Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:29, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49
Основные задачи
и направления налоговой
1. Снизить эффективную
ставку единого социального
2. Дополнить
Налоговый кодекс РФ главой
о водном налоге, предусмотрев
сокращение льгот и количества
объектов налогообложения.
3. Определить
оптимальные (экономически обоснованные
и необременительные для граждан и юридических
лиц) размеры государственной пошлины
и перечнем юридически значимых действий,
при которых она взимается.
4. Усовершенствовать
порядок взимания налога на
добавленную стоимость:
Основные направления
денежно-кредитной политики на 2005 год
определяли три варианта развития экономики
в 2005 г.
Первый сценарий
предполагал существенное ухудшение
ценовой конъюнктуры на товары российского
экспорта, то есть снижение цен на нефть
марки “Urals” до 22,5 долл./бар. При
этом прогнозировалось сокращение положительного
внешнеторгового сальдо по товарам и услугам
более чем на 40%, снижение экспортных доходов,
и. как следствие, ограничение инвестиционных
возможностей российских предприятий.
Замедление роста инвестиций в основной
капитал, а также снижение возможностей
для роста реальных располагаемых денежных
доходов населения должно было привести
к росту ВВП всего на 4,8%.
Второй сценарий
предполагал установление цены на российскую
нефть около отметки в 26 долл./бар.,
и, как следствие:
- неизменный
уровень объема экспорта ($180 млрд.);
- рост импорта,
и как следствие, сокращение
сальдо внешней торговли
- увеличение
чистого оттока частного
- рост золотовалютных
резервов на $14,5 млрд.;
- прирост ВВП
- 6%.
В рамках третьего
сценария предполагалось, что среднегодовая
цена на нефть марки “Urals” составит
28 долл./бар. (данная цена принималась
за основу при расчете доходов
федерального бюджета и поступлений в
Стабилизационный фонд РФ); сальдо баланса
товаров и услуг составит $43,9 млрд.; отток
частного капитала достигнет $7 млрд., а
золотовалютные резервы увеличатся на
$17,9 млрд. Активный рост инвестиций в основной
капитал и реальных располагаемых денежных
доходов населения, согласно данному варианту
развития экономики, будут способствовать
росту ВВП, который оценивается на уровне
6,3%.
В качестве целевого
ориентира по инфляции выбран интервал
7,5-8,5%, при этом для базовой инфляции
он составлял 7-8%. Прирост реального эффективного
обменного курса рубля не должен был превысить
в 2005 году 8%. Кроме того, в области политики
валютного курса устанавливалась перспективная
задача Банка России – создание условий
для перехода к более гибкому формированию
курса российской национальной валюты
при минимальном участии Банка России
в формировании спроса и предложения на
внутреннем валютном рынке. Предполагалось,
что это позволит в будущем перейти к полноценному
инфляционному таргетированию (установлению
целевых ориентиров денежной системы,
регулированию прироста денежной массы),
прежде всего, путем воздействия на стоимость
денег в экономике с помощью инструментов
процентной политики. К тому же, исходя
из растущего значения евро для российской
экономики, в качестве операционного ориентира
при реализации политики сглаживания
колебаний валютного курса предполагалось
использовать стоимость корзины доллар-евро.
Основные задачи
и направления инвестиционной политики
на 2005 год
Одним из основных
инструментов осуществления государственной
инвестиционной политики 2005 года в рамках
системы бюджетного планирования стала
Федеральная адресная инвестиционная
программа (ФАИП), которая отразила цели
и приоритетные направления социально-экономического
развития страны, определенных в Послании
Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации, Бюджетным
посланием Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике в 2005 году",
Программе социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную
перспективу.
Эффективное использование
государственных капитальных
Основными приоритетными
направлениями формирования ФАИП на
2005 и на период до 2007 г. стали:
- модернизация
и развитие стратегически
- модернизация
коммунальной инфраструктуры
- инвестирование
в объекты социальной
- адресная поддержка
стратегически значимых, с позиций повышения
конкурентоспособности экономики, инвестиционных
программ и проектов в секторах с высокой
долей участия государства, прежде всего
проектов оборонно-промышленного комплекса
и модернизации Вооруженных сил Российской
Федерации;
- формирование
и развитие технологической
- осуществление
природоохранных мероприятий и
создание условий безопасной
жизнедеятельности;
- инвестирование
в инфраструктуру судебной
Таким образом,
последовательная реализация приоритетов
государственного инвестирования была
направлена на создание материальной
основы повышения уровня жизни, образовательного,
научно-технического, культурного уровня
российских граждан, ускорения структурной
перестройки экономики и повышения ее
конкурентоспособности.
2.2 Итоги финансовой
политики 2005 года
Итоги бюджетной
и налоговой политики 2005 года
Задачи и ориентиры
бюджетной и налоговой
1. Передача 1,5% ставки
налога на прибыль на
2. Снижение эффективной
ставки единого социального
3. Введение с
1 января 2005 года порядка взимания
НДС по принципу «страна
4. Снижение в
среднем на 32% размера ставок вывозных
таможенных пошлин по всем
группам, за исключением
5. Увеличение
ставки налога на добычу нефти с
347 до 419 руб. за 1 тонну (связано с изъятием
сверхприбыли при высоких мировых ценах
на нефть) и ставки налога на добычу полезных
ископаемых на газ горючий природный из
всех видов месторождений углеводородного
сырья со 107 рублей до 135 рублей за тысячу
кубических метров;
6. Введение главы
«Государственная пошлина»
Следует отметить,
что группировка доходов и
расходов федерального бюджета на 2005
год была изменена в соответствии
с новой бюджетной
- сокращение
количества разделов и
- отражение расходов
на управление и прикладные
научные исследования в
В основу расчетов
доходов федерального бюджета на
2005 год и поступлений в
Согласно первоначально
утвержденным параметрам федерального
бюджета его объем доходов
был запланирован на уровне 3 326 млрд.
руб. или 17,77% ВВП, объем расходов - 3047,9
млрд. руб. или 16,3% ВВП, профицит - 278,1 млрд.
рублей или 1,5% ВВП. Однако в связи с благоприятной
внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся
на рынке нефти и газа (средняя цена на
нефть марки «Urals» в январе-50.3 долл./барр
против 34.37 долл./барр. в январе-ноябре
2004 года), Федеральным законом от 04.11.2005
№141-ФЗ были внесены коррективы по увеличению
показателей федерального бюджета. В соответствии
с ним доходы федерального составили 4979.8
млрд. руб. (23.7% ВВП), расходы – 3539.5 млрд.
руб. (16.9% ВВП) и профицит – 1440.3 млрд. руб.
(6.9% ВВП) (Приложение).
В целом же за
2005 год исполнение указанных показателей,
по предварительной оценке Минфина,
составило:
- по объему
поступивших доходов – 5121 млрд.
руб., или 102.8% к уточненной росписи
поступлений доходов на 2005 год и
почти 154% к первоначально принятому объему;
- по финансированию
– 3584.2 млрд. руб., или 100.3% к уточненной
годовой бюджетной росписи
- по кассовому
исполнению расходов – 3504.5 млрд.
руб., или 98% к уточненной годовой бюджетной
росписи расходов;
- профициту (кассовому
профициту) – 1536.8 (1616.5) млрд. рублей.
Доходы федерального
бюджета за 2005 год, включая безвозмездные
перечисления, составили 5121 млрд. руб.,
что составили 23.6% к оценке объема ВВП
за прошедший год.
Таблица 1. Структура
доходов федерального бюджета в
январе-ноябре 2003-2005 гг.
(в % к общей
сумме доходов)
2003 2004 2005
Налог на прибыль
6.6 6.0 7.5
НДС 34.3 31.4 29.4
НДПИ 9.6 12.5 16.8
Акцизы 9.9 3.6 2.2
Таможенные пошлины
17.6 24.7 30.7
Неналоговые доходы
6.9 6.5 3.4
ЕСН 13.7 12.6 5.1
Прочие доходы
1.5 2.4 4.7
Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях