом, направленным на улучшение финансового положения предприятий. Благодаря этому в 2005 г. более 280 млрд. руб. осталось в их распоряжении, которые пошли на инвестиции, пополнение оборотных средств и повышение заработной платы. 

В соответствии с целями и задачами бюджетной  и налоговой политики на 2005 год  Налоговый кодекс Российской Федерации был дополнен главами о водном и земельном налогах, государственной пошлине; бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год были сформированы с применением новой бюджетной классификации, обеспечивающей большую свободу маневра для органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения бюджетов. 

Одним из значимых положительных результатов финансовой политики 2005 года стало существенное укрепление финансового состояния  государства. Доходы федерального бюджета превысили запланированный уровень: их объем за 2005 год, по предварительным данным Минфина, составил 102.8% к уточненной росписи поступлений доходов и почти 154% к первоначально принятому объему. Высокий профицит бюджета (по федеральному бюджету на кассовой основе - 7.5% ВВП) обеспечил стерилизацию большей части избыточного денежного предложения. В условиях исключительно высокой ценовой конъюнктуры и чистого притока капитала золотовалютные резервы выросли на 57.7 млрд. долл. (против прогнозируемых 17,9 млрд. долл.) и достигли на начало 2006 года 182.24 млрд. долл. Накопление значительных ресурсов в Стабилизационном фонде (1237 млрд. руб. на начало 2006 года) позволило произвести значительные выплаты по внешнему государственному долгу, в том числе досрочному 

Вместе с тем, несмотря на положительные вышеуказанные  итоги финансовой политики, многие задачи на 2005 год остались нерешенными 

Так, например, темп инфляции за 2005 год составил 10.9%, что  оказалось выше первоначально установленного целевого уровня (8.5%). Данное превышение было обусловлено как объективными причинами (опережающим ростом спроса на товары и услуги по сравнению с ростом их предложения; избыточным ростом денежного предложения (обусловленным высокими мировыми ценами на нефть), превышающим спрос на деньги, несмотря на стерилизацию значительной части сверхдоходов от экспорта в Стабилизационном фонде; резким повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в начале года), так и ограниченным набором инструментов воздействия на инфляцию, среди которых были всего два - инструмент курсовой политики и инструмент процентной политики. 

В 2005 году была проведена  реформа системы социальной поддержки  отдельных категорий граждан, в  результате чего значительная часть натуральных льгот трансформировалась в денежную форму. При этом объемы бюджетного финансирования системы социальной поддержки населения были резко увеличены. 

Однако последствия  принимаемых решений по монетизации  льгот и механизмы их реализации оказались не до конца проработанными. Первоначальная оценка бюджетных затрат на проведение реформы системы социальной поддержки населения была неоправданно занижена. Из-за этого пришлось многое менять на ходу, спешно искать выходы из создавшегося положения. Возникла потребность в существенной корректировке расходной части федерального бюджета на 2005 год. 

Итак, подводя  итоги, касающиеся эффективности финансовой политики 2005 года, следует акцентировать  внимание на том, что значительную роль в социально-экономическом развитии России сыграл внешнеэкономический фактор. По оценке Минэкономразвития, он обусловил около половины роста ВВП, в том числе фактор высоких цен на нефть – примерно одну треть. И если бы ситуация на мировых рынках нефти и газа резко ухудшилась, то, возможно, никакие финансовые рычаги не смогли бы оказать должного влияния на укрепление финансов государства и сохранение высоких темпов развития страны в целом. 
 

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе (2007-2009 гг.) 

Главными целями финансовой политики на 2007 год и среднесрочную перспективу (2007-2009 гг.) стали: повышение качества жизни населения, обеспечение безопасности и правопорядка, развитие институтов гражданского общества и повышение конкурентоспособности экономики. 

Основными целями бюджетной политики в 2007 году и среднесрочной перспективе являются: 

1) Создание условий  для обеспечения сбалансированности  бюджетной системы в долгосрочном  периоде. 

2) Продолжение  политики аккумулирования конъюнктурных  доходов в Стабилизационном фонде с расширением его функцией в качестве «фонда будущих поколений». 

3) Повышение  результативности бюджетных расходов. Недопущение увеличения количества  принимаемых обязательств, препятствующего  сопоставлению и выбору наиболее  эффективных направлений использования бюджетных средств. 

4) Усиление роли  среднесрочного финансового планирования. 

5) Дальнейшее  расширение самостоятельности и  ответственности главных распорядителей  бюджетных средств, прежде всего  путем разработки и внедрения  методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины. 

6) Повышение  качества «человеческого капитала». 

7) Обеспечение  прозрачности и эффективности  закупок для государственных  и муниципальных нужд. Расширение практики проведения совместных торгов государственными и муниципальными заказчиками. 

8) Совершенствование  управления государственной собственностью. В соответствии с программой  приватизации будет продолжать  поэтапно сокращаться избыточная часть государственного имущества, не обеспечивающая выполнение государственных функций и не соответствующая управленческим возможностям государства. К 2008 году в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и акционерные общества, обеспечивающие выпуск продукции стратегического значения для обеспечения национальной безопасности и социальных нужд. 

8) Эффективное  участие России в инициативах  мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран. 

9) Реорганизация  и увеличение капитализации специализированных  государственных инвестиционных  институтов в целях поддержки  экспорта товаров и импорта  технологий, долгосрочного финансирования  крупных инвестиционных проектов. 

Проект федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана Российской Федерации  на 2007–2009 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально - экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2009 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики. 

Расчеты бюджетных  проектировок на 2007 год осуществлены с учетом ожидаемого снижения цен  на нефть с 65 долл./бар. в т. г. до 61 долл. /бар. в следующем году. Стабильная макроэкономическая ситуация, ослабление беремени государственного долга, высокий уровень золотовалютных резервов будут способствовать сохранению благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции в основной капитал увеличатся на 10,4%. Высокими тепами в среднесрочной перспективе будут продолжать расти доходы населения – в 2007 году они в реальном выражении увеличатся на 10,2 процента. Это будет способствовать сокращению уровня бедности в стране. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения сократится с 18,4% в 2005 году до 14,3% в 2007 году и 11,6% в 2009 году. 

Темпы прироста экспорта товаров и услуг будут  отставать от темпов роста импорта, в результате чего положительное сальдо по счету текущих операций сократится примерно на четверть – со 111,2 млрд. долл. в 2006 году до 83,3 млрд.долл. в 2007 году. Вместе с тем, произойдет усиление счета операций с капиталом и финансовыми инструментами – в 2007 году впервые за последние восемь лет будет зафиксировано столь значительное положительное сальдо притока и оттока частного и официального капитала – 9,1 млрд. долл. (в 2003 году сальдо по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами составляло 0,7 млрд. долл.). 

Основным фактором экономического роста в 2007 году будет  увеличение потребительского и инвестиционного  спроса, однако расширение внутреннего  спроса будет происходить более  низкими темпами, чем в текущем  году. В результате темпы роста  ВВП прогнозируются со снижением - 6% в 2007 году против 6,6% в 2006 году. Федеральный бюджет на 2007 год и среднесрочную перспективу обеспечивает создание предпосылок для увеличения инвестиций в российскую экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Для этого будут решены следующие задачи: 

1. Стимулирование  инструментами налоговой политики  позитивных структурных изменений  в экономике, последовательное  снижение совокупной налоговой  нагрузки на бизнес. 

Самый высокий  уровень налогового бремени в настоящее время имеет место в секторе добычи полезных ископаемых (оп итогам 2005 года - 51,6%). Минимальный уровень налоговой нагрузки в сельском хозяйстве (4,3%) и в социальной сфере (8,3%). В обрабатывающих производствах уровеньналоговой нагрузки в 2005 г. составил 19,1%. Тем самым сокращается разрыв в инвестиционной привлекательности сырьевого и перерабатывающего сектора, что является необходимым условием для прогресса в диверсификации экономики и ухода от «голландской болезни». 

2. Достижение стабильно низкого уровня инфляции. 

Устойчивость  национальной валюты является тем условием, при котором экономика работает эффективно и бесперебойно. Низкая инфляция создает благоприятные  условия для накопления и инвестирования средств в результате сокращения риска потери покупательной способности денег; укрепляются и получают возможность эффективно функционировать кредитные и финансовые рынки. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер и превышение инфляцией установленных ориентиров приводит к автоматическому росту ожидаемой инфляции, сохранению высокой склонности к потреблению. 

Инфляция отражает усредненную оценку индекса потребительских  цен исходя из структуры расходов различных доходных групп населения. Средний рост потребительских цен за 2001-2005 гг. составил 13,4%. Основным фактором высокой инфляции является ускоренный рост денежного предложения, опережающий рост спроса на деньги. Экономика и, денежно-кредитная сфера прежде всего, по-прежнему в значительной степени зависят от динамики цен на нефть. С августа 2005 по август 2006 года по мере пересмотра прогноза цен на нефть изменялись параметры денежно-кредитной и курсовой политики. Так, если при прогнозируемой цене на нефть в 2007 году в размере 35 долл. /бар. (дата прогноза - август 2005 года) индекс потребительских цен прогнозировался в размере 6-7,5%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 28,6 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля – 3,7%, то при прогнозируемой цене на нефть 61 долл. США (дата прогноза – август 2006 года) индекс потребительских цен прогнозируется в размере 6,5-8%, среднегодовой курс рубля к доллару США - 26,5 руб./долл. США, повышение реального эффективного курса рубля – 4,8%. 

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях