Финансовая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:29, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2005 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики в разрезе ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы
1.1 Сущность и задачи финансовой политики………………………………5
1.2 Содержание финансовой политики……………………………………....8
1.3 Типы финансовой политики……………………………………………..12
Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года
2.1 Задачи и направления финансовой политики на 2005 год…………….15
2.2 Итоги проведения финансовой политики 2005 года…………………...21
2.3 Оценка эффективности финансовой политики 2005 года……………..30
Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе
(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях.doc

— 219.00 Кб (Скачать)

Курсовая работа Финансовая политика государства России в современных условиях.

Федеральное агентство  по образованию 

ГОУ ВПО 

Уфимская государственная  академия экономики и сервиса 
 

Кафедра «Финансы и банковское дело» 

Зарегистрировано: 

Вх. № _______________ 

«__» ______________2006г. 
 

Курсовая работа 
 

по дисциплине «Финансы» 

на тему: «Финансовая  политика России в современных условиях» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: 

Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Уфа 2006 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 

1.1 Сущность и  задачи финансовой политики………………………………5 

1.2 Содержание  финансовой политики……………………………………....8 

1.3 Типы финансовой  политики……………………………………………..12 

Глава 2. Характеристика и анализ финансовой политики России 2005 года 

2.1 Задачи и  направления финансовой политики  на 2005 год…………….15 

2.2 Итоги проведения  финансовой политики 2005 года…………………...21 

2.3 Оценка эффективности  финансовой политики 2005 года……………..30 

Глава 3. Финансовая политика России среднесрочной перспективе 

(2007-2009 гг.)…………………………………………………………………....35 

Заключение……………………………………………………………………….46 

Список использованной литературы…………………………………………...49 
 

Введение 

В формировании и развитии экономической структуры  любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. 

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. 

Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение  ее целей, основных направлений использования  финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы. 

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач: 

? рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы; 

? дать характеристику  и анализ финансовой политики  России 2005 года, в частности, выделить  основные задачи и ориентиры  финансовой политики в разрезе  ее элементов; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги и оценить уровень эффективности ее реализации; 

? рассмотреть  и дать характеристику финансовой  политики России в среднесрочной  перспективе – 2007-2009 гг. 

В качестве основы написания работы используются: Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике", прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год, а также итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2005 год, подготовленные Минэкономразвития России. 
 

Глава 1. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы 

1.1 Сущность и задачи финансовой политики 

Политическая  деятельность государства проявляется  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в финансовой сфере. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия  «финансовая политика». Так, ряд  авторов финансовую политику определяют как «совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций» (Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2001, с.80). Другими словами, финансовая политика рассматривается как определенная деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством. 

Такая трактовка  таит в себе ряд опасностей. Дело в том, что функции и задачи государства видоизменяются, трансформируются в соответствии с господствующими в обществе представлениями о роли государства в развитии народного хозяйства. Так, например, вопросы государственного вмешательства в экономику России, выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности населения и многие другие вопросы, определяющие функции и задачи государства, до сих пор остаются дискуссионными. 

Использование финансовой политики только как средства (инструмента) выполнения функций государства  неизбежно ведет к конфликту  интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны. 

Например, до недавнего  времени многими специалистами, включая представителей органов государственной власти, убедительно обосновывалась неэффективность существовавшей налоговой системы, а для ряда сфер бизнеса – ее губительность. Тем не менее, она долго оставалась без изменений и продолжала сдерживать экономическое развитие страны. 

Другой пример - из области взаимоотношений государства и наемных работников в части оплаты труда. Если в развитых странах минимальный размер оплаты труда наемного работника привязан к величине прожиточного минимума, то в России минимальный размер оплаты труда используется преимущественно как некий норматив при установлении государством различных платеже, в том числе штрафов, и никоим образом не увязан собственно с прожиточным минимумом граждан России. Самоустранение государства от регулирования доходов населения способствовало огромной дифференциации в уровнях оплаты труда между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями наемных работников, стало причиной того, что значительная часть населения страны оказалась за чертой бедности. 

Из изложенного  выше можно сделать, по крайней мере, два вывода. 

Во-первых, государственная  финансовая политика должна выступать  средством решения социально-экономических  задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы. 

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать  интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной  власти. 

Другие авторы рассматривают финансовую политику как часть экономической политики государства, представляющую собой «совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства, в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики» (Финансы, денежное обращение и кредит, с.4). 

Данное определение  не раскрывает сущности финансовой политики, а описывает механизм, инструменты  ее реализации. Дело в том, что финансовый механизм является лишь частью финансовой политики, с помощью которого осуществляется непосредственное управление финансами. 

По мнению С. Ю. Витте, ключевая особенность финансовой политики состоит в том, что она  «… должна быть направлена на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов» . 

Итак, государственную  финансовую политику будем рассматривать  как часть социально-экономической  политики государства по обеспечению  сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны. Игнорирование необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировой опыт, ведет к деградации самой финансовой системы, упадку и развалу экономики. 

Главной целью  государственной финансовой политики должно стать создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. 

Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и  решении тактических вопросов использования  функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п. 

Задачами финансовой политики являются: 

• создание условий  для формирования максимально возможных  финансовых ресурсов; 

• установление рационального с точки зрения государства распределения и  использования финансовых ресурсов; 

• организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами; 

• выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с изменяющимися  целями и задачами. 

1.2. Содержание  финансовой политики 

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как  охватывает широкий комплекс мероприятий: 

1) разработку  общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений,  целей, главных задач; 

2) управление  финансовой деятельностью государства  и других субъектов экономики.  Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. 

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. 

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях