Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

В составе финансовой политики, как правило, выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики. 

Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном кодексе, других законодательных  актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в определении источников формирования доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От характера решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип построения модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством. 

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность  налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным  кредитом. 

Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами. 

Таможенная политика представляет собой специфическую  область налоговой и ценовой  политики со своими специфическими формами  и методами влияния на экономику  государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны. 

Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть  финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала. 

Политика управления государственным кредитом связана  с обеспечением деятельности государства  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования. 

Кредитно-денежная политика представляет собой часть  социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития. 

В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную самостоятельность  денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг. 

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты. 

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы). 

Ценовая политика - регулирование и корректировка  цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов. 

Финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов). 

Все большее  значение приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит  управление валютно-финансовыми и  кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях. 

1.3 Типы финансовой  политики 

1. Классическая. 

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление  – невмешательство государства  в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета. 

2. Регулирующая. 

В основу этого  типа финансовой политики положена экономическая  теория Дж. М. Кейнса, которая исходит  из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. 

3.Неокласическая. 

Концепция этого  типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения. 

4.Планово-директивная. 

Планово-директивная  финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития. 
 

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года 

2.1 Задачи и  направления финансовой политики  на 2005 год 

Финансовая политика состоит из таких этапов, как: 

• определение  целей и задач финансовой политики; 

• разработка направлений  и ориентиров финансовой политики; 

• реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. 

В разработке государственной  финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. 

Основные направления  бюджетной и налоговой политики на 2005 год были сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной  политике в 2005 году» и Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 

Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации  основными задачами бюджетной политики на 2005 год и среднесрочную перспективу  стали: 

1. Создание условий для обеспечения общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать: 

• гарантированное  исполнение заложенных в бюджет обязательств; 

• связывание избыточной денежной ликвидности; 

• последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга с учетом приходящегося на 2005 год значительного объема платежей по внешнему долгу. 

2. Использование  средств Стабилизационного фонда,  накопленные в 2005 году сверх  установленного минимума (сверх  500 млрд. руб.), исключительно на замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии иных способов решения соответствующих задач. 

3. Реформирование  бюджетной классификации (группировки  доходов и расходов бюджетов всех уровней) и бюджетного учета. На федеральном уровне должны определяться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации с целью обеспечения большей свободы маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса. 

4. Повышение  роли перспективного финансового  плана в бюджетном процессе  с целью расширения горизонта  планирования, повышения предсказуемости  бюджетной политики и качества  подготовки бюджета, создания стимула для оптимизации бюджетных расходов. 

5. Четкое определение  показателей результативности деятельности  федеральных государственных органов. 

6. Ориентация  федеральных целевых программ  на решение крупных и требующих  длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику формирование ведомственных целевых программ. В эти программы целесообразно перенести значительную часть бюджетных расходов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу. 

7. Создание новой  нормативной базы и обеспечение  четкого соблюдения правил государственных  закупок, распространяемых на  все осуществляемые в интересах государства закупки (в том числе в сфере обороны и безопасности). 

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях