Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:29, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49
ИТОГО 100 100 100
За январь-ноябрь
2005 года объем платежей за пользование
природными ресурсами по сравнению
с тем же периодом прошлого года
возрос на 1.48 п.п. ВВП до 4.08% ВВП (связано
с увеличением ставки налога на добычу
нефти с 347 до 419 руб. за 1 тонну и ставки
налога на добычу полезных ископаемых
на газ горючий природный со 107 рублей
до 135 рублей за тысячу кубических метров).
Объем таможенных
пошлин увеличился на 2.3 п.п. ВВП по отношению
к январю-ноябрю 2004 года и составил
7.3% ВВП.
Поступления налога
на прибыль в январе-ноябре 2005 года
составили 1.8% ВВП, что на 0.6 п.п. ВВП
выше, чем в январе-ноябре 2004 года
(связано с увеличением ставки налога
на прибыль, зачисляемого в федеральный
бюджет, с 5% до 6,5%).
Поступления НДС
увеличились на 0.6 п.п. ВВП и составили
7% ВВП.
Снижение эффективной
ставки единого социального налога
с сохранением регрессивной шкалы
налогообложения сократило доходы федерального
бюджета на 280,8 млрд. руб. или на 1,5% к ВВП;
В структуре
расходов федерального бюджета в
январе-ноябре 2005 года доля расходов на
национальную оборону, безопасность и
правоохранительную деятельность возросла
на 0.3 п.п., и составила 28% к общей сумме
расходов. Межбюджетные трансферты возросли
на 4.4 п.п. и составили 39.1% к общей сумме
расходов.
Таблица 2. Структура
расходов федерального бюджета в
январе-ноябре 2003-2005 гг.
(в % к общей
сумме расходов)
2003 2004 2005
1 Общегосударственные
вопросы, без процентных
2 Национальная
оборона, безопасность
и правоохранительная
деятельность 25.7 27.7 28.0
3 Образование
5.1 5.6 4.4
4 Национальная
экономика 6.9 6.8 6.2
5 Социальная
политика, здравоохранение и спорт 8.5 8.5
7.6
6 Межбюджетные
трансферты 34.9 34.7 39.1
7 Обслуживание
государственного долга 10.1 8.2 6.4
8 Прочие 1.7 1.7 1.6
Финансирование
расходов на обслуживание государственного
и муниципального долга Российской
Федерации (процентные расходы) в целом
за 2005 год составило 228.3 млрд. руб. (6.4% от
общего объема финансирования расходов
данного периода).
Благодаря превышению
мировых цен на нефть отметки
в 20 долларов за баррель – средней
цены на нефть марки «Urals» за последние
10 лет – в 2005 году средства Стабилизационного
Фонда РФ превысили уровень в 500 млрд. рублей,
и их часть была направлена на выплату
внешнего долга Российской Федерации
и покрытие дефицита Пенсионного фонда
Российской Федерации в следующих объемах:
• 93,5 млрд. рублей
(эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было
направлено на погашение долга перед Международным
валютным фондом;
• 430,1 млрд. рублей
(эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение
долга перед странами-членами
Парижского клуба;
• 123,8 млрд. рублей
(эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на
погашение долга перед Внешэкономбанком
по кредитам, предоставленным Министерству
финансов Российской Федерации в 1998-1999
годах для погашения и обслуживания государственного
внешнего долга Российской Федерации;
• 30 млрд. рублей
(эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено
на покрытие дефицита Пенсионного фонда
Российской Федерации.
Итоги кредитно-денежной
политики 2005 года
За 2005 год инфляция
на потребительском рынке
Почти до середины
года цены повышались темпами, опережающими
прошлогодние показатели. В итоге
за январь-май 2005 г. прирост цен (7.3%)
был почти в 1.4 раза выше аналогичного
показателя за 2004 год (5.3 процента).
Прирост потребительских
цен без учета товаров и услуг необязательного
пользования за этот период (8.5%) был еще
выше, чем годом ранее (5.7%). Это свидетельствует
о более высоком росте спроса на товары
(услуги) первой необходимости вследствие
роста платежеспособного спроса наименее
обеспеченных слоев населения в связи
со значительным повышением их денежных
доходов (из-за монетизации ряда льгот,
повышения пенсий, увеличения выплат бюджетникам
и др.).
На опережающих
темпах инфляции также сказался повышенный
рост административных тарифов в
начале года, вдвое превышавший аналогичные
прошлогодние показатели, связанный с
принятием решения о переходе населения
на 100% оплату услуг ЖКХ; сокращением дотаций
из федерального бюджета; более значительным,
чем в 2004 году, повышением регулируемых
цен на отпускаемые для населения энергоносители
естественными монополиями (оптовые цены
газ с 1 января были увеличены на 25.1%, предельный
размер повышения тарифов на электроэнергию
был повышен также до 25%) с целью сокращения
перекрестного субсидирования последних.
Правительство
и Банк России принимали меры по снижению
темпов инфляции. В I полугодии 2005 г. денежная
политика была достаточно жесткой, поддерживался
стабильным номинальный курс рубля. В
целях увеличения предложения продовольственных
товаров в мае был смягчен режим импорта
говядины. Пристальное внимание уделялось
росту регулируемых тарифов (намеченное
вторичное повышение цен на газ для населения
в апреле практически не было введено,
тарифы в электроэнергетике для населения
росли более медленными темпами, чем установленный
предел их повышения).
В итоге с
июня 2005 г. темпы инфляции замедлились.
Во II полугодии 2005 г. темпы роста
цен были почти вдвое ниже по сравнению
с аналогичным периодом предыдущего
года (2.7% против 5.3 процента).
На замедлении
темпов инфляции во второй половине 2005
года сказались также такие факторы, как
значительное сезонное снижение цен на
продукцию сельского хозяйства в летний
период и осенью благодаря хорошему урожаю
2005 года; значительный рост импорта мясных
(на 23-33%) и других продовольственных товаров;
приостановление роста цен на горюче-смазочные
материалы с 19 сентября до конца 2005 года
по решению крупнейших производителей
нефтепродуктов.
В августе 2005 г.
была зафиксирована дефляция на 0.1%
(последний раз дефляция была в
августе 2003 г.), в том числе за счет более
значительного сезонного снижения цен
на плодоовощную продукцию, чем в прошлом
году.
В условиях высокой
внешнеэкономической
Итоги инвестиционной
политики 2005 года
По итогам 2005
года объем инвестиций в основной
капитал за счет всех источников финансирования
составил 3431.0 млрд. руб., или увеличился
относительно 2004 года на 10.5%, что несколько
меньше чем в 2004 году – 10.9 процента.
Баланс собственных
и привлеченных средств в структуре
инвестиций в основной капитал по
источникам финансирования в январе-сентябре
2005 г. практически не изменился по
сравнению с январем-сентябрем 2004
г. В то же время произошли значительные
изменения в составе как привлеченных,
так и собственных средств. Значительно
(на 3.1%) возросла доля прибыли, остающейся
в распоряжении организаций, направляемой
на инвестиции при одновременном снижении
доли используемой в инвестиционных целях
амортизации (на 3 процента).
В привлеченных
средствах отмечается рост бюджетных
средств (на 1.8%), в том числе средств
федерального бюджета (на 1.1%) и средств
бюджетов субъектов Федерации (на 0.6%),
при снижении доли банковского кредитования
(на 1.2 процента).
В 2005 году успешно
реализовывалась Федеральная
По данным Росстата,
уровень финансирования годового лимита
по стройкам и объектам для государственных
нужд по итогам за 2005 год составил 153721.7
млн. рублей, или 97% годового лимита. При
этом 2747 строек и объектов из 3399 профинансированы
в размере предусмотренного годового
лимита бюджетных ассигнований. В то же
время уровень финансирования 57 строек
составил менее 50%, а по 351 стройке финансирование
не осуществлялось.
По стройкам
и объектам для федеральных
Объем освоенных
бюджетных средств за 2005 год в рамках основных
комплексов составил: в производственном
комплексе – 92764.8 млн. рублей, или 90% от
годового лимита, в специальном комплексе
– 5051.6 млн. рублей (73%) и в социальном комплексе
– 44547.7 млн. рублей (92 процента).
Существенно выше,
чем в целом по стройкам и объектам
для государственных нужд, освоен
годовой лимит государственных
капитальных вложений в агропромышленном
(96%) комплексе, а также по отраслям
«Коммунальное строительство» (93%) и
«Здравоохранение, физическая культура
и соц. обеспечение» (91%). В пределах средних
значений профинансированы транспортный
комплекс (90%) и отрасль «Наука и научное
обслуживание» (88%). В то же время существенно
ниже среднего уровня освоен годовой лимит
государственных капитальных вложений
по стройкам и объектам по разделу «Культура
и искусство» (84%) и «Жилищное хозяйство»
(80%).
Освоение государственных
капитальных вложений по стройкам и
объектам для федеральных
Федеральный округ
Лимит государственных
млн. рублей в % от
лимита на год
Центральный 55249.7
42749.5 77
Северо-Западный
38269.5 36207.7 95
Южный 20205.0 17734.6
88
Приволжский 20721.7
25801.3 124
Уральский 2483.4 2479.0
99.8
Сибирский 14478.4
10858.1 75
Дальневосточный
6950.1 6533.9 94
По данным Росстата
за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный
капитал в экономике России составил 96.5
млрд. долларов США, что на 31.4% больше по
сравнению с соответствующим периодом
предыдущего года. Наибольший удельный
вес в накопленном иностранном капитале
приходился на прочие инвестиции, осуществляемые
на возвратной основе (кредиты международных
финансовых организаций, торговые кредиты
и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года
– 57.5%), доля прямых инвестиций составила
44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента).
В январе-сентябре
2005 г. в экономику России поступило 26.8
млрд. долларов иностранных инвестиций,
что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре
2004 года. При сохранении темпов роста прямых
иностранных инвестиций в экономику России
на уровне прошлого года (январь-сентябрь
2005 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре
2004 г.) отмечается значительный рост доли
прямых иностранных инвестиций в общем
объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.),
что отражает улучшение инвестиционного
климата России.
2.3 Оценка эффективности
финансовой политики 2005 года
Финансовая политика
2005 года наряду с благоприятной
Так, темп экономического
роста по итогам 2005 года составил 6,4%, то
есть выше первоначального прогноза Минэкономразвития
(5.9%), но ниже результата 2004 года (7.2%). По
темпам экономического роста Россия продолжала
опережать развитые страны мира, но уступала
Китаю и большинству государств СНГ. Превышение
темпов роста по сравнению с прогнозом
было связано в первую очередь с более
высокими ценами на нефть, которые способствовали
дополнительному росту не только стоимостных
объемов экспорта, но и доходов населения,
торговли и инвестиций в основной капитал.
Некоторое замедление роста ВВП по сравнению
с предыдущим годом было обусловлено прежде
всего значительным снижением темпов
роста физических объемов экспорта и сдержанной
динамикой роста промышленного производства,
даже в условиях исключительно благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуры.
Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях